Объективные предпосылки возникновения и развития теории социальной работы как научной дисциплины

Большинство специалистов по социальной истории и исто­рии социальной работы считают, что возникновение теории со­циальной работы приходится на последнюю четверть прошлого века. Именно в это время в целом ряде индустриально развитых стран возникают группы специалистов, которые начинают про­фессионально заниматься социальной работой, создаются учеб­ные заведения, готовящие социальных работников, открывают­ся первые факультеты социальной работы университетов.

Что же обусловило потребность в подготовке социальных работников-профессионалов, развитии теории социальной рабо­ты как научной и учебной дисциплины? Какие реалии обще­ственной и индивидуальной жизни человека во второй половине XIX в. привели к развертыванию массовой подготовки профес­сиональных социальных работников, широкому развертыванию научных исследований проблем социальной защиты населения, поддержки «слабых» социальных групп?

Прежде всего следует отметить такое явление общественной жизни, как массовая урбанизация, ставшая следствием интен­сивного промышленного развития ведущих индустриально раз­витых стран той поры. Массовое переселение сельских жителей в города многократно увеличило в обществе долю маргинальных слоев, прежде всего, горожан первого и второго поколения, сла­бо адаптированных к условиям жизни в городе. Отчетливо обо­значилась специфика образа жизни людей не только в регио­нально-национальном, территориальном разрезе, но и по раз­личным типам, а также видам поселений (крупный город, сред­ний или малый город, поселок городского типа, село, деревня, хутор и др.). При этом явными оказались и различия в системах жизнеобеспечения населения, проживающего в разных типах по­селений, их зависимость от профиля хозяйственно-экономичес­кого развития регионов.


Усложнение общественного производства, рост оснащен­ности работника, в целом — труда, повышение в нем роли и ответственности человека за результаты деятельности больших коллективов, ассоциаций работников, усиление их взаимозави­симости, разностороннего влияния на эффективность повыше­ния общих результатов профессиональной деятельности потре­бовали особого внимания к носителю рабочей силы, его здоро­вью, настроению, благополучию, жизненным ориентациям. И государственные органы, и крупные фирмы начинают во второй половине XIX — начале XX в. все более активно вкладывать капитал не только в образование, профессиональную подготов­ку населения, что само по себе тоже весьма примечательно, но и в то, что называется сферой поддержания жизнеобеспечения че­ловека — социальной сферой.

В свою очередь, опережающее развитие индустрии услуг в развитых странах приводит на рубеже веков, и особенно в XX в., к изучению закономерностей поведения человека во все более развитой и технически оснащенной социальной сфере.

Еще одним важным фактором, способствовавшим форми­рованию современной системы социальной работы в XIX в., ее возникновению как общественного явления, была борьба трудя­щихся за свои права. Рост концентрации работников на крупных предприятиях, в городах, усиливая организованность рабочего движения, профсоюзов, оказал, несомненно, сильное влияние на буржуазные правительства, предпринимателей и убедил пос­ледних в необходимости широкой поддержки различных форм социальной работы, снимающих напряженность в обществе.

Эпоха пролетарских революций наступала наиболее масш­табно именно в прошлом столетии. Ее разрушительный характер во многом активизировал поиск прогрессивной общественнос­тью мирных, эволюционных путей перехода к более справедли­вому общественному устройству, более гибким современным ме­ханизмам решения и традиционных, и новых социальных про­блем. Широкое распространение различных форм социальной ра­боты, ее оформление как объективно необходимого обществен­ного явления и стало одним из основных путей решения совре­менных социальных противоречий и обеспечения социального прогресса в целом.


В этой связи следует иметь в виду и ряд глобальных про­блем, с которыми столкнулось человечество в конце XIX — пер­вой половине XX в. Они во многом обусловили актуальность возникновения и совершенствования социальной работы как об­щественного явления, а также ее научного обеспечения, созда­ния теоретических и методологических основ. Наиболее остро и масштабно о себе заявили такие глобальные проблемы, как заг­рязнение окружающей среды, угроза демографического взрыва, массового голода в слаборазвитых странах и регионах, опасность самоуничтожения человечества в результате использования ору­жия массового поражения, проблема моральной деградации, социокультурного вырождения, распад семьи как традиционно­го социального института, составляющего основу воспроизвод­ства общественной и индивидуальной жизни человека. Серьез­ную проблему защиты большей части населения планеты поста­вила растущая социальная дифференциация, увеличение разли­чий в уровне жизни народов разных стран и регионов, распрос­транение масс-культуры, обострение проблемы миграции, вы­бора смысложизненных ориентации населения индустриально раз­витых и развивающихся стран.

Наконец, нельзя не отметить и такие характерные черты современного мира, обусловившие совершенствование социаль­ной защиты, ее теоретическое оформление, как развитие гума­нистических традиций культуры, рост образованности, инфор­мированности населения, а также усложнение общества и чело­века, их жизнедеятельности, усиление риска для жизни в новых исторических условиях. Все это, как никогда, потребовало про­фессионализма, теоретического обоснования деятельности по оптимизации социальной поддержки людей, тем более, что че­ловечество получило и новые возможности для усиления соци­альной и индивидуальной помощи нуждающимся, особенно в обществах, достигших уровня «массового потребления».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: