Основные понятия:
Общественные отношения; Психологические отношения; Взаимодействие; Общение; Взаимопонимание; Социальная перцепция; Общественное сознание; Идеология; Общественная психология; Социальная роль
Классификация социально-психологических явлений:
По принадлежности к различным общностям и субъектам:
v Организационные общности:
¾ Большие группы (нации, политические и общественные институты)
¾ Малые группы
б) Общности неорганизованные (или слабо организованные (толпа, скопление людей)
Социально-психологические явления здесь массовидные, а поведение стихийное
¾ Психология толпы
¾ Психология паники, страха
¾ Психология слухов
¾ Психология массовых коммуникационных процессов (психология воздействия)
¾ Психология рекламы, и д.р.
v Личность, включенная в социальные процессы, т.е. личность в стадии социализации.
По отнесенности к различным классам психологических феноменов:
¾ Рационально-осмысленные (взгляды, мнения, убеждения, интересы, традиции и т.д.)
|
|
¾ Эмоционально-упорядоченные (социальные чувства и настроения, СПК и МНА).
¾ Массовидные (стихийные)
По устойчивости:
¾ Динамические (различные виды общения)
¾ Динамико-статичные (мнения, настроения)
¾ Статические (обычаи, традиции)
По степени осознанности:
¾ Осознанные
¾ Неосознанные
Все социально-психологические явления (СПЯ) возникают, изменяются в процессе и в результате положительного или отрицательного взаимодействия людей в различных социальных группах, однако их содержание определяется не только этим взаимодействием, но и объективными условиями, в которых развертываются жизнедеятельность данной общности.
Общественные отношения возникают в процессе совместной деятельности.
Все общественные отношения пронизаны психологическими отношениями, т.е. субъективными связями, которые возникают в результате фактического взаимодействия людей и сопровождается эмоциональными переживаниями (симпатиями, антипатиями и т.д.)
Основные социально-психологические явления (СПЯ):
Общественные отношения – материальны и основаны на разделении социальных ролей в обществе.
Общественные отношения – основа существования людей (классификация):
б) По форме проявления: материальные, экономические, политические,
идеологические, правовые, религиозные, моральные, эстетические;
в) По принадлежности к различным субъектам: национальные, классовые, конфессиональные;
г) По функционированию связей: по вертикали, по горизонтали;
д) По характеру регламентации: официальные, неофициальные.
Психологические отношения – субъективны и основаны на непосредственных контактах между людьми, сопровождаются эмоциональными переживаниями.
|
|
Социальная роль – функция, нормативного одобренного образа поведения, ожидаемого от каждого человека, занимающего определенное место в обществе.
Общественное сознание – результата материальной, духовной и психологической жизни общества, его развития. Это отражение в сознании людей состояния их общественного бытия, общественных и психологических отношений как в историческом, так и в конкретно-ситуативном плане.
Менталитет (ментальность) (лат. mentalis — умственный), образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе.
Идеология – как компонент общественного сознания есть теоретическое, системно-научное осознание (отражение) людьми объективной действительности через призму их социальных интересов. Идеология не может существовать без общественной психологии.
Общественная психология – нижний уровень общественного сознания, связанный с непосредственным отражением людьми их социального бытия.
Между идеологией и общественной психологией существует много общего:
¾ Один объект – социальное бытие и деятельность;
¾ Одно и тоже воздействие объективной реальности;
¾ Они исторически обусловлены и специфичны;
¾ Они относительно самостоятельные и эффективны
В тоже время есть различия:
- идеология отражает индивидуальное и общественное бытие в форме системы идей и взглядов, которые провозглашены и представлены в обобщенном виде.
- общественная психология – более динамичная форма отражения воздействия окружающего мира.
- идеология формирует устойчивое отношение к факторам общественного бытия
- общественная психология их непосредственно отражает и изменяется вслед за динамикой факторов общественного бытия.
- идеология более устойчива и консервативна.
В Российской Федерации с1993 года официальной (общенациональной или общегосударственной) идеологии нет.
Закономерности развития общественной психологии:
¾ Она находится в зависимости от материальных условий существования;
¾ Она всегда носит конкретно-исторический характер;
¾ Она «вплетена» в непосредственную жизнь и деятельность людей;
¾ Она всегда находится в определенной динамике.
Механизмы функционирования социально- психологических феноменов:
Подражание - процесс следования человека или группы какому-либо образцу;
Заражение - механизм передачи эмоционального состояния от одного человека или группы к другим в условиях непосредственного контакта;
Убеждение и внушение, но это все-таки методы (способы) воздействия на людей.
Социальная перцепция – восприятие людьми друг друга в ходе взаимодействия и совместной деятельности.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контрактов и связей между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимоотношений.
Тема 3