Контроль представляет собой процесс, обеспечивающий достижение системой поставленных целей. Процеесс контроля состоит из трех основных элементов:
-установление стандартов деятельности системы, подлежащих проверке. Это может быть точное определение целей которые должны быть достигнуты в определенный отрезок времени или вытекающих из принятых планов;
-измерение того, что было достигнуто и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами;
-корректировка управленческих процессов, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Модель процесса контроля Менеджмент Цыпкина с.304.
Задача контроля состоит не столько в том, чтобы зафиксировать отклонение от установленного стандарта, а сколько в том, чтобы не допустить такого отклонения, достичь цели в намеченные сроки.
Черты эффективного контроля:
-своевременность – устранять отклонения, прежде, чем они примут опасные размеры;
-ориентация на результат – важно проконтролировать результат выполнения работы, а не ее процесс;
|
|
-экономичность – выгоды приносимые им должны превышать затраты на его проведение;
-гибкость – корректировка процедур контроля и набора контролируемых параметров в зависимости от меняющейся ситуации;
-простота – он, как правило, наиболее экономичный, эффективный, понятный работникам;
-стратегический характер – контролировать достижение прежде всего достижение стратегических целей, а не промежуточных.
Желательно избегать чрезмерного контроля над людьми, тем более из-за недоверия к ним, поскольку кроме пустой траты средств и лишних эмоций это ничего не дает. В то же время слабый контроль, а тем более бесконтрольность является признаком неэффективного управления.
Различают следующие виды контроля:
-предварительный – осуществляется до начала непосредственных работ. Его основная задача состоит в проверке готовности системы, ее персонала к работе;
текущий – осуществляется непосредственно в ходе проведения работ;
-заключительный – осуществляется после того, как работа выполнена.
Технология контроля осуществляется по следующей схеме:
-выбор концепции контроля (система, процесс, частная проверка);
-определение целей контроля (целесообразность, правильность, регулярность и эффективность контроля);
-установление норм контроля (этические, производственные, правовые);
-выбор методов контроля (диагностический, терапевтический);
-определение объема и области контроля (сплошной, эпизодический, финансовый качества продукции и услуг).
В последнее время в мировой практике получил широкое распространение бенчмаркинг – новый метод контроля, особая управленческая процедура внедрения в практику работы организации технологий, стандартов и методов работы лучших организаций-аналогов В процессе бенчмаркинга осуществляется поиск организаций (предприятий), которые показывают наивысшую эффективность, обучение их методам работы и реализации передовых методов в собственных условиях.