| Основные свойства личности | Уровни развития | ||||
| низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий | |
| Ценностные ориентации | |||||
| Самооценка | |||||
| Уровень притязаний | |||||
| Эмоциональное отношение к родителям | |||||
| Эмоциональное отношение к учителям | |||||
| Эмоциональное отношение к ученикам | |||||
| Волевой самоконтроль | |||||
| Тревожность | |||||
| Негативные эмоциональные переживания | |||||
| Познавательная активность | |||||
| Уровень интеллекта | |||||
| Потребность в общении | |||||
| Потребность в достижениях |
ПРОЦЕДУРНАЯ ЧАСТЬ
Программа вынесена в приложение (см. Приложение № 1).
Опираясь на «Рабочую программу психодиагностики личности школьника», необходимо провести анализ конфликтных педагогических ситуаций с целью гипотетического определения «психологических узлов» конфликта, выделения тех характеристик личности, которые привели к конфликту. Для этого надо:
• выбрать соответствующую методику и провести изучение данной характеристики на условном объекте;
• проанализировать полученные данные;
• предложить (на основе рекомендаций практических психологов) приемы коррекции личностных характеристик.
В качестве примера приведем решение одной из конфликтных ситуаций.
Образец решения.
(Предлагаемый образец надо понимать как логический ориентир. Приветствуется собственный, творческий подход студента к решению ситуации).
Ситуация 1.
...Ученик (6-7 класс) грубо нарушает дисциплину. При беседах с ним классного руководителя, администрации школы плачет, клянется, что впредь ничего подобного не будет, но выходит за дверь класса и снова допускает серьезные нарушения. Такое поведение продолжается в течение довольно продолжительного времени... Решение ситуации проведем поэтапно.
Этап 1. Определение «узлов» конфликта
Опираясь на «Профиль личности», можно гипотетически предположить, что одной из основных причин конфликта в данном случае является недостаточное развитие волевого самоконтроля школьника.
Этап 2, Условная психодиагностика личностных особенностей как причин конфликта
Из «Процедурной части программы...» возьмем опросник для изучения волевого самоконтроля (ВСК). (См. Приложение № 1).
Затем после ознакомления с самой методикой, инструкцией и способами обработки данных, — проводим изучение состояние волевого самоконтроля на условном объекте (самом себе, товарище и т.д.).