double arrow

Социально- психологическая характеристика общения

В психологической науке есть несколько подходов к проблеме общения и взаимоотношений:

Общение - это:

- процесс передачи информации от одного человека к другому;

- взаимодействие людей, а передача информации – лишь условие;

- взаимоотношения людей в коллективе;

- обмен информацией, и взаимодействие, и взаимоотношения.

Обобщая все эти подходы, можно сказать, что:

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия и взаимоотношений.

Исходя из данного определения, мы можем представить психологическую структуру общения, включающую в себя

10 основных компонентов:

Мотивационно-целевой – выражающий мотивы и цели общения;

Коммуникативный – обмен информацией;

Перцептивный – включающий процесс восприятия людьми друг друга;

Интерактивный – включающий процесс взаимодействия между людьми;

Материальный – обмен предметами труда;

Когнитивный – передача ЗНУ;

Деятельностный – передача информации о взаимных действиях;

Эмотивный – связан с функционированием чувств и эмоций;

Конативный (поведенческий) – процесс согласования взаимного поведения;

Кондиционный – выражает взаимовлияние с целью доведения до определенного физического и психологического состояния.

Функции общения:

Прагматическая (лат. рrаgma – действие) удовлетворение конкретных потребностей;

Формирования и развития отношений;

Подтверждения, т.е. познать и утвердить себя;

Объединения либо разъединения;

Детерминирующая - социальная детерминация поведения людей в коллективе;

Управления и руководства.

Эти функции являются важными и реализуются в повседневной жизни и деятельности в зависимости от обстоятельств и потребностей люде.

Но три основных функции реализуются практически во всех видах общения:

Коммуникативная, Перцептивная, Интерактивная.

Общение имеет эмоциональную основу. В основе общения и взаимоотношений между людьми лежат чувства, которые могут быть :

Конъюнктивные (лат.- соед.): симпатии; уважение; признание; любовь; эмпатия

Дизъюнктивные: (лат.- разъед.):антипатии; равнодушие; обида; отвращение; презрение

Между людьми происходит общение на одном из 3х уровней:

I уровень – межличностное общение двух человек;

II уровень – общение одного человека с группой людей (коллективом);

III уровень – когда все члены группы находятся в постоянном общении друг с другом.

Внутригрупповой уровень (III уровень) общения определяет социально- психологический климат: благоприятный, неблагоприятный, противоречивый.

В зависимости от обстоятельств и потребностей людей мы можем выделить

различные виды общения:

«контакт масок» - формальное общение, при котором используются привычные маски (вежливости, участливости, необходимости и.т.д.)

«формально-ролевое общение» - (врач-пациент)

«деловое общение» - целью которого является совместная деятельность.

«светское общение» - общение приобретает форму ритуала (банкет)

«духовое общение» - основано на духовной потребности

«массовое общение» - общение в массе незнакомых или малознакомых людей

«прямое (непосредственное) и косвенное (опосредованное)» общение

«императивное общение» - авторитарное, повелительное, директивное

«конфедициальное» общение

«конфликтное» общение

«случайное» общение

«манипулятивное» общение - при котором влияние на партнера с целью достижения своих целей осуществляется скрытно.

Тема 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: