Конспект занятия. Тема. Твердые и мягкие согласные

Тема. Твердые и мягкие согласные.

Цель. Учить детей слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда.

X о д з а н я т и я.

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам назвать гласные второго ряда.

II. Закрепление материала предыдущего занятия.

Логопед. Послушайте и скажите, как звучат согласные в конце слов конь, день. (Мягко.) Назовите мягкие согласные.в словах банька, зорька. Что влияет на смягчение этих согласных? (Мягкий знак.)

III. Влияние гласных второго ряда на впереди стоящие согласные.

Логопед читает сказку «Хвастун».

Живет в стране Грамматика известный фокусник. Зовут его Мягкий знак. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым: слово ел превращается в ель, а консервная банка стала теплой банькой. Расхвастался Мягкий знак: я, дескать, самый волшебный. Но некоторые жители из страны Грамматика (гласные второго ряда) стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Смотри: был лук, стал люк, был мал, стал мял». Так гласные второго ряда поставили на место хвастунишку.

(По Г. Н. Сорокину.)

Логопед объясняет выражение поставили на место и спрашивает:

«Кто же поставил на место хвастунишку?»

Задание 1. Прослушайте слова, назовите согласный, который звучит мягко. (Логопед следит за тем, чтобы дети произносили согласный мягко. Слова записывает на доске.)

Коля, Варя, Валя, воля, пятка, пятна, Лена, Люба Логопед. В этих словах есть мягкий знак? (Нет.) Здесь буква я влияет на смягчение впереди стоящего согласного, поэтому он звучит мягко.

Задание 2. Прослушайте слова. Назовите согласный, который звучит мягко. Догадайтесь, какая буква повлияла на его смягчение.

а) терка, рев, тетка, телка, семга

б) клюв, глюкоза, сюда, рюшка, плюшка

в) мел, сел, кеды, лес, левый, нежный, ветер

г) мир, тир, тигр, сито, кино, винт, синий

Вспомните, какие гласные влияли на смягчение согласных, (я, ё, /о, е, и.) Как мы называем эти гласные? (Гласные второго ряда.) Когда согласный звучит мягко? (Если после согласного стоит мягкий знак или гласный второго ряда.)

IV. Итог занятия.

Логопед. Что нового вы узнали на занятии?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: