Политич.гос.режим

ПГР - совокупность способов и методов осущ-я гос. власти. 3 главн. вида режимов (с точки зрения права): демократический - человек им. все свободы; тоталитарный – гос-во контролирует всё общество, все сферы чел. жизни (экон., полит., дух. сферы); авторитарный – ограничение какой-либо свободы., переходный между тоталит. и демократич. режимами.

17. Понятие, определение и классификация функций государства. Термин «функция Г» применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности Г. Г-ва устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед Г на том или ином этапе его развития и представляющие собой средство реализации этих задач. Конкретная же ф Г представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления гос. вл., неразрывно связанных с данным направлением деятельности Г. Т.о. фф Г – это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и соц. назначение гос. управления обществом. А по продолжительности действия – на постоянные и временные. Постоянные фф осуществляются на всех этапах развития Г, а временные – прекращают своё действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например, ликвидация стихийного бедствия, масштабных катастроф, антиконституционных выступлений. Внутренние фф – основные направления деятельности Г по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних фф проводится по сферам деятельности Г. Каждое Г решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранных и контрольных задач. Кроме того в настоящее время важнейшей задачей всех гос-в явл. охрана окружающей среды. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние фф гос-ва подразделяются на эконом., соц., финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную). Внешние фф. – основные направления деятельности на международной арене. Они призваны для установления и поддержания нормальных отношений с др. гос-вами и обеспечением обороны страны от возможной внешней агрессии.

18. Характеристика основных внешних и внутренних функций государства. Внутренние функции государства. Изменения их содержания на этапах развития общества. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние фф гос-ва подразделяются на эконом., соц., финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную).1. Экономическая – выражается в выработке и координации гос-вом стратегичесеких направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме: формирование гос. бюджета и контроль за его расходованием; определение общих программ эк. развития страны; стимулирование наиболее приоритетных отраслей экономики; создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.2. Социальная – призвана обеспечить соц. защищенность личности, нормальные условия для жизни всех членов общества в независимости от их непосредственного участия в производстве благ – оказание соц. помощи нуждающимся в ней членам общества, выделении необходимых средств на здравоохранение, просвещение, отдых, строительство дорог, жилья, работа транспорта, связи и т.д.3. ф финанс. контроля – выражается в выявлении и учете гос-вом доходов производителей, часть этих доходов в виде налогов направляется в гос. бюджет для удовлетворения соц. и др. общегос. нужд. Г осуществляет контроль за расходованием налогов. Высший финанс. контроль за доходами и расходами явл. прерогативой парламента. На местах эти фф выполняют местные органы гос. вл. Широкими полномочиями обладают министерства финансов. Гос. таможни контролируют провоз материальных ценностей через госю границу и взимает таможенные пошлины и сборы, которые идут в доход Г. 4. охрана правопорядка – деятельность Г, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодат. предписаний всеми участниками общественных отношений. 5. Экологическая ф. – система гос. мероприятий, направленная на сохранение, восстановление и улучшение природных условий жизни человека. Внешние функции государства. Изменения их содержания на этапах развития общества. Внешние фф. – основные направления деятельности на международной арене. Они призваны для установления и поддержания нормальных отношений с др. гос-вами и обеспечением обороны страны от возможной внешней агрессии. Т.о. существует 2 основные внешние фф Г.: 1. взаимовыгодное сотрудничество с другими гос-вами – деятельность Г, направленная на развитие равноправных, экономических, политических, культурных и др. отношений, гармонично сочетающих интересы данного Г с общими интересами др. гос-в. 2. Оборона страны от внешней агрессии, охрана гос. границ – повседневное совершенствование воор. сил, повышение их боеготовности и боеспособности, укрупнение оборонной мощи страны, военное обучение запаса воор. сил.Т.о. Ф Г – это целенаправленная, взаимосвязанная деятельность всей системы гос. органов, направленная на гармоничное экономическое, соц. и духовное развитие общетсав, рпи непременном взаимодействии и сотрудничестве с др. гос-ваим.

19 Формы и методы осуществления ф-ий государства. Внутренние ф-ии: 1.Охранительная функция: Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства. Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности. 2. Экологическая функция: Направлена на защиту экологии. 3. Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан: Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях. В РБ финансируются программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию 4. Культурно - воспитательная функция: Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным. Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса. Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин РБ обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их. 5. Природоохранительная функция: Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды. В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств. Внешние функции. 1. Функция защиты из вне:Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы РБ. Согласно закону: все мужчины - граждане РБ, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил РБ. На действительную военную службу призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет. 2. Функция сотрудничества с другими странами. Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.) 3. Борьба с международной преступностью: В последнее время все более широкие масштабы приобретает международная преступность. Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью. Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями. Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. 4. Участие в охране окружающей Среды: В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально - технической базы в государстве. В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со сложными климатическими условиями. Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания.

20 Понятие и определение аппарата государства. Гос. аппарат (ГА)– это система спец. гос. органов и учреждений, посредством которых осуществл. гос. управление обществом и защита его основных интересов. Под принципами орагнизации и деятельности ГА следует понимать наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его потроения и функционирования. Независимо от особенностей отдельных гос-в и происходящих в них изменений в организации и деятельности ГА-тов разных стран имеются общие принципы, которые в той или иной мере реализуются. 1.Принцип законности и конституционности в организации и деятельности органов государства: осуществление всех функций в строгом соответствии с действующей Конституцией, обычными законами и подзаконными актами согласно установленной в законодательном порядке компетенции. Это значит, что а) создаются и осуществляют деятельности лишь те государственные органы, которые предусмотрены законом; б) все органы действуют в рамках своей компетенции, и на основе действующего закона. 2.Принцип высокого профессионализма и компетенции гос. органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы гос. жизни в интересах населения страны. Этот принцип означает использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность явл. основной профессией, т.к. в противном случае возможны негативные последствия. 3.Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях ГА. Он обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями соц.-экономических, полит. и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех гос. органов, направленных на удовлетворение интересов личности. 4.Принцип разделения властей, который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц. 5.Принцип гласности и открытости и тайны – безусловно, что необходим приоритет первого, но складываются и такие ситуации в деятельности ГА, когда без второго просто не обойтись. Что касается принципа гласности, то можно привести следующий пример: право граждан Г на основе общенародного голосования (референдума) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов Г. 6.Принцип демократизма в формировании и деятельности гос. органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан Г, их религиозные воззрения, особенности нац. культуры и т.д. 7.В федеративных (союзных) гос-вах важное значение имеет принцип субординации и четкого взаимодействия между общефедеральными органами (центром) и гос. властью членов федерации. В национальных федерациях наиболее оптимальное разграничение компетенции между ними имеет особо важное значение, т.к. это обеспечивает суверенность членов Федерации, их самостоятельность в решении внутренних и внешних задач. Не вызывает сомнения тот факт, что принципы необходимо соблюдать, вопрос в другом, где можно обнаружить эти принципы. Часть принципов организации деятельности государственного аппарата получила закрепление в Конституции РФ в законах РФ, другие принципы необходимо вычленять из самой сути данного понятия. Единства в вопросе о принципах нет, так как мнения различных учёных по этому вопросу носят оценочный характер, и поэтому во многом различны. Кроме вышеперечисленных можно назвать еще принципы:Территориальности - каждый орган государственного аппарата действует в рамках определённой территории. Иерархичности - органы в государственном аппарате занимают различное положение, но все они связаны между собой на началах субординации. Централизма и децентрализма - по некоторым вопросам необходимо применение принципа централизма, т.е. решения принимаются на высшем уровне, а затем исполняются во всех низших инстанциях. В других же вопросах, явно необходимо применение принципа децентрализма, т.е. решения принимаются тем же органом, который и будет их исполнять. Выборности и назначаемости - в некоторые органы государственного аппарата служащие назначаются, в другие избираются населением, в этом проявляется бюрократическое и демократическое начало, причём оба присущи государственному аппарату. Коллегиальности и единоличия - в этом принципе также проявляется бюрократическое и демократическое начало.

21 Органы государства и их виды. Орган гос-ваэто юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособ­ленная часть гос-го механизма, состоящая из гос-ых служащих, наделенная гос-венно-властными пол­номочиями и необходимыми материальными средствами для осу­ществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций гос-ва. Разносторонность и многосложность деятельности гос-го механизма обусловливает значительное число его орга­нов. По различным научно обоснованным критериям они класси­фицируются на соответствующие виды. Так, органы гос-ва по такому критерию, как юридический источник их легитимности, подразделяются на: а) органы, устанавливаемые Конституцией РБ, законами для непосредственного выполнения задач и функций гос-ва (Президент РБ, Прав-во РБ, министерства и иные е органы испол­нительной власти, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РБ); б) органы, учреждаемые в установленном зак-вом порядке для обеспечения исполнения полномочий, функцио­нирования указанного в предыдущем пункте вида гос-ых органов (аппараты палат Парламента, Правительства, высших судебных орга­нов РБ, органов законодательной и исполнительной власти РБ). Гос-венные органы, относящиеся к первому из рассмот­ренных видов, представляется обоснованным именовать первич­ными органами, ко второму — вторичными, производными от первых. На основе принципа разделения властей гос-венные орга­ны делятся на законодательные, исполнительные, судебные. По длительности действия гос-венные органы делятся на постоянные и временные. Абсолютное большинство гос-ых органов РБ согласно Конст-ии и законам РФ действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут быть органы, создание и деятельность которых носит временный ха­рактер, они связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения). Органы гос-ва различаются между собой и тем, что одни из них — коллективные образования, другие — представлены одним лицом. По общему правилу орган гос-ва состоит из коллек­тива гос-ых служащих. Например Прав-во РБ, Верховный Суд РБ. Однако в отдельных случаях орган гос-ва может воплощаться в одном лице, занимающем гос-ую долж­ность. Например, Президент РБ, Генеральный прокурор РБ. Своего рода обобщающим основанием классификации гос-ых органов является их место, роль, функциональное на­значение в структуре механизма гос-ва. Исследование различных видов гос-ых органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной вза­имосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации. Главное требование принципа разделения властей, сформулированное еще Д. Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить гос-ую власть на законодательную, исполнительную и судебную. Причем каждая из этих ветвей власти, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

22. Понятие, сущность и определение права. Право – это система общеобязательных формально определенных норм (правил поведения) установленных и санкционированных государством. Понятие права. 3 группы мнений: 1 ) Естественно-правовой подход. Возник в 16-17 вв. Занимались: Копс, Руссо, Радищев. Они полагали, что каждый человек рождается с некоторым набором естественных и неотчуждаемых прав: право на жизнь, свободу, собственность, безопасность и т.д. Государство обязано при помощи законов закрепить права, а также защищать и гарантировать их. 2) Нормативный подход (Маркситская теория 19век) – воля господствующего класса, облеченная в форму закона и опирающаяся на принуждение со стороны государства. Государство видит совокупность отношений, которые и оформляют в виде закона. Эта точка зрения была раскритикована в 38 году и право стало пониматься, как система правил поведения установленных или санкционированных государством. Это чисто нормативная точка зрения. 3) Социологический подход. Широкое распространение получил в США. Право – не только понятие справедливости и добра, и не только законы. Социологи исходили из того, что право формируется из общественной практики, но свое юридическое закрепление находит в судебных решениях. Признаки права: 1) право состоит из норм. 2)Общеобязательность. 3) Формальная определенность. 4) Системность. 5) Обеспечивается принудительной силой государства

23. Функции права – это основные направления правового воздействия на общественные отношения. различают общесоциальную и специально-юридическую функции.

ОБЩЕСОЦИАЛЬНАЯ – основные направления правового воздействия на различные сферы общественной жизни – политику, экономику, духовн. отношения и др. Разделяется на 1)экономическую (производственные отн-я, закрепление форм собств-ти); 2)политическую (правовое обеспечение деятельн. субъектов полит. системы); 3)воспитательную (педагогическое воздействие на общество)

СПЕЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКАЯ- правовое регулирование общественных отношений. разделяется на:

1)регулятивную регулятивно-статическую (формулировки в законах), регулятивно-динамическая

2)охранительная (правовые ограничения –обязанности, запреты, наказания и т.д.)

24. Принципы права - основополагающие правовые идеи, определяющие содержание и направ-ленность правового регулирования. Принципы права меняются вместе с развитием общества. Принципы права - только такие идеи, которые выражены, закреплены в законодательстве, проявляются в практике правового регулирования.
Способы закрепления: прямо, и косвенно. Прямое закрепление – фиксируются в тексте нормативного акта; косвенное закрепление – содержание того или иного принципа выводится из содержания определенного акта, законодательства в целом, принципы как бы вытекают из духа законодательства. Роль принципов права: 1. Принципы права обеспечивают непротиворечивость права, поддерживают единство правовой системы. Каждая вновь вводимая норма должна проверяться на соответствие принципам права. 2. используются для правового воспитания, для правовой пропаганды. Позволяют ориентироваться в правовой системе. 3. служат основанием для разрешения конкретных юридических дел. Суд может сослаться на принципы права, а не на конкретный закон. Виды принципов права: 1. Общеправовые - действуют во всей правовой системе. 2. Межотраслевые - действуют в нескольких отраслях права 3. Отраслевые - действуют в отдельных отраслях права 4. Принципы правовых институтов - положения, определяющие ту или иную группу норм в составе отрасли права.Общеправовые принципы делятся на 2: общесоциальны е и специально-юридические. К общесоциальным относят: · политические начала права (например, принципы демократизма, разделения властей);
· экономические начала права (например, свобода экономической деятельности);
· нравственные начала права (например, принципы гуманизма, признания прав и свобод че-ловека как высшей социальной ценности, принцип социальной справедливости).
Специально-юридические принципы характеризуют право с юридической стороны, представляют собой начала правового регулирования. К ним относят:
· принцип законности; · принцип равенства перед законом; · принцип ответственности за вину и презумпцию невиновности; · принцип судебной защиты прав и свобод граждан; · принцип единства прав и обязанностей; · принцип сочетания убеждения и принуждения в праве.

25. Понятие правовой системы. Система права – это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права

Признаки: 1)четкая иерархия: норма права->институт->подотрасль->отрасль; 2)целостность и единство элементов; 3)объективно обусловленный характер. Эл-ты с-мы права: Норма права – формально-определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулированиеобщественных отношений. Институт права – обособленная внутри отрасли группа правовых норм, регулирующая однородные общественные отношения (институт гражданства, институт избирательного права и др.) Подотрасль права – совокупность правовых норм родственных институтов отрасли права. Отрасль права – совокупность правовых норм институтов и подотраслей права, регулирующая общественные отношения. Отрасли права: 1)Конституционное; 2)Гражданское; 3)Административное; 4)Уголовное; 5)Земельное; 6)Трудовое; 7)Семейное право; 8)Исправительно-трудовое; 9)Аграрное; 10)Финансовое; 11)Уголовно-процессуальное; 12)Гражданско-процессуальное. Метод правового регулирования – совокупность приемов и способов воздействия права на определенный род обществ. отношений.: –императивный (запреты, обязанности, наказания и др.); –диспозитивный (свобода выбора, равноправие сторон); –поощрительный; –рекомендательный.

26.Понятие правовой семьи, виды правовых семей. Выдел. 3 прав. семьи: романо-германская (рецепция римск. права на базе кодиф. Юстиниана – Франция, Италия, Испания, Германия – главн. ист-к права – закон), англо-саксонская (англо-американская, или “общего права” - в основе своей явл. прецедентным правом, созд. судами – US, CAN, GB, Австралия, Нов. Зеландия) и социалистич. (советская прав. с-ма, прав. с-мы соц. гос-в Европы, стран Азии и Респ-ки Куба. – много общего, но есть и различия). Также сущ. семья религиозно-традиционного права (мусульм., индусы)

27.Понятие, признаки и определение нормы права. Понятие нормы права. Нор­ма права - это первоначальный, основной элемент содержания пра­ва. Поэтому в ней выражены, прежде всего, основные черты содер­жания всего права в целом. Эти черты применительно к отдельной норме права сводятся к следующему: нормы права относятся к числу социальных норм, т. е. пра­вил поведения людей в их взаимных отношениях между собой (в общественных отношениях). Социальная норма регулирования – это упорядочение поведение людей в различных сферах жизнедеятельности с помощью технических и социальных норм. Техническая норма - правило обращения людей с орудиями труда и предметами природы. Социальная норма - правило поведения, связан­ное с регулированием общественных отношений. К социальным нормам относятся: правовые нормы; моральные нормы; религиозные нормы, обычаи, традиции; корпоративные нормы. Особенностями социальных норм является то, что, все связаны с людьми и регулируют отношение между ними. Правовая норма - это общеобязательное правило социального поведения, установленное или санкционированное государством, выраженное публично в формально-определенных предписани­ях, как правило, - в письменной форме и охраняемое органом государства путем контроля за его соблюдением и применения предусмотренных законом мер принуждения за правонарушения. Признаки юриди­ческих, правовых норм: 1. Общеобязательность. Поскольку право предназначено для установления и под­держания единого порядка в обществе (для всех граждан и органи­заций страны), то каждой норме права присуще качество общеобя­зательного правила: они обязательны для всех, кого по своему со­держанию прямо или косвенно касаются предписания данных норм. 2. Предоставительно-обязывающий характер. Нормы права, в отличие от других социальных норм, уста­навливаются либо санкционируются (т. е. допускаются, подтвер­ждаются), а также охраняются от нарушения их кем бы то ни было государством, осуществляющим контроль за соблюдением правовых норм и, в надлежащих случаях, - применением преду­смотренных законом мер принуждения за правонарушения. 3.Формальная определённость. Правовые нормы отличаются от иных видов социальных норм также признаком формальной определенности. Будучи государст­венным установлением, нормы права вырабатываются на основе обобщения тех или иных "казусов", т. е. конкретных случаев, подлежащих регулированию. В отличие от этого нормы морали выражают оценку тех или иных общих принципов поведения; нормы обычая - главным образом те или иные устоявшиеся тра­диционные формы общения, запреты или дозволения, обряды и т. п., применение которых имеет очень широкий диапазон. 4. Связь с государством. Норма права устанавливается государственными орга­нами и обеспечивается мерами государственного воз­действия - принуждением и стимулированием; Формальная определенность права требует его письменной, документальной формы. Такая форма дает всем исполнителям норм права ясное и точное представление о содержании, пределах действия норм и другие необходимые сведения о праве.

28. Виды норм права. 1.По месту и роли в правовом регулировании нормы делятся на исходные и нормы предписания. Исходные нормы не обладают самостоятельным регулятивным потенциалом, но без них правовое регулирование не может обойтись. Группа, исходные нормы в свою очередь делится на: нормы-декларации, дефинитивные, оперативные, коллизионные нормы. Нормы предписания делятся на: регулятивные и охранительные. 2.По отраслевой принадлежности, т.е. по предмету и методу правового регулирования, все нормы классифицируются по институтам и отраслям права: нормы гражданского права, нормы административного права, нормы уголовного права, и т.д. 3.По юридической силе, т.е. по актам, в которых нормы права содержатся, они делятся на нормы закона и нормы подзаконных актов, 4.По степени общности содержания нормы права делятся на нормы-принципы, общие нормы и конкретные нормы. Нормы-принципы не содержат явно выраженных элементов норм права, они являются результатом нормативных обобщений, выражают социальное содержание всех норм права данной группы. В отличие от норм-принципов общие нормы - это общие правила, конкретизирующиеся в других нормах. По степени обобщения они делятся на конституционные, кодифицированные и отдельные. 5. По характеру (или составу) предписываемых правил поведения (форме регулирования ) правовые нормы могут быть: обязывающими (предписывают совершение содержащихся в норме действий); управомочивающими (дозволяют или разрешают совершение содержащихся в норме действий); запрещающими (предписывают воздержание от содержащихся в норме действий). Обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы в свою очередь могут быть классифицированы и по другим различным основаниям. 6.По степени активизации социально полезной деятельности субъектов права нормы права условно можно делить на обычные и поощрительные. В принципе все они «поощряют» такую деятельность, но выделение поощрительных норм целесообразно потому, что они чаще всего специально направлены на стимулирование правомерной деятельности, такой, которую субъекты юридически не обязаны совершать. Это - правовая благоприятная реакция на правомерное деяние, превосходящее обычные требования поведения. Поощрительные нормы — это разновидность управомочивающих либо обязывающих норм. Диапазон их действия в праве все более расширяется, причем поощрения нередко предусматриваются и за обычное исполнение обязанностей. 7.По способам установления правил поведения нормы права делятся на императивные и диспозитивные. Первая формулирует определенное правило поведения, исключает какой-либо выбор, хотя может устанавливать как запрет, обязывание, так и дозволение; вторая предоставляет субъектам самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей и устанавливает правило на случай, если субъекты не воспользовались своим правомочием. Императивными являются: нормы уголовного, финансового, уголовно-процессуального права. Диспозитивными – нормы гражданского, трудового, семейного и др. 8. По техническим приемам установления правила поведения нормы права делятся на определённые, бланкетные и отсылочные.
Определенные - непосредственно содержат описание правила поведения в статье, в которой она излагается. Бланкетные - делают отсылку в самом общем виде к нормативно-правовому акту в целом или к его части. Отсылочные - содержат ссылку на правило поведения, содержащееся в конкретных статьях данного нормативно-правового акта. 9. По непосредственному предмету воздействия правовые нормы можно классифицировать на: социально-технические и социальные. Социально-технические - регулируют использование человеком технических средств, сил природы (правила эксплуатации технических средств, технологические режимы, стандарты, нормы расхода сырья, нормы в сфере охраны природы и т.д.). Социальные - регулируют общественные отношения, субъектами которых являются люди, их коллективы, общественные организации и т.п. 10. По отношению к субъекту различают нормы общего и специального действия. Нормы общего действия распространяются на всех граждан без выделения специфических признаков. А специфические указывают на особые признаки (несовершеннолетний, пенсионер, военнослужащий). Классификацию норм права можно проводить и по признакам, свойственным гипотезе, диспозиции, санкции.

29.Структура норм права. Структура нормы права является формой ее внутреннего содержания. Структура правовой нормы - это упорядоченная совокупность элементов, обеспечивающих ее функцио­нальную самостоятельность. Выделяют три элемента правовой нормы: 1)гипотеза - указание конкретных фактических жизненных обстоятельств (события, действия людей, совокупность действий, т.е. фактические составы), при которых данная норма вступает в действие. Гипотеза (предположение) - это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует рукаводствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятелства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности. 2)диспозиция - «сердцевина» нормы права, т.е. указание на правило (правила) поведения, которым должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе. Диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц. 3)санкция - вид и мера возможного наказания (кары), если субъекты не выполняют предписание диспозиции, или поощрения за совершение рекомендуемых действий. Поэтому назначение санкции - побудить субъектов действовать в соответствии с предписаниями нормы права. Санкция называет поощрительные или карательные меры (позитивные или негативные последствия), наступающие в случае соблюдения или, напротив, нарушения правила, обозначенного в диспозиции нормы. Иногда в статье закона формируется только часть нормы, а другие ее части следует обнаруживать в других статьях или в ином нормативном акте. Отсюда следует необходимость различать норму права и статью закона. Это очевидно еще и потому, что в одной статье нормативного акта например уголовно-правовые, специализируются на выражении санкций, обслуживающих нормы иных отраслей права. Норма права не выполнила бы своей регулятивной роли, если бы в ней отсутствовал какой-либо из названных структурных элементов. Поэтому законодатель при формулировании норм обязан выписать каждую часть особо или дать соответствующую отсылку, а тот, кто реализует норму, должен иметь в виду всю связь элементов нормы, с тем, что бы юридически грамотно выстроить свои поступки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: