Научный этап помощи и поддержки предваряла законодательная практика, которая в течение двух с половиной столетий разрабатывала вопросы регламентации существования бедных и нищих в государствах Западной Европы, а затем и в США.
Эти факторы сыграли позитивную роль, поскольку был определен субъект помощи, его правовые и деятельностные полномочия, а также очерчен круг проблем, требующих вмешательства со стороны государства.
На развитие теории и практики социальной помощи и социальной работы в XIX в. немалое влияние оказала либеральная доктрина. В тот период в США либералы придерживались концепции «естественных прав», которыми каждая личность обладает от рождения. Среди них находило себе место и право на помощь со стороны общества в случаях болезни, увечья, нужды и др. Эта доктрина стала базой расширения филантропической деятельности в то время, когда поддержка нуждающихся еще не была функцией государства. Более того, активисты благотворительности значительно способствовали появлению законов о помощи. Либеральная доктрина немало содействовала появлению в США идеологии современного «государства всеобщего благосостояния».
|
|
История социального обеспечения в США демонстрирует увеличивающуюся роль как государственных, так и частных агентств. Полезно проанализировать эту общую тенденцию в течение трех периодов.
/ период: 1900—1930 гг., когда тенденция действовала на уровне местных органов управления, органов управления штатов и местных частных учреждений, организованных под эгидой Общественного фонда.
Расширение и развитие местных агентств и агентств штатов в 1900—1930 гг. обусловливалось прогрессивными политическими изменениями. Это была модификация либерализма XIX в., когда осознали, что во имя интересов развития общества в целом необходимо ввести некоторые ограничения на личные свободы и отказаться от политики капитализма свободной конкуренции. Защиту интересов развития общества взяло на себя правительство, оно начало вмешиваться в такие сферы жизнедеятельности, как народное образование, здравоохранение и т. д. Власть в вопросах социальной политики обычно принадлежала правительствам штатов, а федеральное правительство не имело отношения к этим многочисленным властным функциям.
2 период. 1930—1968 гг., когда федеральное правительство предприняло важные инициативы в области социального обеспечения.
В течение этого периода значительно возросла роль федерального правительства в деле социального обеспечения. Федеральное правительство приняло ряд мер для развития системы социального обеспечения нуждающихся, инвалидов, правонарушителей, также были претворены в жизнь и новые программы, затрагивающие сферы бизнеса и занятости, гражданских прав и пр.
|
|
Наиболее важным новшеством было создание системы социального страхования и государственной помощи, финансируемой федеральным правительством, и принятие федеральных законов, регулирующих условия труда (гарантирующих минимум зарплаты и ограничивающих рабочие часы) и отношения между трудящимися и администрацией (поддержка коллективных договоров и союзов). Программы поддержания доходов имели два направления — социальное страхование и материальная помощь.
Социальное страхование предлагалось в качестве замены благотворительности, имевшей место до 1930 г. Предполагалось, что социальное страхование лучше старомодной благотворительности, так как не затрагивает гордости получателя.
В 1948 г. социальное законодательство прежних лет и новый курс получили название курса на построение «государства всеобщего благосостояния». Термин вошел в употребление во время президентских выборов того года и стал использоваться для обозначения национальной политики, предусматривающей нечто среднее между либеральной доктриной неограниченной свободы
рынка и доктриной социалистического планирования. Политика была представлена в плане Бевериджа — английского экономиста, который считал, что государство должно гарантировать каждому гражданину в качестве основного права некоторый минимум экономической безопасности.
3 период: начиная с 1968 года, когда движение к «государству всеобщего благосостояния» сменилось политикой консерватизма.
Политика «кооперативного федерализма», которая стимулировала расширение системы дотаций и аппарата регулирования, была заменена «Новым федерализмом», впервые предложенным Президентом Никсоном. Федеральное правительство продолжало ориентироваться на местные программы, предоставляя местному правительству федеральные фонды для удовлетворения потребностей общин в развитии, обучении рабочей силы, транспорте, образовании и сильную политическую роль.
Политика 1980—1985 гг. не разрушила основную структуру социальной помощи, а сузила ее цели и изменила средства их достижения. Суть этой политики очень проста:
- расходы федерального правительства не могут постоянно
расти;
- федеральное правительство частично финансирует социальную
сферу наряду с семьей, местными властями и предприятиями;
- приоритетное значение для федерального финансирова
ния имеют военные расходы и обеспечение экономического рос
та путем снижения налогов.
Основная цель политики — создать более рационально устроенное общество, где все будут делиться благами, источниками которых должны быть федеральные и местные власти и зажиточные граждане. При таком подходе социальное обеспечение остается общенациональным делом, но доступ к нему и возможности его расширения ограничены. Большинство других социальных потребностей должны удовлетворять прежде всего семья, затем благотворительность, корпорации и компании и совместно власти штатов и местные органы.
1.4. Стратегические линии социальной политики США