double arrow

Действие НПА во времени

Хар-ся моментом вступления н.п.а. в силу, момента утраты н.п.а. юр. силы.

Вступление в действие:

1. с момента его опубликования

2. по истечении опред. времени с момента принятия

3. с даты указанной в самом нормативном акте.

Прекращение действия:1. в случае его прямой отмены2. в случае наступления даты, указанной в нормат. акте, когда имеет место временный нормат. акт.3. в случае принятия нового нормативного акта, регулирующие те же самые

общественные отношения.По общему правилу нормат. акты действуют только вперед, т.е. распр. на общественные отношения, возникшие до вступления его в силу. Обратная сила – распространение его действия на общественные отношения, возникшие до вступления его в силу. По общему правилу закон ужесточающий наказание и устанавливающий ответственность за действия, которые ранее не наказывались обратной силы не имеет.

46. Виды нормативно-правовых актов Республики Беларусь В нашей республике существует достаточно детальная регламентация различных аспектов в подготовке и принятию различных нормативных актов В 1999 г. - принят закон Республики Беларусь о НПА Ст. 2 посвящена видам НПА:1) Конституция Республики Беларусь2) Программный закон (закон о Конституционном суде).3) Кодекс Республики Беларусь - НПА обеспечивает полное системное регулирование определенной области общественных отношений.4) Закон НПА закрепляет принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.5) Декрет - НПА главы государства имеющий силу закона.6) Указ - главы государства7) Постановление палат парламента.8) Постановление Совета Министров Республики Беларусь.9) Акты Конституционного суда, Высшего Хозяйственного суда, Генерального прокурора Республики Беларусь.10) Постановления республиканских органов.

11) Регламент - НПА принятые главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной, власти, а также органами местного управления и самоуправления, которые содержат правила деятельности соответствующих органов.

12) Инструкция - НПА, определяющий методические вопросы регулирования в определенной области.13) Правила - кодефицированный НПА, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах.14) Устав - НПА, который определяет порядок деятельность государственных органов, государственных учреждений и государственных служащих.15) Приказ - НПА, который издается руководителем республиканского органа Государственного управления.16) Решения органов самоуправления.

47. Понятие основные черты и виды законов Республики Беларусь Законотворчество является составной частью правотворчества. Выделяются следующие стадии законодательного процесса: 1) Законодательная инициатива - суть заключается в осуществлении определенными субъектами (организациями, должностными лицами, гражданами) предоставляющего им права официального внесения в законодательный орган на рассмотрение проектов законов. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Министру, Правительству и гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве 50 тыс. человек. Президент, либо по его поручению Правительство имеет право вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. Рассмотрение проекта -10 дней. Стадия завершения - если закон включен в план законопроектных работ.

2) Обсуждение проекта - вносится на обсуждение, представляется законодателям с объяснительной запиской, где содержится обоснование необходимости его принятия. Законопроект может быть и отклонен. 3) Официальное принятие проекта - проект закона принимается путем голосования. В Республике Беларусь законопроект становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов. В десятидневный срок закон подписывается Президентом, если нет, то возвращается и рассматривается в установленном порядке. Если большинство голосов обеих палат, Президент подписывает закон в пятидневный срок. 4) Опубликование закона - помещение НПА в определенном печатном издании, на которое можно официально ссылаться. Такие издания определяются специальными актами (Ведомости Национального Собрания

48. Порядок опубликования нормативно-правовых актов, официальные источники опубликования.Официальное опубликование является доведение правовых актов до всеобщего сведения путем воспроизведение их текстов в полном соответствии с подленниками в следующих официальных изданиях предусмотренных законом.Перечень официальных источников опубликования содержится в положении «об официальном опубликовании и вступлением в силу правовых актов РБ» утверждено дектретом Президента №22 от 10.12.98г..В число официальных изданий относят:1.Национальный реестр правовых актов РБ состоит из 12 разделов:1.Декреты, Указы,распоряжения Президента.2.Законы 3.Международный договор РБ 4.Постановления палат национального собрания 5.Постановления Правительства и Распоряжения Премьер Минис тром. 6.Решение конституционного суда, высшего хозяйственного суда 7.Правовые акты Администрации Президента и других органов непосредственно подведомственных Президенту 8.Правовые акты национального банка, Министерств, иных Республиканских органо государственного управления 9.Правовые акты местных Советов депутатов распорядительных и исполнительных органов 10.Иные правовые акты действующие на территории РБ 2. Газеты – официальный источник опубликования»Советская Белоруссия- Декреты,Указы,Распоряжения Президента, международные договоры и постановления Пленума Верховного Суда и высшего хозяйственного суда. «Звязда –законы РБ,постановления палаты представителей и Совета Республики- национального собрания,ратифицированные национальные договора,а также решения конституционного суда.»Республика- постановления Совета Министров РБ, Распоряжения Премьер Министром,правовые акты республиканских органов государственного управления. «Народная газета», «Гродненская правда». Порядок опубликования. Международные договора – не вступают в силу со дня подписания, подлежат утверждению. Международные договора РБ утверждаются Президентом, а межправительственные – Совет Министров РБ. Утверждение международных договоров РБ по согласованию с Министерством иностранных дел РБ вносят в Совет Министров РБ в трех месячный срок со дня его подписания республиканских органом РБ. Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10 дней после опубликования, если в самом Законе не установлен иной срок согласно статьи 104 ч.5 Конституции РБ. Декреты подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10 дней после их опубликования,если в самом Декрете не установлен иной срок. Указы и Распоряжения Президентом вступают в силу в порядке установленном Президентом.Указы вступают в силу со дня их включения в национальный реестр правовых актов,если не установлен иной срок. Нормативно правовые акты касающиеся прав,свобод и обязательств граждан вступают в силу после их официального согласования. Распоряжения Президента вступают в силу с момента издания если не указан иной срок. Подготовка Декретов, указов,распоряжений Президентом к опубликованию осуществляет Администрация Президента.Заключение конституционного суда подлежат опубликованию в порядке установленном законодательством РБ не позднее чем в трехдневный срок со дня провозглашения.

49. Действие НПА в пространстве и по кругу лиц. По кругу лиц.Действие н.п.а. по лицам означает их применимость к определ. категориям субъектов права. Т.е. определение того круга лиц, на который распространяется юр. сила правовых норм, содержащихся в соответствующем н.пр. акте. Н.п.а. гос-ва действуют в отношении всех лиц, находящихся на его территории. Существует некоторые особенности, связанные с распространением действия некоторых н.п. актов на граждан данного гос-ва независимо от места их нахождения. В частности, это относится к угол. законам, в соответствии с к-рыми граждане несут наказание за преступление, совершённое за границей, независимо от того понесли ли они наказание по законам страны места его совершения. Есть исключение из общ. правила и в отнош. граждан ин. гос-в и лиц без гражданства, находящихся на тер-рии соответствующего гос-ва. Так, в соответс. с законодательством РБ, иностр. гражд. и лиц без гражд-ва на территор. РБ польз-ся правами и свобод. и исполняют обязанности наравне с гражданами республики.

По территории Нормативные акты принятые высшими центральными органами власти и управления распростр. своё действие на всю территорию данного гос-ва. Под территорией гос-ва поним. сухопутное, водное, воздушное пространство в приделах гос-ва, в пределах границы, а также территории консульств и посольств за границей и водные и воздушные суда в открытом море. Акты местных органов власти распостран. своё действие на территории данной территориальной единицы. Локальные акты на территории предприятий, учреждений. Экстерриториальные – это исключённые из-под юрисдикции гос-ва.

51. Коллизии между НПА. Способы преодоления коллизий. Под юридическими коллизиями понимается расхождение между отдельными НПА, регулирующими одни и те же, либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий Для действующего законодательства вопрос о разрешении возникающих противоречий между отдельными НПА стоит особенно остро как по объективным, так и по субъективным причинам. К субъективным причинам коллизий относятся такие, которые зависят от воли и сознания людей – политиков, законодателей, представителей власти. Это, например, низкое качество законов, пробелы в праве, непродуманность или слабая координация нормотворческой деятельности, непродуманность правового материала, отсутствие должной правовой культуры, юридический нигилизм, социальная напряжённость, политическая борьба и др. К субъективным причинам коллизий относятся такие, которые зависят от воли и сознания людей – политиков, законодателей, представителей власти. Это, например, низкое качество законов, пробелы в праве, непродуманность или слабая координация нормотворческой деятельности, непродуманность правового материала, отсутствие должной правовой культуры, юридический нигилизм, социальная напряжённость, политическая борьба и др.

Предложим основные правила разрешения юридических коллизий.

На уровне практического применения НПА при выявления юридических коллизий обычно руководствуются следующими правилами.1.В соответствии с принципами иерархии НПА в случае противоречия между НПА, регулирующими один и тот же вопрос, действует акт, обладающий высшей юридической силой.2.Если один и тот же вопрос регулирует НПА, обладающие одинаковой юридической силой, но изданные в разное время, то применяется более поздний акт.Если существуют противоречия между НПА общего и специального 3.характера, обладающими одинаковой юридической силой, то применяется акт специального характера. Обозначим общие способы разрешения юридических коллизий:-Принятие нового НПА;-Отмена старого НПА;-Осуществление правосудия;-Толкования.

52. Конституционный суд. (надзор) Сама идея конституционного суда, надзора вытекает из положения о том, что в конституционном государстве формируется основополагающие принципы и идеи права. Отсюда ясно, что защита конституции фактически означает утверждение незыблемости правовых начал в жизни общества. Теории права известны две системы конституционного суда:1. Американская 2. Европейская - суть американской – надзор за соблюдением конституции, за утверждением в жизни общества её начал, осуществляется высшим судебным органом общей компетенции. - европейской характерно утверждение специального органа. В РБ утверждена европейская модель конституционного суда.

Конституционный суд: - осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве. Конституционный суд вправе по своему усмотрению рассматривать вопрос о соответствии нормативных актов любого государственного органа, общественного объединения конституции, законам, международным правовым актам, ратифицированным РБ. Нормативные акты, международные договорные или иные обязательства признаются конституционным судом неконституционными, считаются не имеющими юридической силы в целом, либо в определённой их части с момента принятия соответствующего акта. Другие нормативно-правовые акты государственных органов и общественных объединений, международные, договорные или иные обязательства признаются несоответствующими конституции, считаются утратившими силу с момента определенного конституционным судом. Заключение конституционного суда является окончательным, обжалованию, опротестованию не подлежит.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: