Исторические этапы эволюции теоретического знания в области социальной работы

Теоретическая традиция в истории научного осмысления социальной работы складывалась по мере изучения социальной роли и смысла такого явления общественной жизни, как благо­творительность, а также в связи с попытками сопоставить науч-


ное изучение социальной помощи нуждающимся с различными психологическими, социологическими, психотерапевтическими доктринами. Происхождение социальной работы как профессии идентифицируется с возникновением благотворительных обществ, с которыми связываются и первые ступени ее теоретического обоснования. В ранних теоретических трудах по вопросам соци­альной работы во второй половине XIX — начале XX в. обычно рассматривалось эффективное (неэффективное) воздействие субъекта социальной помощи на способность личности попра­вить, улучшить свои социально-бытовые и финансовые дела, особенно в контексте семейного благополучия (неблагополучия), определенных обязательств.

Помощь семье обычно представлялась как известный мо­ральный долг общества и государства, а также личности. Теоре­тические построения, научное осмысление проблем социальной работы касались в этой связи вопросов методологии обоснова­ния справедливости тех или иных мер социальной помощи, по­иска оптимальных вариантов действий социальных служб, кото­рые должны опираться на достоверные данные, корректные ме­тоды изучения условий жизни людей, социального развития об­щества и человека, отдельных слоев населения.

В историческом плане к наиболее известным школам в теории социальной работы относятся диагностическая и функциональная.

Диагностическая шкала непосредственно связана с колледжем Смита в Нью-Йорке, где с 1918 г. осуществляется подготовка со­циальных работников. В это время назрела необходимость в специа­листах, способных работать над преодолением эмоциональных про­блем ветеранов Первой мировой войны и членов их семей.

Первые практические шаги в области теоретического ос­мысления социальной работы были предприняты феминистками во многих странах мира — Алисой Соломон в Германии, Марией Гахери во Франции, Елизаветой Фрай в Англии, Джейн Адаме в США.

Но наибольших успехов в области теоретических исследова­ний добивается Мэри Ричмонд, описавшая сущность метода ин­дивидуальной социальной работы. Ее подходы формировались в логике картезианско-ньютоновской парадигмы науки на основе механистической биологии, бихевиористической школы психо-


логии и на основе психоанализа 3. Фрейда.

М. Ричмонд рассматривала бедность как болезнь, неспособ­ность индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Клиент выступал в роли своеобразного больного, и зада­ча социального работника сводилась к «социальному врачева­нию» индивида, находящегося в неудовлетворительном состоя­нии, и подготовке подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы, т. е. в основу социальной работы была положена медицинская модель.

М. Ричмонд считала, что в социальной работе самое важное — грамотно поставить социальный диагноз и взять его за основу при выборе метода помощи. Она подчеркивала важность оценки каждого случая в отдельности, исходя из его внутренних условий. Диагноз должен носить научно обоснованный характер в отличие от общих моральных критериев, которыми в основном руководствовались в то время благотворительные организации. Социальный диагноз предпо­лагал оценку как личности клиента, так и его социального положе­ния. Дополняя основной тезис социальных работников, заключав­шийся в высвобождении и развитии ресурсов человека и его соци­ального окружения, М. Ричмонд рассматривала социальную помощь как комбинацию мер, результатом которых являются изменения как самого индивида, так и социальной среды.

Социальные мероприятия М. Ричмонд на основе подходов психоанализа подразделяла на две взаимодополняющие друг друга категории: косвенный метод «лечения» и непосредственный ме­тод. Косвенный метод состоит в воздействии на среду, в воз­можности посредством изменения социального окружения вли­ять на жизненную ситуацию клиента в благоприятном для него направлении. Непосредственный метод заключается в прямом воздействии на самого клиента при помощи предложений, сове­тов, уговоров, а также рациональных дискуссий с целью вовле­чения клиента в выработку и принятие решений. С помощью установления партнерских отношений социальный работник мог воздействовать на клиента как в плане принятия решения, так и в последующих конкретных действиях в интересах самого клиен­та. Косвенный метод воздействия на клиента и непосредствен­ный метод обусловили в дальнейшем развитие двух основных


направлений в теории социальной работы — психологического и социологического.

В книге «Социальные диагнозы» (1917) впервые описыва­ется процесс взаимодействия социального работника и клиента. Процесс предстает как определенная последовательность, про­цедура, деятельность, подчиненная определенной логике, выра­жающейся в системном подходе к клиенту. Впоследствии проце­дура оформляется в метод индивидуальной работы, ставший ос­новополагающим в технологиях социальной работы.

Помимо разработки моделей взаимодействия на основе пси­хоаналитической теории определялись принципы взаимодействия социального работника и клиента, которые М. Ричмонд называ­ла «принципами ментальной гигиены»: симпатизировать клиенту, отдавать ему предпочтение, поощрять его, строить с ним совме­стные ясные планы действий. Впоследствии эти принципы будут взяты в качестве основы этического кодекса социального работ­ника.

Дальнейшее осмысление и развитие данного подхода связа­но с исследованиями В. Робертсона и Г. Хамильтона. Представи­тели диагностической школы социальных работников утвержда­ли, что для определения лечения необходимо собрать как можно больше объективных данных о клиенте и о его ситуации.

Так, В. Робертсон предлагает в центр внимания поставить не ситуацию клиента, а ценности и смыслы его индивидуально­го опыта, и процесс помощи строить на основе данных доми­нант. Основной акцент перемещается на сбор информации о про­шлом опыте клиента, его детстве, оценке личности, в то время как оценка ситуации становится вторичной.

Г. Хамильтон расширяет понятие диагноза и дает его но­вую трактовку сообразно тенденциям в социальной работе. Диаг­ноз как основа метода им переосмысляется; он начинает высту­пать не как установка к действию, а как рабочая гипотеза для понимания личности клиента, его ситуации и проблемы. По сути дела, диагноз выступает в качестве модели, которая дает пред­ставление о том, как человек встречается с ситуацией. Отноше­ния между клиентом и социальным работником превращаются почти в авторитарные, а задачей последнего становится «лече-


ние» клиента, понимаемое как изменение его личности и оказа­ние помощи в адаптации к окружающей среде.

Другой подход в развитии теории и практики социальной работы мы наблюдаем в направлении подготовки социальных работников в Пенсильванской школе социальных работников в 30-х годах, которое получило название «функциональная школа социальной работы». Это направление связано с интересом к со­циальной среде и процессу оказания помощи, но не как к лечеб­ному процессу, а скорее как к услуге, оказываемой в рамках социальной службы. Основное влияние на развитие теоретичес­ких установок представителей функциональной школы оказали идеи австрийского психоаналитика Отто Ранка, а в последую­щем и Карла Р. Роджерса.

Функциональная школа взяла за основу представления О. Ранка о желании перемен у клиента, его способности к восприятию по­мощи, а также о начальных процессах и разделений в ходе лечения. В отличие от диагностической школы представители данной школы основное внимание уделяли не ранним детским впечатлениям кли­ента и постановке точного диагноза, а началу процесса изменений. В рамках этой школы бьша предложена оригинальная методика по организации аппарата помощи — предоставление и прием помощи.

Наиболее важным во взаимодействии социального работни­ка и клиента является процесс как форма и средство изменения ситуации. Отсюда основная задача виделась в том, чтобы помощь бьша осознана и принята клиентом. В этом случае устанавливают­ся другие взаимоотношения между субъектами, они становятся партнерами и несут равную ответственность за изменение ситуа­ции. Главное направление данной теории виделось в создании и развитии техник и методов помощи клиенту. Акцент при этом делается на таких понятиях, как структура и процесс, а также на построении правильного взаимоотношения социального работ­ника и клиента. Из теории Джона Дьюи было заимствовано по­нятие «самоопределение» — право клиента решать за себя. Таким образом, происходит переход к современному пониманию сущ­ности социальной работы и отказ от авторитарных и формаль­ных отношений между социальным работником и клиентом, пред­ставительницей которых являлась М. Ричмонд.


Гуманистические подходы Маслоу и Хорни определили даль­нейшее развитие функциональной школы социальной работы. Данная школа берет на вооружение теоретические конструкты о личности как системе, которая постоянно стремится к своему саморазвитию, позитивному росту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow