Соглашение по применению статьи VI ГАТТ определяет четкие критерии того, когда импортируемый продукт является демпинговым. Определено, что товар считается демпинговым, если его экспортная цена ниже внутренней продажной цены аналогичного товара в стране-экспортере. Соглашением, однако, оговаривается, что вышеизложенный критерий может быть неточным в случаях, когда:
- условия продажи на местном рынке страны-экспортера выходят за рамки обычной торговли (например, когда продажа осуществляется по цене ниже цены производства);
- объем продажи на местном рынке низок.
В этих случаях Соглашение разрешает определить демпинг путем сравнения экспортной цены с:
- ценой за аналогичный товар при экспорте в третью страну;
- сконструированной стоимостью, рассчитанной на основе цены производства импортированного товара плюс общие и административные затраты по продаже, а также прибыль.
Данные методы не могут применяться, если объем продаж на местном рынке составляет 5% или более 5% от объема продаж данного продукта в страну – импортер, так как считается, что в данном случае возможно определить нормальную стоимость товара на внутреннем рынке страны-экспортера. Объем продаж может быть и меньше 5%, но в этом случае необходимо будет доказать, что, несмотря на такой низкий объем продаж, сравнение будет адекватным.
Для введения антидемпинговых мер необходимо доказать факт ущерба или прямой угрозы ущерба для национальной промышленности и наличие прямой взаимосвязи между ущербом и демпингом.
Введению антидемпинговых мер предшествует расследование. Соглашение устанавливает, что антидемпинговое расследование должно быть инициировано только на основании петиции со стороны национальной промышленности. В исключительных случаях правительство может самоинициировать расследование. Кроме того, действуют следующие критерии:
- производители, поддерживающие петицию, должны представлять более 50% всех производителей, включая, не поддержавших петицию;
- производители, поддерживающие петицию, должны производить, по крайней мере, 25% всего объема производства данной отрасли.
Число случаев применения антидемпинговых пошлин с целью защиты национального производителя в мире постепенно растет. Эти меры активно применяются и в отношении некоторых товаров российского экспорта.