Соотношение и классификация социально-психологических явлений

Основные понятия:

Общественные отношения; Психологические отношения; Взаимодействие; Общение; Взаимопонимание; Социальная перцепция; Общественное сознание; Идеология; Общественная психология; Социальная роль

Классификация социально-психологических явлений:

По принадлежности к различным общностям и субъектам:

v Организационные общности:

¾ Большие группы (нации, политические и общественные институты)

¾ Малые группы

б) Общности неорганизованные (или слабо организованные (толпа, скопление людей)

Социально-психологические явления здесь массовидные, а поведение стихийное

¾ Психология толпы

¾ Психология паники, страха

¾ Психология слухов

¾ Психология массовых коммуникационных процессов (психология воздействия)

¾ Психология рекламы, и д.р.

v Личность, включенная в социальные процессы, т.е. личность в стадии социализации.

По отнесенности к различным классам психологических феноменов:

¾ Рационально-осмысленные (взгляды, мнения, убеждения, интересы, традиции и т.д.)

¾ Эмоционально-упорядоченные (социальные чувства и настроения, СПК и МНА).

¾ Массовидные (стихийные)

По устойчивости:

¾ Динамические (различные виды общения)

¾ Динамико-статичные (мнения, настроения)

¾ Статические (обычаи, традиции)

По степени осознанности:

¾ Осознанные

¾ Неосознанные

Все социально-психологические явления (СПЯ) возникают, изменяются в процессе и в результате положительного или отрицательного взаимодействия людей в различных социальных группах, однако их содержание определяется не только этим взаимодействием, но и объективными условиями, в которых развертываются жизнедеятельность данной общности.

Общественные отношения возникают в процессе совместной деятельности.

Все общественные отношения пронизаны психологическими отношениями, т.е. субъективными связями, которые возникают в результате фактического взаимодействия людей и сопровождается эмоциональными переживаниями (симпатиями, антипатиями и т.д.)

Основные социально-психологические явления (СПЯ):

Общественные отношения – материальны и основаны на разделении социальных ролей в обществе.

Общественные отношения – основа существования людей (классификация):

б) По форме проявления: материальные, экономические, политические,

идеологические, правовые, религиозные, моральные, эстетические;

в) По принадлежности к различным субъектам: национальные, классовые, конфессиональные;

г) По функционированию связей: по вертикали, по горизонтали;

д) По характеру регламентации: официальные, неофициальные.

Психологические отношения – субъективны и основаны на непосредственных контактах между людьми, сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Социальная роль – функция, нормативного одобренного образа поведения, ожидаемого от каждого человека, занимающего определенное место в обществе.

Общественное сознание – результата материальной, духовной и психологической жизни общества, его развития. Это отражение в сознании людей состояния их общественного бытия, общественных и психологических отношений как в историческом, так и в конкретно-ситуативном плане.

Менталитет (ментальность) (лат. mentalis — умственный), образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе.

Идеология – как компонент общественного сознания есть теоретическое, системно-научное осознание (отражение) людьми объективной действительности через призму их социальных интересов. Идеология не может существовать без общественной психологии.

Общественная психология – нижний уровень общественного сознания, связанный с непосредственным отражением людьми их социального бытия.

Между идеологией и общественной психологией существует много общего:

¾ Один объект – социальное бытие и деятельность;

¾ Одно и тоже воздействие объективной реальности;

¾ Они исторически обусловлены и специфичны;

¾ Они относительно самостоятельные и эффективны

В тоже время есть различия:

- идеология отражает индивидуальное и общественное бытие в форме системы идей и взглядов, которые провозглашены и представлены в обобщенном виде.

- общественная психология – более динамичная форма отражения воздействия окружающего мира.

- идеология формирует устойчивое отношение к факторам общественного бытия

- общественная психология их непосредственно отражает и изменяется вслед за динамикой факторов общественного бытия.

- идеология более устойчива и консервативна.

В Российской Федерации с1993 года официальной (общенациональной или общегосударственной) идеологии нет.

Закономерности развития общественной психологии:

¾ Она находится в зависимости от материальных условий существования;

¾ Она всегда носит конкретно-исторический характер;

¾ Она «вплетена» в непосредственную жизнь и деятельность людей;

¾ Она всегда находится в определенной динамике.

Механизмы функционирования социально- психологических феноменов:

Подражание - процесс следования человека или группы какому-либо образцу;

Заражение - механизм передачи эмоционального состояния от одного человека или группы к другим в условиях непосредственного контакта;

Убеждение и внушение, но это все-таки методы (способы) воздействия на людей.

Социальная перцепция – восприятие людьми друг друга в ходе взаимодействия и совместной деятельности.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контрактов и связей между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимоотношений.


Тема 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: