Систематизация законодательства (НПА) и её виды

Систематизация – это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, для удобства пользования им.

Выделяют такие виды систематизации, как:

1) инкорпорация – форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их применения), тематический (по определенной тематике), и др. Инкорпорация – самый простой вид систематизации;

2) консолидация – форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.);

3) кодификация – форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логический цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Поэтому кодификация – способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации.

54.Реализация права: понятие, формы, методы. Реализация права - претворение предписаний правовых норм в поведение субъектов права, реализующих свои потребности и интересы в различных областях общественной жизни. По характеру правореализуюших действий, обусловленных содержанием правовой нормы, выделяют четыре формы реализации права: Соблюдение - выполнение предписаний запрета (реализация запрещающей нормы); Исполнение - исполнение соответствующей обязанности, активная деятельность субъекта (реализация обязывающей нормы); Использование - использование предоставленного права, полностью зависит от волеизъявления субъекта права (реализация управомочивающей нормы); Применение - властная организующая деятельность государства в лице его органов, имеющая цель обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за данным процессом. Активный субъект правоотношений может использовать свои субъективные права, круг пассивных субъектов - соблюдать их. Субъект правоотношения, имеющий юридические обязанности, должен их исполнять. Неисполнение субъектом своих юридических обязанностей влечет возникновение охранительных правоотношений, что является одним из фактических обстоятельств, требующим применения права. В юридической литературе формы реализации права классифицируются по различным основаниям:а) по характеру правовых связей между субъектами права – в общих и конкретных правовых отношениях;б) по субъектному составу – индивидуальная и коллективная формы;в) по внешнему проявлению – активная и пассивная формы;г) по методу воздействия – добровольное и принудительное осуществление права;д) по правовому положению субъектов – гражданско-правовая и административно-правовая формы. Признаки применения норм права: Правоприменительную деятельность осуществляют только компетентные государственные органы (должностные лица); Деятельность по применению норм имеет государственно-властный характер; Содержание правоприменительной деятельности выражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов) - приговор суда в отношении лица, совершившего преступление; Применение норм права осуществляется в строго установленном государством порядке. Акт применения нормы права - это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела.

55.Понятие, определение и виды применения норм права. Применение права - это властная организующая деятельность компетентных субъектов по реализации норм права путем конкретизации общих предписаний для индивидуального случая. Акты применения права – это документально оформленное, государственно властное, индивидуально конкретное письменное или устное решение компетентного субъекта, принятое на основе норм права, обладающее юридической силой и влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Акты применения являются стадией реализации нормы права. Применение права следует рассматривать в двояком смысле: 1)как форму реализации права, т.к. существуют и другие (исполнение, использование, соблюдение);2)как стадию реализации права. Т.к. применение нормы права связано с осуществлением либо ее диспозиции, либо санкции, то акты применения опосредуют: 1)исполнительно-распорядительную деятельность гос. органа (напр., распределение матер.фондов); 2)правоохранительную деятельность (напр., приговор суда); Применению права присущи следующие функции: 1)социальные – экономические, политические, социально-культурные, культурно-воспитательные; 2)юридические – регулятивные и охранительные (закрепление господствующих общ. отношений, охрана общ. отношений).

Стадии: 1.Анализ фактических обстоятельств дела с которыми связано применение диспозиции или санкции правовой нормы. Должен быть полным, объективным, исследованы все обстоятельства дела, фактов, дана юридическая оценка значения этих фактов. 2)Выбор (отыскание) правовой нормы – для определения поведения участников правоотношения или для оценки поведения когда применяется санкция. При этом проверяется: 1) подлинность нормы права и ее действенность, 2) характер действия нормы – прямое или косвенное, 3) пределы действия в пространстве, во времени и по кругу лиц. 2.Уяснение смысла и содержания нормы права. 3.Разъяснение нормы права компетентными гос. органами или иными субъектами. 4.Принятие акта применения нормы права. Исполнение акта применения – есть заключительный этап реализации нормы права, поэтому мы не говорим о нем как о стадии применения права. Субъекты – гос. органы, должностные лица, уполномоченные общ. организации.

56. Понятия и способы толкования норм права. Толкование норм права - это уяснение и разъяснение содержания норм права. Способы толкования норм права: 1.Грамматический. Означает использование правил синтаксиса,морфологии и грамматики для понимания смысла слов и предложений. Включает три группы терминов: - общеупотребительные термины - из специальных отраслей знаний - специально юридические термины, которые несут специфическую правовую нагрузку.2.Систематический способ. Для понимания смысла и содержания норм права необходимо обращаться к другим нормам: - прямой (просто прочитал) - отсылочный (указывает на другой правовой акт) - анкетный3.Логический способ. Состоит в уяснении понятий выраженных словами и терминами содержащиеся в нормативных актах. 4.Историко-политический способ. Изучение условий при которых принят нормативный акт, причины его принятия, последующего изменения. 5.Функциональный способ (функциональные связи в системе права).6.Специально-юридический способ.

57. Виды толкования норм права По идеальной системе законодательства как источника права, точно выражающего намерения и мысли законодателя, текст закона подлежит буквальному толкованию и применению. Однако мысль законодателя не всегда получает в тексте нормативного акта адекватное воплощение. Толкование норм права - это уяснение и разъяснение содержания норм права. Толкование норм права по объему различают три вида толкования норм права: 1.Буквальное (имеет место тогда, когда содержит нормы сформулированное в тексте совпадает с тем результатом, который вытекает в результате толкования). 2.Распространительное (толкование, которое толкуется, не совпадает с ее буквальным содержанием). 3.Ограничительное (смысл нормы понимается более узко, чем это прямо сформулировано в норме). Эти виды толкований, как правило, не могут применяться, если это приведет к ухудшению правового положения лица, в отношении которого вносится акт применения правовой нормы. Так, судебной практикой твердо признана недопустимость распространительного толкования обстоятельств отягощающих ответственность. И, наоборот, принцип гуманизма, и другие нравственные нормы иногда стимулируют отход от буквального толкования некоторых норм. На тех же принципах (отступление от буквы закона не должно ухудшать правовые положения граждан) применяется расширительное толкование, если буквальный смысл текста закона уже содержания нормы.

58. Акты толкования норм Толкование норм права - это уяснение и разъяснение содержания норм права. С точки зрения субъектов толкования норм права делятся: 1.Официальные.Осуществляется специальными субъектами уполномоченные на осуществление, разъяснение норм права. Официальное толкование является обязательным для всех гос.органов, должностных лиц и граждан. Делятся на два вида: - аутентическое (дает непосредственно сам орган издавший норму права; закреплено за Палатой представителей) - легальное (осуществляют высшие судебные органы республики – Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд). Официальное толкование может быть: - нормативным (касается отдельных норм институтов отраслей права; является общеобязательным и относится к неопределенному количеству случаев - казуальное (касается отдельно взятого случая; является обязательным для конк- ретной ситуации). 2.Неофициальное. Осуществляется всеми желающими толковать право субъектами. Может быть: - обыденное (не обладающие спец. знаниями)- профессиональное (адвокат, судья) - доктринальное (дается учеными правоведами)

59. Понятие, признаки и содержание актов применения норм права. Акт применения норм права – это официальный правовой документ, который содержит индивидуальное властное предписание компетентного органа, которое принимается в результате рассмотрения конкретного юридического дела. Акт применения права должен быть принят управомоченным гос.органом или должностным лицом в установленном для этого процессуальном порядке и соответствовать ряду формальных требований. В акте должны быть оюозначены: наименование органа, принявшего этот акт; дата принятия,точное наименование дела,которое решено этим актом; установление обстоятельства,имеющее юридическое значение для этого дела; юридические выводы из установленных обстоятельств. Основные черты: 1.Имеет индивидуальный характер (адресован конкретному человеку) 2.Издается в определенной установленной законом формой имеет конкретное название. 3.Порождает юридические последствия (решение суда о взыскании) 4.Расчитаны на однократное использование.Структура: 1.Вводная часть (наименование суда,дата принятия,состав суда). 2.Описательная(излагаются обстоятельства дела)3.Мотивировочная часть (указываются нормы,которыми руководствовался суд) 4.Резулятивная (мера наказания).

60.Виды актов применения норм права. Акт применения норм права – это официальный правовой документ, который содержит индивидуальное властное предписание компетентного органа, которое принимается в результате рассмотрения конкретного юридического дела. Все акты могут быть разделены: 1.Акты государственных органов. 2.Акты общественных организаций. По ветвям власти: 1.Акты законодательных органов 2.Акты исполнительской власти

3.Акты судебной власти

4.Акты контрольно-надзорных органов

По функциям: 1.Регулятивные акты (прием на работу)

2.Охранительные акты (постановление о возбуждении уголовного

дела)

По внешней форме: 1.Акты-документы

2.Акты-действия

61. Пробелы в системе норм права, их причины. Способы преодоления и ликвидации пробелов в системе норм права. Пробел - это пропуск, не заполненное пространство. Имеет место тогда, когда не урегулированы отношения подпадающие под правовое регулирование. Причины пробелов: разделяют на 2 группы: объективные и субъективные. Объективные – причины, связанные с природой и сущностью самого права (право всегда отстаёт от права). Субъективные – конкретные ошибки просчеты правотворческих органов (депутаты живые люди – могут ошибаться). Борьба с пробелами. Следует различать ликвидацию пробелов и восполнение пробелов. Пробелы ликвидируются путём принятия недостающих норм (самый лучший способ. Но не всегда имеется возможность рождаться.) Восполнение – таким средством является применение аналогии, т.е. рассмотрение дела или на основании норм, регулирующих наиболее близкие, родственные аналогичные отношения (аналогия закона – разрешение конкретного юр. дела на основе норм, которые рассчитаны не на данный, а на аналогичный, сходный случай) или на основе общих начал и смысла законодательства (аналогия права – конкретный случай рассматривается на основе общих начал и смысла законодательства).

62. Понятия, определения и состав правоотношений. Правоотношения – это урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых обладают субъективными правами и несут юридические обязанности. Сферы регулирования: общественные отношения, организацию гос. власти, отношения охраны правоспособности и полномочий гос. власти. Признаки правового отношения: 1) общественные отношения. Между людьми и организациями людей (там, где есть воля и сознание) 2) правоотношения существуют в неразрывной связи с юридическими нормами, которые являются нормативной основой правовых отношений 3) участники правоотношений связаны взаимными правами и обязанностями 4) правоотношения имеют волевой характер 5) правоотношения охраняются обязательно государством. Состав: субъекты правоотношения, содержания правоотношения, объекты правоотношения.

63. Субъекты правоотношений. Субъектами являются все физ. и юридич. лица. Физ. лица – делятся на граждан гос-ва, лица без гражданства, иностранцы и лица с двойным гражданством. Правоспособность – способность своими действиями иметь права и нести обязанности у физ. лиц возник с момента рождения. Дееспособность – способность своими действиями приобретать те или иные права (наступает с опред. возрастом, например, с 18 лет). Деликтоспособность (деликт – «правонарушение») – способность отвечать за неправомерные действия, не может возникнуть раньше 14 лет (за убийство и разбой) !!! Никогда лицо не может быть лишено правоспособности, а дееспособность возможно ограничить (ограничивает суд – тюрьма или психическое заболевание). Юрид. лица – это организации!!! В гражданском кодексе – это организации, обладающие целостностью, имеющие имущество, собственность, владения, могущее выступать от своего имени в качестве истцов и ответчиков в суде. Все юрид лица делятся: 1)само гос-во, 2)органы гос-ва (учреждения) 3)хоз. организации 4)общественные организации. Совокупность прав и обязанностей образ. правовой статус, принадлежащий субъектам права. Разделяют общий и правовой статус. Иногда как правовой статус используется понятие компетенция – (это не в моей компетенции).

64. Содержание правоотношений. Правоотношения состоят: 1)субъект правоотношений, 2)содержания правоотношений, 3)объект правоотношений. Содержание правоотношений составляют – субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений. Различают юридическое и фактическое содержание правоотношений. Юридическое – возможность определенных действий управомоченного и необходимость определенных действий обязанного лица, т.е. субъективные права и обязанности. Фактическое – рассматриваются сами эти действия, посредством которых реализуются субъективные права и обязанности сторон. Реальные права и обязанности – то что они выбирают из массы возможностей – (работник выбирает работу). Субъективное право – это мера возможного поведения субъекта правоотношений, а юридическая обязанность – это мера должного поведения субъекта правоотношений.

65. Объекты правоотношений. Правоотношения состоят: 1) субъект правоотношений, 2) содержания правоотношений, 3) объект правоотношений. Объект – это третий элемент в составе правоотношений. Объектами правоотношения являются материальные и духовные ценности и блага, на приобретение которых направлены действия участников правоотношений.Объектами правоотношениймогут быть блага самого различного характера – это, прежде всего, конкретные предметы, представляющие ценность для субъектов правоотношения, заработная плата, денежные сбережения, наследуемое имущество, а также материализованные результаты духовного творчества – литературные произведения, произведения живописи, киноленты и др. В качестве объектов могут выступать и личные не имущественные блага – охраняемые законом честь, достоинство гражданина, тайна переписки, телефонных переговоров и др. Значительное место среди объектов занимают действия – определенные виды поведения субъектов, которым придано юр. значение. Это и перевозки людей, грузов, и ремонт строений, техники, и охрана помещений и имущества и многое другое. Объекты правоотношений непосредственно связаны с интересами их участников (сторон).

66. Юридические факты: понятие и классификация. Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты формулируются в гипотезах правовых норм. От наличия или отсутствия соответствующего юридического факта зависит признание лил непризнание права или обязанности определенного субъекта. Вот почему в работе юриста важное значение имеет всестороннее исследование и правильное установление юридических фактов, что позволяет уяснить, какое именно правоотношение имеет место, какие конкретные юридические права и обязанности должны быть у его участников. Например, совершение преступления – это юридический факт. Который порождает уголовно-правовые отношения между лицом, совершившим преступление, и компетентным должностным лицом. Юридические факты классифицируются: 1.По последствиям, которые они вызывают: устанавливающие, изменяющиеся или прекращающие правоотношения, причем эта динамика может касаться как самих субъектов, так и содержания субъективных прав и обязанностей. 2.По гносеологической природе фактов (по волевому моменту): события, т.е. факты, не зависищие от воли и сознания людей, и действия, т.е. факты, как порождение сознательного волевого поведения людей. В последнее время в юридической литературе все чаще стали в качестве самостоятельного вида выделять состояния, которые могут быть результатом как события, так и действия. 1.По юридической природе действий: правомерные и неправомерные. К первым относятся все виды действий, являющиеся актами активной реализации права, т.е. юридические акты, административные акты (приказы, распоряжения, указания и т.п.), акты юрисдикционной органов (административных, судов); сделки, фактические правомерные действия (творчество, литературное, научное и т.п.). К неправомерным фактам относятся: дисциплинарные поступки, административные правонарушения, гражданские правонарушения (деликты), преступления. 2.По структуре – простые (элементные) и сложные (фактические) составы. Различают два вида фактических составов: а) по принципу независимого накопления элементов состава, простая совокупность, важно лишь ее наличие; б) по принципу последовательного накопления элементов; юридические последствия наступают лишь в случае накопления элементов состава в определнном порядке.

67. Правомерное поведение: понятие, определение и виды. Поведение является важнейшей социальной характеристикой личности. В зависимости от формы выражения оно может быть вербальным (словесным), складывающимся из различных выска­зываний, суждений и оценок, которые дают представление о внутреннем состоянии индивида, и реальным (практическим), которое заключает в себе определенные действия людей.

Правовыми действиями лица являются поступки — правомерные или противоправные. Все остальные действия могут быть причислены к юридически безраз­личным (индифферентным по отношению к праву), то есть не отнесенным к категории действий, нуждающихся в каком-либо правовом опосредовании.

Правомерное поведение можно определить как обусловленную культурно-нравственными воззрениями и жизнен­ным опытом человека деятельность в сфере социального действия права, основанную на сознательном выполнении его целей и тре­бований.

Поведение человека всегда является сознательным волевым проявлением, тем самым отличаясь от иных действий, которые носят, например, инстинктивный либо рефлекторный характер. Правомерное поведение представляет собой социально полез­ную деятельность, направленную на удовлетворение государст­венных и правовых, общественных и личных интересов, ценнос­тей и целей.

По сте­пени активности процесса вовлечения личности в правовое регу­лирование выделяют следующие виды правомерного поведения.

1. Социально-активное поведение. 2. Привычное поведение. 3. Конформистское поведение. Конформистское правомерное поведение представляет собой пассивное соблюдение личностью норм права, приспособление, подчинение своего поведения мне­нию 4. Маргинальное поведение. Следование праву людей, право­сознание которых расходится с требованиями правовых норм.

68. Правонарушение: понятие, признаки и виды. Правонарушение – противоправное, общественно вредное, виновное деяние деликтоспособного лица. Противоправность обычно связана с запрещением деяния со стороны государства при помощи юридических средств, опирающихся на возможность государственного принуждения. То что правом не запрещено не может считаться правонарушением. Формы проявления противоправности: 1.прямое нарушение правового запрета; 2.неисполнение возложенных обязанностей; 3.злоупотребление субъективным правом; 4.превышение компетенции и т д. Всякое правонарушение должно быть общественно вредным по своему характеру для общества или личности. Только в этом случае оно признается таковым. Вред может быть материальным и моральным, измеримым и неизмеримым, физическим и духовным, значительным и незначительным, восстановимым и невосстановимым, наступившим и могущим наступить. Общественно опасным считается преступление, которые составляют только часть правонарушений. Правонарушение должно быть обязательно виновным деянием, т.е. результатом свободного волеизъявления правонарушителя. Состав правонарушения включает: объект и субъект правонарушения, объективную и субъективную стороны. Общим объектом всякого правонарушения являются общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом. Субъектом правонарушения признается физическое или юридическое лицо, обладающее деликтоспособностью, т.е. возможностью отвечать за свои собственные деяния, посягающие на установленный правопорядок. Субъективная сторона: 1. мотив; 2.цель; 3.вина. Различают две формы вины: Умысел: 1. Прямой умысел состоит в осознании правонарушителем общественно вредного характера совершаемого им деяния, предвидении возможности или неизбежности наступления противоправного результата, причинной связи между ними, а также желания их наступления. 2.Косвенный умысел устанавливается если правонарушитель осознавал противоправность своего деяния, предвидел возможность наступления противоправного результата, не желал, но сознательно допускал последствия или относился к ним безразлично. Неосторожность: 1.Противоправная самонадеятельность (легкомыслие) состоит в осознании правонарушителем вредности своего деяния, предвидении возможности наступления противоправного его результата с легкомысленным расчетом на его предотвращение, полагаясь на самого себя, свои умения, навыки, мастерство и т.п. без достаточных на то оснований. 2.Противоправная небрежность выражается в том, что правонарушитель не осознает вредности своего деяния, не предвидит возможного наступления противоправного его результата, хотя по всем обстоятельствам дела при условии необходимой внимательности и предусмотрительности он мог и должен был его предвидеть.

По степени и характеру общественной вредности правонарушения подразделяются на:

1. преступления (виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания); 2.проступки (отсутствие общественной опасности). -гражданско-правовые (гражданское, трудовое, земельное и семейное право) -административно-правовые (административное, финансовое, земельное, процессуальное право) -дисциплинарные (прогулы, опоздания, пропуск занятий, невыполнение распоряжений администрации, нарушение уставов).

69. Понятие, основные признаки, определение и цели юридической ответственности. Существует 2 определения: 1)Юридическая ответственность - мера государственного принуждения либо наказание за правонарушение. 2)Юридическая ответственность - охранительное правоотношение, специфическая юридическая обя­занность, реализация санкций правовых норм и т. д. ЮО отражает специфику любых правовых явлений - их формальную опреде­ленность и процессуальный порядок реализации. ЮО неотделима от пра­вонарушения, выступает его следствием. ЮО связана с реализа­цией санкций правовых норм. ЮО сопряжена с госу­дарственно-властной деятельностью, с государственно-правовым принуждением. Т.о. ЮО - это применение к правонарушителю предусмотренных сан­кцией юридической нормы мер государственного при­нуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера. Признаки: 1)юридическая ответственность предполагает госу­дарственное принуждение; 2)это не принуждение «вообще», а «мера» такого принуждения, четко очерченный его объем (количест­венные показатели );3)юридическая ответственность связана с правона­рушением, следует за ним, и обращена на правонаруши­теля; 4)ответственность влечет за собой негативные пос­ледствия (лишения) для правонарушителя: ущемление его прав (лишение свободы, родительских прав и др.), возложение на него новых дополнительных обязаннос­тей (выплата определенной суммы, совершение каких-либо действий и т. д.); 5)характер и объем лишений установлены в санкции юридической нормы; 6)возложение лишений, применение государственно-принудительных мер осуществляется в ходе правоприменительной деятельности компетентными государст­венными органами в строго определенных законом порядке и формах. Вне процессуальной формы юриди­ческая ответственность невозможна. Цели - это конкретное проявление общих целей права. В их качестве выступают закрепление, регулирование и охрана общественных отношений.

70. Основания и виды юридической ответственности. Основания ответственности - это те обстоятельства, наличие которых делает ответственность возможной (необходимой), а отсутствие их её исключает. решение компетентного органа, кото­рым возлагается юридическая ответственность, устанав­ливается объём и форма принудительных мер к конкретному лицу. Это может быть приговор суда, приказ администрации и т. д. В отдельных случаях закон предусматривает основа­ния не только ответственности, но и освобождения от неё и от наказания. норма права, предусматривающая ответственность за определённый вид деяний (нормативная основа). Различают 3 вида оснований юрид ответственности: 1)правонарушение как юридический факт (фактическое основание); 2)правоприменительный акт, с помощью которого мера ответственности конкретизируется, индивидуализируется (например, приговор суда). 3)норма права, предусматривающая ответственность за определённый вид деяний (нормативная основа). В некоторых случаях ответственность, наступает и реализуется, без правоприменительного акта, например добровольное возмещение причинённого вреда, уплата пени, неустойки. Виды юридической ответственности: 1) уголовную; 2)административ­ную; 3)гражданско-правовую; 4)дисциплинарную[а)в соответствии с правилами внутреннего трудо­вого распорядка; б)в порядке подчиненности; в)в соответ­ствии с дисциплинарными уставами и положениями]; 5)матери­альную;

71. Понятие, определение и структура правосознания. Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло на заре развития человечества вместе с формированием государства в раннеклассовых обществах. Правосознание есть отражение правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли правовых установлений в сознании общества, социальной группы, личности. Правосознание есть знание о праве, оценка действующего права и мысли, идеи о желаемых изменениях в праве, т.е. правосознание - не только результат отражения объекта, но и средство воздействия на объект, на всю правовую систему государства. Структура правосознания представлена: 1)правовой идеологией и 2)правовой психологией. Правовая идеология дает обоснование установленных или предполагаемых юридических отношений, роли права, законности и правопорядка. В разработке правовой идеологии принимают участие ученые-правоведы, практические работники юридических учреждений, политические деятели. По существу речь идет о формировании правосознания на теоретическом уровне, в котором принимают участие профессионалы. Правовая психология является наиболее непосредственным отражением жизненных отношений людей, живущих в государственно-организованном обществе, составляющих нации, народности, классы, группы населения. Правовая психология есть правосознание практическое, основанное на правовых чувствах, переживаниях, она связана с элементарным знанием правовых фактов, явлений, их оценкой, выражаемых и в правовых чувствах, и в правовых навыках, привычках. Практическое правосознание как определенная форма обыденного сознания есть массовое сознание. Правовая психология включает в себя: а) Стойкие компоненты - обычаи, традиции, привычки (отрицательное отношение к преступлениям против личности). б) Подвижные компоненты - настроения.

72. Понятие, элементы, определение и показатели правовой культуры. Правовая культура - обусловленное все социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека. Правовая культура это не просто отношение к праву, а уважительное отношение к нему. Любое правовое государство должно стремится к повышению правовой культуры своих граждан. Правовая культура тесно связана с культурой общества в целом. Она средство укрепления законности и правопорядка. Правовая культура зависит от: 1)Уровня развития правового сознания населения. 2)Уровня развития правовой действительности - последняя состоит из теоретической, образовательной и практической деятельности. 3)Уровня развития всей системы юридических актов. Виды: Индивидуальная - складывается из элементов: а) знание правовых знаний - утверждение о том, что надо знать тексты законов - фикция, основная масса людей "черпает" правовые знания из окружающей среды или личного опыта. б) уважительное отношение к праву - также необходимо, так как знание это не всё; обычно это хорошее отношение, хотя оно и имеет в своей основе различную мотивацию. Групповая - правовая культура отдельных социальных групп, подвергается воздействию индивидуальной и общественной правовой культуры. Общественная - правовая культура общества, это составная часть созданных им духовных ценностей.

73. Законность: понятие, уровни, принципы. З-сть - конституц. принцип точного и неуклонного собл-я з-на всеми гр-нами, должн. лицами, госслужащими и гос-вом. Она имеет неск. уровней: 1)гр-не и их объед-я 2)з-нность в д-ти гос. аппарата 3)з-ность в д-ти самого гос-ва (нужно отличать з-ть от директив-ти, кот. м. противоречить з-ну)

Сущ. неск. видов директив-ти: 1)хоризматическая - соотв-е д-й потр-тям, целям, интересам общ-ва 2)традиционная 3)идеологич. - если з-н противоречит иделогии общ-ва (у нас в стране склад-ся директивн-ть д-й президента).

Принцип законности (законы должны быть правомерны): 1)Одинак. понимание з-нов 2)Необх-ть наличия и собл-я процессуальных норм, обесп-щих защиту з-нных прав S-та 3)Обесп-е правосудия.

Правопорядок - часть обществ. пор-ка, сформ-ся на осн. собл-я принципов з-нности. Оно завис. от гос-ва, д-ти органов и должн. лиц.

74. Гарантии законности. Под гарантиями законности понимаются взятые в сис­теме оbjивно сложившиеся факторы и специально пред­принимаемые меры упрочения режима точного и неуклон­ного воплощения требований закона в жизнь. ГАРАНТИИ ЗАК.: Формирование сознания: [П.]вые - политиче-е - культурные - экономические:организационная работа. [П.]вые ГАРАНТИИ З.: совершенствование законодат-ва - надзорно-контрольные мероприят (конст. контроль, судебный контроль, обществ контроль итд)- меры защиты - меры ответвтенности. Важно подчеркнуть одно: действенность соответствующих гарантий достигается только в их взаимосвязи, в их единстве, в системе. В начальный период перестройку нашего общества полагали, будто главное дело состоит в перестройке мышления. Затем было замечено отсутстйие экономических гаран­тий. Впоследствии с особой остротой встали вопросы преобра­зования политической системы. С созданием новых органов гос-венной власти начали уделять внимание законодатель­ству Тогда же в выступлениях отдельных народных депутатов прозвучала тревога по поводу низкого уровня [П.]вой куль­туры. И наконец, встал вопрос о необходимости уделять вни­мание организационным мерам проведения законов в жизнь. 5. Нормативные регуляторы в первобытном обществе. Жизнь общ-ва на ранних стадиях его развития строилась на началась ествест.самоуправления, кот-ое соответ-ло Ур-ю развития самого чел-ка как сущ-ва обществе-го. Но раз возникнув, гос-во становится основным инструментом цивилизов. организации общ. жизни и ее прогресса.Основой организации первобытного общ-ва была Община-род, племя. Род-это объединение людей, Основанное на кровном родстве,а также на общности имущ-ва и труда. Это личный, а на террит. союз. Власть носила сугубо общ-й хар-р.Она исходила от рода, кот-й непоср-но формировал органы самоупр-я. Властные ф-и осущ-ли все взрослые члены рода.Органами общ-й власти при первобытном общ-ве явл-сь родовые собрания, старейшины, военнонач. Спец. Аппарата, кот-й бы занимался только управ-м общ. делами в родовой организации не было. Все основные вопросы решались Нар.Собранием. В первобыт. общ-ве дей-ли опред.правила поведения соц.нормы. Ими были обычаи(истор. Сложившиеся правила поведения), они регулировали труд, быт членов рода, сем.отношения. Не было никакого различия между правами и общ-ми Членов род.общ.ва.

75. По­ня­тие и определение правопорядка. Не­по­сред­ст­вен­ным ито­гом пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния, вен­цом дей­ст­вия пра­ва в ус­ло­ви­ях пра­во­во­го го­су­дар­ст­ва яв­ля­ет­ся пра­во­по­ря­док – со­стоя­ние фак­ти­че­ской упо­ря­до­чен­но­сти об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний, вы­ра­жаю­щее ре­аль­ное, прак­ти­че­ское осу­ще­ст­в­ле­ние тре­бо­ва­ний пра­ва и ре­жи­ма за­кон­но­сти. По­ня­тия «за­кон­ность» и «пра­во­по­ря­док» близ­ки друг к дру­гу и обыч­но упот­реб­ля­ют­ся в од­ном ря­ду (или да­же как взаи­мо­за­ме­няе­мые). Все же ме­ж­ду ни­ми есть чет­кая грань. Пра­во­по­ря­док – ре­зуль­тат за­кон­но­сти, ха­рак­те­ри­зую­щий сте­пень осу­ще­ст­в­ле­ния ее тре­бо­ва­ний, при­чем так, что реа­ли­зу­ют­ся глу­бо­кие пра­во­вые на­ча­ла, дух пра­ва. Ес­ли за­кон­ность представ­ля­ет со­бой ре­жим об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ской жиз­ни, ко­то­рый вво­дит из­вест­ные тре­бо­ва­ния, то пра­во­по­ря­док – это уже фак­ти­че­ское «пра­во­вое со­стоя­ние» упо­ря­до­чен­но­сти об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний, та нор­маль­ная пра­во­вая жизнь, ко­то­рая на­сту­па­ет в ре­зуль­та­те реа­ли­за­ции тре­бо­ва­ний за­кон­но­сти. Ре­жим за­кон­но­сти, вы­ра­жен­ный в ви­де сис­те­мы по­ли­ти­ко-пра­во­вых тре­бо­ва­ний, на уров­не пра­во­по­ряд­ка как бы ма­те­риа­ли­зу­ет­ся в сис­те­ме ре­аль­ных пра­во­вых от­но­ше­ний. Бу­ду­чи вен­цом, ито­го­вым ре­зуль­та­том дей­ст­вия пра­ва, пра­во­по­ря­док как бы за­мы­ка­ет цепь ос­нов­ных об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ских яв­ле­ний из об­лас­ти пра­во­вой над­строй­ки (пра­во – за­кон­ность – пра­во­по­ря­док).Ос­нов­ные чер­ты пра­во­по­ряд­ка, су­ще­ст­вую­ще­го в дан­ной об­ще­ст­вен­ной сис­те­ме, рель­еф­но и яр­ко вы­ра­жа­ют осо­бен­но­сти со­от­вет­ст­вую­щей пра­во­вой сис­те­мы в це­лом. Вы­де­лим эти ос­нов­ные чер­ты пра­во­по­ряд­ка: гос­под­ство за­ко­на в об­лас­ти от­но­ше­ний, ре­гу­ли­руе­мых пра­вом; пол­ное и свое­вре­мен­ное со­блю­де­ние и ис­пол­не­ние все­ми субъ­ек­та­ми юри­ди­че­ских обя­зан­но­стей; стро­гая об­ще­ст­вен­ная дис­ци­п­ли­на; обес­пе­че­ние мак­си­маль­но бла­го­при­ят­ных ус­ло­вий для исполь­зо­ва­ния субъ­ек­тив­ных прав; без­ус­лов­ное ут­вер­жде­ние при­ро­ж­ден­ных прав и сво­бод че­ло­ве­ка; чет­кая и эф­фек­тив­ная ра­бо­та всех юри­ди­че­ских ор­га­нов, пре­ж­де все­го пра­во­су­дия; не­от­вра­ти­мость юри­ди­че­ской от­вет­ст­вен­но­сти для ка­ж­до­го со­вер­шив­ше­го пра­во­на­ру­ше­ние. Дру­ги­ми сло­ва­ми, пра­во­по­ря­док есть ре­аль­ное, пол­ное и по­сле­до­ва­тель­ное осу­ще­ст­в­ле­ние всех тре­бо­ва­ний за­кон­но­сти, идеа­лов и прин­ци­пов пра­ва, пра­во­во­го го­су­дар­ст­ва, пре­ж­де все­го ре­аль­ное и пол­ное обес­пе­че­ние прав че­ло­ве­ка.

76. Соотнош-е права и гос-ва. Традиц-но различ. 2 подхода к вопр. о соотн-и Г и П: 1. Этатистский. Исходя из превосх-ва Г над П. Право рассм. как пр-т гос. д-ти, как следствие гос-ва. Такой подход - в советское время. Право - совок-ть норм, издаваемых гос-вом. 2. Сторонники школы естественного права - понятие гос-ва выводится из обществ. договора. Праву здесь  приоритет по сравн. с гос-вом, оно возн. раньше, никакое гос-во и никакая власть не есть первонач. ист-к права. 3. Есть и 3-я точка зр-я. Связь м. Г и П не имеет столь отчетливого прич.-следств. хар-ра (т е гос-во порождает право или наоборот). Этот подход позаол. выявить глубин. связи м. Г и П., понять, что дает П гос-ву и какую роль Г играет в обесп-и П. П форм-ся при непоср. участии Г. Но Г не столько форм-ет П, сколько завершает правообразоват. процесс, придавая П опр. юр. формы (норм. акт, суд. или адм. прец-т). Творч. роль Г в отн-и образ-я П закл. в след.: 1)в осущ-и правотворч. д-ти. Гос-во опр-ет потр-ть в юр. реглам-ции тех или иных отн-й (д-ти), опр-ет наи> рац. юр. форму (з-н, акт исполнит. власти и др.) и т. обр. придает отн-ям всеобщ. хар-р. 2)в санкционир-и Г норм, кот. не имеют прямого гос. хар-ра (мусульманское право - Г санкц-ет нормы, выраб. мусульм. доктриной). 3)в признании юр. обязательными регуляторами повед-я факт-ки сформ-ся и сущ-щих отн-й (обычное право). Т. обр. Г обесп-ет разв-е всей с-мы ист-ков П. Достаточно значимой представл-ся роль гос-ва в обесп-и реал-ции П. Г также охрану П и господств-щих прав. отн-й (за Г стоит сила в виде аппарата принужд-я).Роль П в отн-и к Г: 1)П возд-ет на Г при его взаимоотн-ях с нас-ем. 2)П легализует гос. д-ть, обесп-ет дозвол-ть охранит. и принудит. мер Г. 3)поср-вом П опр-ся границы проник-я Г в жизнь нас-я.

77. Правовое государство. Главная идея: правовое государство - государство справедливости. Множество признаков: максимальное обеспечение прав и свобод (3) человека; ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством; четкое разграничение функций общества и государства; разделение властей; наличие развитого гражданского общества; создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению власти в чьих бы то ни было руках; верховенство и прямое действие конституционного закона, его приоритет над любой властью; установление в законе и осуществление на деле суверенности государственной власти; формирование законодательных органов обществом на основе норм избирательного права; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права; правовая защищенность всех субъектов общества от произвольных решений кого-либо. Теория правового государства сформировалась на основе естественно-правовых воззрений (универсальный характер естественного права: все норма апеллируют к человеку; договор - изначальная основа деятельности государства: некоторые естественные права неприкосновенны; подчиненность «положительного» права естественному; постоянство норм естественного права).

78. Признаки правового государства, отличающие его от неправового:

1. Верховенство закона (всеобщее подчинение ему).

2. Реальное господство закона во всех сферах жизни общества, расширение сферы его прямого, непосредственного воздействия на общественные отношения.

3. Гарантированность прав и свобод граждан, установление принципа взаимной ответственности гражданина и государства - признание Республикой тех или иных прав граждан, содействует развитию культуры, а также научных и технических исследований (ст.9), выполняют «задачу».

4. Реализация принципа разделения властей.

5. Поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности.

6. Реальное обеспечение прав и свобод рядовых граждан.

7. Необходимость достижения высокого уровня политического и правового сознания людей.

8. Создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства.

9. Наличие в стране гражданского общества и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: