Накладываем полученные сырые баллы на стандартизированные шкалы опросника ВСК и точкой в соответствующей графе отмечаем на бланке «Профиля личности...» состояние волевого самоконтроля и соответственно делаем вывод об уровне его развития (высокий, средний, недостаточный).
Этап 4. Коррекция личностных характеристик
В случае недостаточного развития волевого самоконтроля школьника необходимо применить комплекс приемов воспитания и самовоспитания воли, но с соблюдением определенных условий. (См. перечень приемов и условий воспитания воли в разделе: V.5.3. Волевые качества и их формирование — в учебнике «Общая психология» (под ред. А.В. Петровского. М., 1986, с. 396-400).
Кроме того, следует ознакомиться с работой Л.С. Выготского. «Проблема воли и ее развитие в детском возрасте». — Собр. соч., т.2.М., Педагогика, 1982, с. 454-465).
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ СИТУАЦИЙ
Опираясь на вышеописанный способ, решите несколько ситуаций.
Ситуация 2.
... В прошлом году окончил школу Виктор В. В аттестате средний балл 4,5. По гуманитарным предметам у него «5». Все годы Виктор усиленно работал над собой, был исполнительным. Из всех выпускников он самый эрудированный, политически грамотный. До 8 класса был предметом насмешек, издевательств. Ребята (значительно слабее его по учебе) диктовали ему свою волю, в случае неподчинения избивали. Виктор стойко переносил оскорбления, никогда не жаловался. Почему ребята не приняли его?
|
|
В семье Виктор — поздний ребенок. Родители с высшим образованием. Уже в первом классе он резко отличался от ребят взрослостью суждений. Его глубокие мысли, анализ не всегда были ясны ребятам. Он поднимал проблемы, которые решали взрослые.
Неприятная внешность: неуклюжий, сложен непропорционально, полноват. Страдал хроническим насморком, поэтому нос всегда был красным. Ребята не хотели сидеть с ним за одной партой.
Учителя все знали, пытались беседовать с учащимися, но результатов не достигали...