Анализ – совокупность процедур с целью принятия управленческого решения. Объект а-за – банк. Черты объекта – сверхсложный (а-з многих параметров); детерминировано-стахостический объект (должен однозначно реагировать на управляемый объект, воздействие).
Функции а-за: 1) выявление закономерностей развития 2) выбор целесообразных путей развития 3) сокращение неопределенности.
Цель а-за: повысить оперативность, эффективность управления: 1) для руководства – оценить состояние банка, резервы, оценить рыночную ситуацию, разработать тактику и стратегию; 2) внешний надзор (НБ) – определяет состояние банка и системы в целом, выбирает экономические рычаги воздействия 3) правительство – разрабатывает социально-экономические мероприятия 4) аудиторы, налоговые органы – оценка выполнения задач, возложенных на банк 5) клиенты – надежность.
Задачи а-за: 1) расчет и оптимизация фин. показателей; 2) повышение обоснованности управленческих решений; 3) определение экономической эффективности деятельности (расчет рентабельности); 4) обоснование норм; 5) выявление и измерение внутренних резервов.
|
|
Предмет а-за: деятельность банка; связи между банками; банковские продукты.
Элементы предмета: место на финансовом рынке, результаты деятельности, степень риска и ликвидность.
Виды а-за:
1) фин. а-з – а-з источников привлечения и направлений размещения ресурсов, структура и взаимное соответствие с т.зр. ликвидности и доход-ти; а-з формирования прибыли; а-з распределения прибыли;
2) операционный а-з – оценивает кач-во б. продуктов, затрат на их производство;
3) инвестиционный а-з – оценивает эффективность и рисковость вложений;
4) а-з организации управления – а-з оптимизации сети (филиалы), департаментов, отделов;
5) маркетинговый а-з – оценивает ассортимент услуг, ценообразования;
6) функц-но-стоимостной – используется при определении издержек пр-ва б. продуктов;
7) дистанционный – опирается на ограниченный круг информации, публичные отчеты, баланс банка.
Комплексность а-за – охват:
- внешней среды в целом;
- фин. рынка в частности;
- оценка конкурентной среды;
- оценка внутренней среды;
- а-з конкретных б. продуктов;
- изучение клиентов.
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА
Виды анализа:
1. Финансовый анализ:
А) анализ источников привлечения и направлений размещения ресурсов, их структура, взаимное соответствие с т.зр. ликвидности и доходности.
Б) анализ формирования прибыли
В) анализ распределения прибыли
2. Операционный анализ – оценивает качество банковских продуктов и затрат на их производство.
3. Инвестиционный анализ – оценивает эффективность и рискованность вложений.
|
|
4. Анализ организации управления.
5. Маркетинговый анализ – оценивает ассортимент услуг, ценообразование, каналы сбыта.
6. Функционально-стоимостной анализ –используется при определении издержек производства банковских продуктов.
7. дистанционный – опирается на ограниченный круг инф-ии, публичные отчеты и балансы банка.
Комплексность анализа заключается в охвате:
-внешней среды в целом
-анализа финансового рынка в частности
-анализ конкретных банковских продуктов
-изучение клиентов
Направления анализа:
1. выявление общих тенденций, характерных для данной операции в разрезе доходность, риск, рентабельность.
2. Оценка текущего состояния операций
3. Прогнозные оценки
4. Оценка отклонения фактических параметров от прогнозных.
5. Выявление сильных и слабых сторон деятельности
6. Подготовка мероприятий по оптимизации деятельности.
7. Оценка изменений позиции банка.
Принципы анализа:
-систематичности
-специфичности
-комплексности
-минимизации затрат при сборе инф-ии -существенности
-полезности
-сравнимость с банком-аналогом или с информацией из других источников.
Элементы анализа:
А) источники информации
Б) система показателей
В) набор приемов
Г) форма предоставления результатов.
Анализ осуществляют в разрезе признаков:
1) элементов управления банком
2) операций
3) объектов (с различным охватом пок-лей)
А) оперативный
Б) текущий
В) перспективный
4) экспресс-анализ
Подходы к изучению анализа:
1) иерархический (б-и делят на подразделения и продукты)
2) функциональный (операции разбиваются по признакам) 3) сочетание элементов 1 и 2 подхода.
Этапы анализа:
1. Разработка задания
2. Определение источников информации 3. Обработка информации, оценка взаимосвязей, предварительная оценка результатов
4. Оценка достоверности проведенного анализа
Использование результатов анализа позволяет:
1. продавать банковские продукты по наиболее приемлемым ценам
2. Маневрировать ресурсами 3. Изменять объемы и структуру портфелей кредитов и инвестиций.
Технологический процесс анализа состоит:
1. Анализ привлечения и размещения ресурсов
2. Расчет доходов и расходов банка и прибыли
3. доходность/себестоимость портфелей
4. расчет чувствительности портфелей к изменению %ставок.
3. Информационная база анализа.
Информационное обеспечение состоит из информационных ресурсов и способов их организации. Информационные ресурсы – это сведения уменьшающие неопределенность.
Способы организации информации: 1) сбор информации; 2) структурирование информации; 3) мониторинг показателя.
По оперативности системы: 1) система учетной и фактической информации для расчета себестоимости продуктов и услуг; 2) система текущей информации для разработки стандартов услуг.
Элементы информационного обеспечения: 1) данные аналитического и синтетического учета; 2) массивы нормативно-справочной информации; 3) должностные инструкции.
Различают внешнюю и внутреннюю информацию: 1) внешняя отражает среду функционирования банка (результаты биржевых торгов, котировки, годовые отчеты клиентов); 2) система внутренней информации отражает отдельные операции и потоки (бухгалтерская и статистическая отчетность, акты проверок, ревизий).
Группы внутренних показателей: 1) директивные (утвержденные руководством); 2) отчетные; 3) оценочные.