ПГР - совокупность способов и методов осущ-я гос. власти. 3 главн. вида режимов (с точки зрения права): демократический - человек им. все свободы; тоталитарный – гос-во контролирует всё общество, все сферы чел. жизни (экон., полит., дух. сферы); авторитарный – ограничение какой-либо свободы., переходный между тоталит. и демократич. режимами.
17. Понятие, определение и классификация функций государства. Термин «функция Г» применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности Г. Г-ва устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед Г на том или ином этапе его развития и представляющие собой средство реализации этих задач. Конкретная же ф Г представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления гос. вл., неразрывно связанных с данным направлением деятельности Г. Т.о. фф Г – это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и соц. назначение гос. управления обществом. А по продолжительности действия – на постоянные и временные. Постоянные фф осуществляются на всех этапах развития Г, а временные – прекращают своё действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например, ликвидация стихийного бедствия, масштабных катастроф, антиконституционных выступлений. Внутренние фф – основные направления деятельности Г по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних фф проводится по сферам деятельности Г. Каждое Г решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранных и контрольных задач. Кроме того в настоящее время важнейшей задачей всех гос-в явл. охрана окружающей среды. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние фф гос-ва подразделяются на эконом., соц., финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную). Внешние фф. – основные направления деятельности на международной арене. Они призваны для установления и поддержания нормальных отношений с др. гос-вами и обеспечением обороны страны от возможной внешней агрессии.
|
|
18. Характеристика основных внешних и внутренних функций государства. Внутренние функции государства. Изменения их содержания на этапах развития общества. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние фф гос-ва подразделяются на эконом., соц., финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную).1. Экономическая – выражается в выработке и координации гос-вом стратегичесеких направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме: формирование гос. бюджета и контроль за его расходованием; определение общих программ эк. развития страны; стимулирование наиболее приоритетных отраслей экономики; создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.2. Социальная – призвана обеспечить соц. защищенность личности, нормальные условия для жизни всех членов общества в независимости от их непосредственного участия в производстве благ – оказание соц. помощи нуждающимся в ней членам общества, выделении необходимых средств на здравоохранение, просвещение, отдых, строительство дорог, жилья, работа транспорта, связи и т.д.3. ф финанс. контроля – выражается в выявлении и учете гос-вом доходов производителей, часть этих доходов в виде налогов направляется в гос. бюджет для удовлетворения соц. и др. общегос. нужд. Г осуществляет контроль за расходованием налогов. Высший финанс. контроль за доходами и расходами явл. прерогативой парламента. На местах эти фф выполняют местные органы гос. вл. Широкими полномочиями обладают министерства финансов. Гос. таможни контролируют провоз материальных ценностей через госю границу и взимает таможенные пошлины и сборы, которые идут в доход Г. 4. охрана правопорядка – деятельность Г, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодат. предписаний всеми участниками общественных отношений. 5. Экологическая ф. – система гос. мероприятий, направленная на сохранение, восстановление и улучшение природных условий жизни человека. Внешние функции государства. Изменения их содержания на этапах развития общества. Внешние фф. – основные направления деятельности на международной арене. Они призваны для установления и поддержания нормальных отношений с др. гос-вами и обеспечением обороны страны от возможной внешней агрессии. Т.о. существует 2 основные внешние фф Г.: 1. взаимовыгодное сотрудничество с другими гос-вами – деятельность Г, направленная на развитие равноправных, экономических, политических, культурных и др. отношений, гармонично сочетающих интересы данного Г с общими интересами др. гос-в. 2. Оборона страны от внешней агрессии, охрана гос. границ – повседневное совершенствование воор. сил, повышение их боеготовности и боеспособности, укрупнение оборонной мощи страны, военное обучение запаса воор. сил.Т.о. Ф Г – это целенаправленная, взаимосвязанная деятельность всей системы гос. органов, направленная на гармоничное экономическое, соц. и духовное развитие общетсав, рпи непременном взаимодействии и сотрудничестве с др. гос-ваим.
|
|
19 Формы и методы осуществления ф-ий государства. Внутренние ф-ии: 1.Охранительная функция: Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства. Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности. 2. Экологическая функция: Направлена на защиту экологии. 3. Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан: Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях. В РБ финансируются программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию 4. Культурно - воспитательная функция: Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным. Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса. Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин РБ обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их. 5. Природоохранительная функция: Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды. В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств. Внешние функции. 1. Функция защиты из вне:Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы РБ. Согласно закону: все мужчины - граждане РБ, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил РБ. На действительную военную службу призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет. 2. Функция сотрудничества с другими странами. Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.) 3. Борьба с международной преступностью: В последнее время все более широкие масштабы приобретает международная преступность. Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью. Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями. Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. 4. Участие в охране окружающей Среды: В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально - технической базы в государстве. В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со сложными климатическими условиями. Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания.
|
|
|
|
20 Понятие и определение аппарата государства. Гос. аппарат (ГА)– это система спец. гос. органов и учреждений, посредством которых осуществл. гос. управление обществом и защита его основных интересов. Под принципами орагнизации и деятельности ГА следует понимать наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его потроения и функционирования. Независимо от особенностей отдельных гос-в и происходящих в них изменений в организации и деятельности ГА-тов разных стран имеются общие принципы, которые в той или иной мере реализуются. 1.Принцип законности и конституционности в организации и деятельности органов государства: осуществление всех функций в строгом соответствии с действующей Конституцией, обычными законами и подзаконными актами согласно установленной в законодательном порядке компетенции. Это значит, что а) создаются и осуществляют деятельности лишь те государственные органы, которые предусмотрены законом; б) все органы действуют в рамках своей компетенции, и на основе действующего закона. 2.Принцип высокого профессионализма и компетенции гос. органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы гос. жизни в интересах населения страны. Этот принцип означает использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность явл. основной профессией, т.к. в противном случае возможны негативные последствия. 3.Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях ГА. Он обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями соц.-экономических, полит. и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех гос. органов, направленных на удовлетворение интересов личности. 4.Принцип разделения властей, который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц. 5.Принцип гласности и открытости и тайны – безусловно, что необходим приоритет первого, но складываются и такие ситуации в деятельности ГА, когда без второго просто не обойтись. Что касается принципа гласности, то можно привести следующий пример: право граждан Г на основе общенародного голосования (референдума) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов Г. 6.Принцип демократизма в формировании и деятельности гос. органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан Г, их религиозные воззрения, особенности нац. культуры и т.д. 7.В федеративных (союзных) гос-вах важное значение имеет принцип субординации и четкого взаимодействия между общефедеральными органами (центром) и гос. властью членов федерации. В национальных федерациях наиболее оптимальное разграничение компетенции между ними имеет особо важное значение, т.к. это обеспечивает суверенность членов Федерации, их самостоятельность в решении внутренних и внешних задач. Не вызывает сомнения тот факт, что принципы необходимо соблюдать, вопрос в другом, где можно обнаружить эти принципы. Часть принципов организации деятельности государственного аппарата получила закрепление в Конституции РФ в законах РФ, другие принципы необходимо вычленять из самой сути данного понятия. Единства в вопросе о принципах нет, так как мнения различных учёных по этому вопросу носят оценочный характер, и поэтому во многом различны. Кроме вышеперечисленных можно назвать еще принципы:Территориальности - каждый орган государственного аппарата действует в рамках определённой территории. Иерархичности - органы в государственном аппарате занимают различное положение, но все они связаны между собой на началах субординации. Централизма и децентрализма - по некоторым вопросам необходимо применение принципа централизма, т.е. решения принимаются на высшем уровне, а затем исполняются во всех низших инстанциях. В других же вопросах, явно необходимо применение принципа децентрализма, т.е. решения принимаются тем же органом, который и будет их исполнять. Выборности и назначаемости - в некоторые органы государственного аппарата служащие назначаются, в другие избираются населением, в этом проявляется бюрократическое и демократическое начало, причём оба присущи государственному аппарату. Коллегиальности и единоличия - в этом принципе также проявляется бюрократическое и демократическое начало.
21 Органы государства и их виды. Орган гос-ва — это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть гос-го механизма, состоящая из гос-ых служащих, наделенная гос-венно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций гос-ва. Разносторонность и многосложность деятельности гос-го механизма обусловливает значительное число его органов. По различным научно обоснованным критериям они классифицируются на соответствующие виды. Так, органы гос-ва по такому критерию, как юридический источник их легитимности, подразделяются на: а) органы, устанавливаемые Конституцией РБ, законами для непосредственного выполнения задач и функций гос-ва (Президент РБ, Прав-во РБ, министерства и иные е органы исполнительной власти, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РБ); б) органы, учреждаемые в установленном зак-вом порядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида гос-ых органов (аппараты палат Парламента, Правительства, высших судебных органов РБ, органов законодательной и исполнительной власти РБ). Гос-венные органы, относящиеся к первому из рассмотренных видов, представляется обоснованным именовать первичными органами, ко второму — вторичными, производными от первых. На основе принципа разделения властей гос-венные органы делятся на законодательные, исполнительные, судебные. По длительности действия гос-венные органы делятся на постоянные и временные. Абсолютное большинство гос-ых органов РБ согласно Конст-ии и законам РФ действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут быть органы, создание и деятельность которых носит временный характер, они связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения). Органы гос-ва различаются между собой и тем, что одни из них — коллективные образования, другие — представлены одним лицом. По общему правилу орган гос-ва состоит из коллектива гос-ых служащих. Например Прав-во РБ, Верховный Суд РБ. Однако в отдельных случаях орган гос-ва может воплощаться в одном лице, занимающем гос-ую должность. Например, Президент РБ, Генеральный прокурор РБ. Своего рода обобщающим основанием классификации гос-ых органов является их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма гос-ва. Исследование различных видов гос-ых органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации. Главное требование принципа разделения властей, сформулированное еще Д. Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить гос-ую власть на законодательную, исполнительную и судебную. Причем каждая из этих ветвей власти, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.
22. Понятие, сущность и определение права. Право – это система общеобязательных формально определенных норм (правил поведения) установленных и санкционированных государством. Понятие права. 3 группы мнений: 1 ) Естественно-правовой подход. Возник в 16-17 вв. Занимались: Копс, Руссо, Радищев. Они полагали, что каждый человек рождается с некоторым набором естественных и неотчуждаемых прав: право на жизнь, свободу, собственность, безопасность и т.д. Государство обязано при помощи законов закрепить права, а также защищать и гарантировать их. 2) Нормативный подход (Маркситская теория 19век) – воля господствующего класса, облеченная в форму закона и опирающаяся на принуждение со стороны государства. Государство видит совокупность отношений, которые и оформляют в виде закона. Эта точка зрения была раскритикована в 38 году и право стало пониматься, как система правил поведения установленных или санкционированных государством. Это чисто нормативная точка зрения. 3) Социологический подход. Широкое распространение получил в США. Право – не только понятие справедливости и добра, и не только законы. Социологи исходили из того, что право формируется из общественной практики, но свое юридическое закрепление находит в судебных решениях. Признаки права: 1) право состоит из норм. 2)Общеобязательность. 3) Формальная определенность. 4) Системность. 5) Обеспечивается принудительной силой государства
23. Функции права – это основные направления правового воздействия на общественные отношения. различают общесоциальную и специально-юридическую функции.
ОБЩЕСОЦИАЛЬНАЯ – основные направления правового воздействия на различные сферы общественной жизни – политику, экономику, духовн. отношения и др. Разделяется на 1)экономическую (производственные отн-я, закрепление форм собств-ти); 2)политическую (правовое обеспечение деятельн. субъектов полит. системы); 3)воспитательную (педагогическое воздействие на общество)
СПЕЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКАЯ- правовое регулирование общественных отношений. разделяется на:
1)регулятивную – регулятивно-статическую (формулировки в законах), регулятивно-динамическая
2)охранительная (правовые ограничения –обязанности, запреты, наказания и т.д.)
24. Принципы права - основополагающие правовые идеи, определяющие содержание и направ-ленность правового регулирования. Принципы права меняются вместе с развитием общества. Принципы права - только такие идеи, которые выражены, закреплены в законодательстве, проявляются в практике правового регулирования.
Способы закрепления: прямо, и косвенно. Прямое закрепление – фиксируются в тексте нормативного акта; косвенное закрепление – содержание того или иного принципа выводится из содержания определенного акта, законодательства в целом, принципы как бы вытекают из духа законодательства. Роль принципов права: 1. Принципы права обеспечивают непротиворечивость права, поддерживают единство правовой системы. Каждая вновь вводимая норма должна проверяться на соответствие принципам права. 2. используются для правового воспитания, для правовой пропаганды. Позволяют ориентироваться в правовой системе. 3. служат основанием для разрешения конкретных юридических дел. Суд может сослаться на принципы права, а не на конкретный закон. Виды принципов права: 1. Общеправовые - действуют во всей правовой системе. 2. Межотраслевые - действуют в нескольких отраслях права 3. Отраслевые - действуют в отдельных отраслях права 4. Принципы правовых институтов - положения, определяющие ту или иную группу норм в составе отрасли права.Общеправовые принципы делятся на 2: общесоциальны е и специально-юридические. К общесоциальным относят: · политические начала права (например, принципы демократизма, разделения властей);
· экономические начала права (например, свобода экономической деятельности);
· нравственные начала права (например, принципы гуманизма, признания прав и свобод че-ловека как высшей социальной ценности, принцип социальной справедливости).
Специально-юридические принципы характеризуют право с юридической стороны, представляют собой начала правового регулирования. К ним относят:
· принцип законности; · принцип равенства перед законом; · принцип ответственности за вину и презумпцию невиновности; · принцип судебной защиты прав и свобод граждан; · принцип единства прав и обязанностей; · принцип сочетания убеждения и принуждения в праве.
25. Понятие правовой системы. Система права – это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права
Признаки: 1)четкая иерархия: норма права->институт->подотрасль->отрасль; 2)целостность и единство элементов; 3)объективно обусловленный характер. Эл-ты с-мы права: Норма права – формально-определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулированиеобщественных отношений. Институт права – обособленная внутри отрасли группа правовых норм, регулирующая однородные общественные отношения (институт гражданства, институт избирательного права и др.) Подотрасль права – совокупность правовых норм родственных институтов отрасли права. Отрасль права – совокупность правовых норм институтов и подотраслей права, регулирующая общественные отношения. Отрасли права: 1)Конституционное; 2)Гражданское; 3)Административное; 4)Уголовное; 5)Земельное; 6)Трудовое; 7)Семейное право; 8)Исправительно-трудовое; 9)Аграрное; 10)Финансовое; 11)Уголовно-процессуальное; 12)Гражданско-процессуальное. Метод правового регулирования – совокупность приемов и способов воздействия права на определенный род обществ. отношений.: –императивный (запреты, обязанности, наказания и др.); –диспозитивный (свобода выбора, равноправие сторон); –поощрительный; –рекомендательный.
26.Понятие правовой семьи, виды правовых семей. Выдел. 3 прав. семьи: романо-германская (рецепция римск. права на базе кодиф. Юстиниана – Франция, Италия, Испания, Германия – главн. ист-к права – закон), англо-саксонская (англо-американская, или “общего права” - в основе своей явл. прецедентным правом, созд. судами – US, CAN, GB, Австралия, Нов. Зеландия) и социалистич. (советская прав. с-ма, прав. с-мы соц. гос-в Европы, стран Азии и Респ-ки Куба. – много общего, но есть и различия). Также сущ. семья религиозно-традиционного права (мусульм., индусы)
27.Понятие, признаки и определение нормы права. Понятие нормы права. Норма права - это первоначальный, основной элемент содержания права. Поэтому в ней выражены, прежде всего, основные черты содержания всего права в целом. Эти черты применительно к отдельной норме права сводятся к следующему: нормы права относятся к числу социальных норм, т. е. правил поведения людей в их взаимных отношениях между собой (в общественных отношениях). Социальная норма регулирования – это упорядочение поведение людей в различных сферах жизнедеятельности с помощью технических и социальных норм. Техническая норма - правило обращения людей с орудиями труда и предметами природы. Социальная норма - правило поведения, связанное с регулированием общественных отношений. К социальным нормам относятся: правовые нормы; моральные нормы; религиозные нормы, обычаи, традиции; корпоративные нормы. Особенностями социальных норм является то, что, все связаны с людьми и регулируют отношение между ними. Правовая норма - это общеобязательное правило социального поведения, установленное или санкционированное государством, выраженное публично в формально-определенных предписаниях, как правило, - в письменной форме и охраняемое органом государства путем контроля за его соблюдением и применения предусмотренных законом мер принуждения за правонарушения. Признаки юридических, правовых норм: 1. Общеобязательность. Поскольку право предназначено для установления и поддержания единого порядка в обществе (для всех граждан и организаций страны), то каждой норме права присуще качество общеобязательного правила: они обязательны для всех, кого по своему содержанию прямо или косвенно касаются предписания данных норм. 2. Предоставительно-обязывающий характер. Нормы права, в отличие от других социальных норм, устанавливаются либо санкционируются (т. е. допускаются, подтверждаются), а также охраняются от нарушения их кем бы то ни было государством, осуществляющим контроль за соблюдением правовых норм и, в надлежащих случаях, - применением предусмотренных законом мер принуждения за правонарушения. 3.Формальная определённость. Правовые нормы отличаются от иных видов социальных норм также признаком формальной определенности. Будучи государственным установлением, нормы права вырабатываются на основе обобщения тех или иных "казусов", т. е. конкретных случаев, подлежащих регулированию. В отличие от этого нормы морали выражают оценку тех или иных общих принципов поведения; нормы обычая - главным образом те или иные устоявшиеся традиционные формы общения, запреты или дозволения, обряды и т. п., применение которых имеет очень широкий диапазон. 4. Связь с государством. Норма права устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением и стимулированием; Формальная определенность права требует его письменной, документальной формы. Такая форма дает всем исполнителям норм права ясное и точное представление о содержании, пределах действия норм и другие необходимые сведения о праве.
28. Виды норм права. 1.По месту и роли в правовом регулировании нормы делятся на исходные и нормы предписания. Исходные нормы не обладают самостоятельным регулятивным потенциалом, но без них правовое регулирование не может обойтись. Группа, исходные нормы в свою очередь делится на: нормы-декларации, дефинитивные, оперативные, коллизионные нормы. Нормы предписания делятся на: регулятивные и охранительные. 2.По отраслевой принадлежности, т.е. по предмету и методу правового регулирования, все нормы классифицируются по институтам и отраслям права: нормы гражданского права, нормы административного права, нормы уголовного права, и т.д. 3.По юридической силе, т.е. по актам, в которых нормы права содержатся, они делятся на нормы закона и нормы подзаконных актов, 4.По степени общности содержания нормы права делятся на нормы-принципы, общие нормы и конкретные нормы. Нормы-принципы не содержат явно выраженных элементов норм права, они являются результатом нормативных обобщений, выражают социальное содержание всех норм права данной группы. В отличие от норм-принципов общие нормы - это общие правила, конкретизирующиеся в других нормах. По степени обобщения они делятся на конституционные, кодифицированные и отдельные. 5. По характеру (или составу) предписываемых правил поведения (форме регулирования ) правовые нормы могут быть: обязывающими (предписывают совершение содержащихся в норме действий); управомочивающими (дозволяют или разрешают совершение содержащихся в норме действий); запрещающими (предписывают воздержание от содержащихся в норме действий). Обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы в свою очередь могут быть классифицированы и по другим различным основаниям. 6.По степени активизации социально полезной деятельности субъектов права нормы права условно можно делить на обычные и поощрительные. В принципе все они «поощряют» такую деятельность, но выделение поощрительных норм целесообразно потому, что они чаще всего специально направлены на стимулирование правомерной деятельности, такой, которую субъекты юридически не обязаны совершать. Это - правовая благоприятная реакция на правомерное деяние, превосходящее обычные требования поведения. Поощрительные нормы — это разновидность управомочивающих либо обязывающих норм. Диапазон их действия в праве все более расширяется, причем поощрения нередко предусматриваются и за обычное исполнение обязанностей. 7.По способам установления правил поведения нормы права делятся на императивные и диспозитивные. Первая формулирует определенное правило поведения, исключает какой-либо выбор, хотя может устанавливать как запрет, обязывание, так и дозволение; вторая предоставляет субъектам самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей и устанавливает правило на случай, если субъекты не воспользовались своим правомочием. Императивными являются: нормы уголовного, финансового, уголовно-процессуального права. Диспозитивными – нормы гражданского, трудового, семейного и др. 8. По техническим приемам установления правила поведения нормы права делятся на определённые, бланкетные и отсылочные.
Определенные - непосредственно содержат описание правила поведения в статье, в которой она излагается. Бланкетные - делают отсылку в самом общем виде к нормативно-правовому акту в целом или к его части. Отсылочные - содержат ссылку на правило поведения, содержащееся в конкретных статьях данного нормативно-правового акта. 9. По непосредственному предмету воздействия правовые нормы можно классифицировать на: социально-технические и социальные. Социально-технические - регулируют использование человеком технических средств, сил природы (правила эксплуатации технических средств, технологические режимы, стандарты, нормы расхода сырья, нормы в сфере охраны природы и т.д.). Социальные - регулируют общественные отношения, субъектами которых являются люди, их коллективы, общественные организации и т.п. 10. По отношению к субъекту различают нормы общего и специального действия. Нормы общего действия распространяются на всех граждан без выделения специфических признаков. А специфические указывают на особые признаки (несовершеннолетний, пенсионер, военнослужащий). Классификацию норм права можно проводить и по признакам, свойственным гипотезе, диспозиции, санкции.
29.Структура норм права. Структура нормы права является формой ее внутреннего содержания. Структура правовой нормы - это упорядоченная совокупность элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Выделяют три элемента правовой нормы: 1)гипотеза - указание конкретных фактических жизненных обстоятельств (события, действия людей, совокупность действий, т.е. фактические составы), при которых данная норма вступает в действие. Гипотеза (предположение) - это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует рукаводствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятелства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности. 2)диспозиция - «сердцевина» нормы права, т.е. указание на правило (правила) поведения, которым должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе. Диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц. 3)санкция - вид и мера возможного наказания (кары), если субъекты не выполняют предписание диспозиции, или поощрения за совершение рекомендуемых действий. Поэтому назначение санкции - побудить субъектов действовать в соответствии с предписаниями нормы права. Санкция называет поощрительные или карательные меры (позитивные или негативные последствия), наступающие в случае соблюдения или, напротив, нарушения правила, обозначенного в диспозиции нормы. Иногда в статье закона формируется только часть нормы, а другие ее части следует обнаруживать в других статьях или в ином нормативном акте. Отсюда следует необходимость различать норму права и статью закона. Это очевидно еще и потому, что в одной статье нормативного акта например уголовно-правовые, специализируются на выражении санкций, обслуживающих нормы иных отраслей права. Норма права не выполнила бы своей регулятивной роли, если бы в ней отсутствовал какой-либо из названных структурных элементов. Поэтому законодатель при формулировании норм обязан выписать каждую часть особо или дать соответствующую отсылку, а тот, кто реализует норму, должен иметь в виду всю связь элементов нормы, с тем, что бы юридически грамотно выстроить свои поступки.