Социальные доктрины США в области социальной работы

Научный этап помощи и поддержки предваряла законода­тельная практика, которая в течение двух с половиной столетий разрабатывала вопросы регламентации существования бедных и нищих в государствах Западной Европы, а затем и в США.

Эти факторы сыграли позитивную роль, поскольку был определен субъект помощи, его правовые и деятельностные пол­номочия, а также очерчен круг проблем, требующих вмешатель­ства со стороны государства.

На развитие теории и практики социальной помощи и соци­альной работы в XIX в. немалое влияние оказала либеральная док­трина. В тот период в США либералы придерживались концеп­ции «естественных прав», которыми каждая личность обладает от рождения. Среди них находило себе место и право на помощь со стороны общества в случаях болезни, увечья, нужды и др. Эта доктрина стала базой расширения филантропической деятельнос­ти в то время, когда поддержка нуждающихся еще не была функ­цией государства. Более того, активисты благотворительности зна­чительно способствовали появлению законов о помощи. Либераль­ная доктрина немало содействовала появлению в США идеологии современного «государства всеобщего благосостояния».

История социального обеспечения в США демонстрирует увеличивающуюся роль как государственных, так и частных агентств. Полезно проанализировать эту общую тенденцию в те­чение трех периодов.

/ период: 1900—1930 гг., когда тенденция действовала на уровне местных органов управления, органов управления штатов и местных частных учреждений, организованных под эгидой Об­щественного фонда.


Расширение и развитие местных агентств и агентств штатов в 1900—1930 гг. обусловливалось прогрессивными политическими изменениями. Это была модификация либерализма XIX в., когда осознали, что во имя интересов развития общества в целом необ­ходимо ввести некоторые ограничения на личные свободы и отка­заться от политики капитализма свободной конкуренции. Защиту интересов развития общества взяло на себя правительство, оно начало вмешиваться в такие сферы жизнедеятельности, как на­родное образование, здравоохранение и т. д. Власть в вопросах со­циальной политики обычно принадлежала правительствам шта­тов, а федеральное правительство не имело отношения к этим многочисленным властным функциям.

2 период. 1930—1968 гг., когда федеральное правительство пред­приняло важные инициативы в области социального обеспечения.

В течение этого периода значительно возросла роль федераль­ного правительства в деле социального обеспечения. Федеральное правительство приняло ряд мер для развития системы социального обеспечения нуждающихся, инвалидов, правонарушителей, также были претворены в жизнь и новые программы, затрагивающие сферы бизнеса и занятости, гражданских прав и пр.

Наиболее важным новшеством было создание системы со­циального страхования и государственной помощи, финансируе­мой федеральным правительством, и принятие федеральных за­конов, регулирующих условия труда (гарантирующих минимум зарплаты и ограничивающих рабочие часы) и отношения между трудящимися и администрацией (поддержка коллективных дого­воров и союзов). Программы поддержания доходов имели два направления — социальное страхование и материальная помощь.

Социальное страхование предлагалось в качестве замены бла­готворительности, имевшей место до 1930 г. Предполагалось, что социальное страхование лучше старомодной благотворительнос­ти, так как не затрагивает гордости получателя.

В 1948 г. социальное законодательство прежних лет и новый курс получили название курса на построение «государства все­общего благосостояния». Термин вошел в употребление во время президентских выборов того года и стал использоваться для обо­значения национальной политики, предусматривающей нечто среднее между либеральной доктриной неограниченной свободы


рынка и доктриной социалистического планирования. Политика была представлена в плане Бевериджа — английского экономис­та, который считал, что государство должно гарантировать каж­дому гражданину в качестве основного права некоторый мини­мум экономической безопасности.

3 период: начиная с 1968 года, когда движение к «государству всеобщего благосостояния» сменилось политикой консерватизма.

Политика «кооперативного федерализма», которая стиму­лировала расширение системы дотаций и аппарата регулирова­ния, была заменена «Новым федерализмом», впервые предло­женным Президентом Никсоном. Федеральное правительство про­должало ориентироваться на местные программы, предоставляя местному правительству федеральные фонды для удовлетворе­ния потребностей общин в развитии, обучении рабочей силы, транспорте, образовании и сильную политическую роль.

Политика 1980—1985 гг. не разрушила основную структуру социальной помощи, а сузила ее цели и изменила средства их достижения. Суть этой политики очень проста:

- расходы федерального правительства не могут постоянно
расти;

- федеральное правительство частично финансирует социальную
сферу наряду с семьей, местными властями и предприятиями;

- приоритетное значение для федерального финансирова­
ния имеют военные расходы и обеспечение экономического рос­
та путем снижения налогов.

Основная цель политики — создать более рационально уст­роенное общество, где все будут делиться благами, источниками которых должны быть федеральные и местные власти и зажиточ­ные граждане. При таком подходе социальное обеспечение оста­ется общенациональным делом, но доступ к нему и возможнос­ти его расширения ограничены. Большинство других социальных потребностей должны удовлетворять прежде всего семья, затем благотворительность, корпорации и компании и совместно влас­ти штатов и местные органы.


1.4. Стратегические линии социальной политики США


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: