Логопед предлагает ученикам рассмотреть картинки и составить по ним предложения из двух слов, поставить вопрос к каждому слову в предложениях и ответить на него.
Образец: Корова мычит. Кто? — Корова. — Что делает? — Мычит.
Графическое изображение предложения.
Разбирается предложение Корова мычит.
Логопед. Что обозначает первое слово в этом предложении? (Предмет.)
Как мы изображали эти слова графически? (Одной прямой чертой.)
Что обозначает второе слово? Как его изобразим? (Действие, двумя черточками.)
Логопед на доске дает графическое изображение предложения, ученики — в тетрадях.
Логопед. Начало предложения покажем уголком, а конец обозначим точкой.
Затем спрашивает:
Что обозначает уголок? (Начало предложения.)
Что обозначает точка? (Конец предложения.)
Как покажем начало предложения? (Уголком.)
Как покажем конец предложения? (Точкой.)
Логопед предлагает составить предложение из двух слов, отвечая на вопрос, и начертить схемы предложений в тетрадях. (Работа проверяется в ходе выполнения задания.)
|
|
Вопросы.
Кто учит? Что идет? Что делает врач?
Кто строит? Что гремит? Что делает певец?
Что шумит? Что сверкает? Что бурлит? Что бушует? |
Что делает повар? Что делает охотник? Что делает штукатур? Что делает художник? |
Кто шьет?
Кто метет?
Кто стрижет?
Кто пашет?
IV. Итог занятия
Логопед. Что нового вы узнали на занятии?
Занятие 2
Тема. Предложение.
I Цель. Повторение материала предыдущего занятия. Учить детей различать понятия «слово» и «предложение», правильно согласовывать в числе глагол с именем существительным.
Оборудование. Карточки со схемами слов и предложений.,.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед предлагает ученикам придумать и назвать два слова, из которых первое обозначает предмет, второе — действие предмета, и составить предложение из этих слов. Составленные предложения оцениваются учениками.
I I. Повторение материала предыдущего занятия.
Логопед дает задания:
1) Составьте предложение из двух слов так, чтобы первое слово обозначало предмет, а второе действие предмета. Каждое предложение изобразите графически. птица, лететь; звезда, падать; рыба, плавать; теплоход, гудеть; дождь, идти; дверь, скрипеть; ветер, дуть; листья, опадать; орлы, парить; кузнечик, стрекотать; бабочки, порхать; кукушка, куковать
2) Составьте предложение из двух слов так, чтобы первое слово
обозначало действие предмета, а второе — предмет. Каждое пред
ложение изобразите графически. (Использовать лексический ма
териал предыдущего задания.)