double arrow

Правовые и организационные основы валютного контроля в РФ


Все участники правоотношений по валютному контролю могут быть разделены на контролирующих субъектов и лиц, деятельность которых является объектом контроля.

Закон определил три вида субъектов валютного контроля: Правительство РФ, органы валютного контроля и агенты валютного контроля.
Органами валютного контроля в РФ являются: Центральный банк Российской Федерации; Росфинннадзор.

Агентами: уполномоченные Банку РФ банки, гос.корпорация Внешэкономбанк, и проф.участники рынка ценных бумаг, таможенные и налоговые органы.

Уполномоченные банки – это кредитные организации, имеющие право на основании лицензий Банка России осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) осуществляет функции по контролю и надзору за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями. Согл. ФЗ "О рынке ценных бумаг" к проф. участникам рынка ценных бумаг отнесены брокеры, дилеры, управляющие, клиринговые организации, депозитарии, держатели реестра (регистраторы), организаторы торговли на рынке ценных бумаг.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица вправе:

- проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

- запрашивать и получать документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Помимо этого, органы валютного контроля вправе издавать акты по вопросам, отнесенным к их компетенции, выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, применять меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Методами валютного контроля являются наблюдение, проверка, обследование, анализ, ревизия.

Наблюдение - ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных приемов получения и оценки информации.

Обследование затрагивает отдельные стороны финансовой деятельности с привлечением широкого круга источников информации документального характера, опросов, анкетирования и т.д.

Анализ характеризуется обработкой документальной информации с использованием специальных аналитических математических приемов. Метод может применяться как дополнительный.

Проверка касается, как правило, специальных вопросов деятельности объекта, исследуемых на основе документов на предмет выявления нарушений законодательства.

Ревизия - изучение любых сторон финансово-хозяйственной деятельности на основе проверки документальных и фактических данных.


Сейчас читают про: