Чувственное и рациональное познание

Проблема познания в философии была поставлена одновременно с проблемой бытия. Для наименования теории познания философы используют два термина: эпистемология (от др.-греч. ἐπιστήμη — «научное знание, наука», «достоверное знание» и λόγος — «слово», «речь») и гносеоло́гия (от др.-греч. γνῶσις — «познание», «знание» и λόγος — «слово», «речь»).

Проблема истины возникает сначала в религии и обыденном сознании. У древних греков была соответствующая богиня. Алетейя – вот какое ей дали красивое имя. Истина – противоположность лжи, обмана, заблуждения, незнания. В философской теории познания проблема истины является одной из ключевых, центральных проблем.

Самое первое открытие в гносеологии, сделанное античными мыслителями, состояло в том, что люди обладают двумя принципиально различными средствами познания мира – чувствами и разумом.

Споры велись вокруг двух основных вопросов. Первый вопрос, что даёт нам истинное знание и что можно считать критерием истины – чувства или разум. Второй вопрос - к какому миру относятся свидетельства чувств и понятия разума – к разным мирам, к одному миру или к разным сторонам одного и того же мира.

Среди уже известных нам досократиков-натуралистов лишь немногие считали, что чувствам можно доверять. Пифагорейцы объясняли познание как результат контакта атомов тел, испускающих флюиды, с нашими чувствами. Схожее узнается схожим из контакта внешнего с внутренним. Но наиболее уверенным в познавательной ценности чувств является, пожалуй, Эпикур (340-270).

Эпикур считал, что именно чувство схватывает бытие безошибочным образом. Чувства не ошибаются. Аргументы Эпикура таковы: 1) Ощущения суть аффекты, значит, они пассивны, т.е. производны от чего-то, что они адекватно отражают. 2) Ощущения объективны и истинны, что гарантировано той же атомистической структурой бытия. От вещей истекают комплексы атомов, образующих образы, или подобия, которые в точности воспроизводятся нашими чувствами путем проникновения в нас этих образов, "simulacra". Ощущения регистрируют эти образы, как они есть, а также те, что ошибочно называются иллюзиями, ибо — это различные формы проявления объекта, в зависимости от места и дистанции от нас; ясно, что объект вблизи нас будет отличаться от того, что вдали; это обстоятельство, в котором иные видят доказательство обманчивости чувств, на деле свидетельствует об обратном. 3) Наконец, ощущения — в силу своей нерациональности — не способны отнять или прибавить нечто от себя, а, значит, они объективны.

В качестве второго "критерия" истины Эпикур полагает т.н. "пролепсис", "prolepsis", т.е. некие отпечатки чувственных впечатлений, остающихся в памяти в качестве резервов, выполняющих функцию предвосхищения будущего опыта. "Пролепсис" суть ментальные представления вещей, "память о том, что часто представляется извне". Мы способны предвосхищать события, но лишь в той мере, в какой это позволяет прошедший опыт, можем догадываться о характере вещей и тогда, когда они не предстоят перед нами, но в рамках уже имеющегося чувственного опыта. "Имена" суть "естественные" выражения этих "пролепсисов", образующихся в результате первоначального действия вещей на нас. В современной терминологии «пролепсис» аналог представления.

Третий критерий истины Эпикур находит в чувствах "наслаждения" и "страдания". Эти аффекты объективны по тем же соображениям, что и ощущения. Однако они еще более существенны, ибо, помимо того, что позволяют распознавать и отделять истинное от ложного, бытие от небытия, они образуют аксиологический (ценностный) критерий, благодаря которому возможно познание блага и отделение его от зла, а, значит, это критерий выбора, т.е. правило действия.

Ощущения, "пролепсис" и чувства удовольствия и страдания имеют одну общую характеристику, что гарантирует их ценность и истинность, это — непосредственная очевидность. Эпикур ещё не осознал связи сенсуализма и скептицизма. Его последователь Секст Эмпирик уже строил рассуждения с учётом этой связи.

Сенсуализм – направление в теории познания (гносеологии), которое утверждает, что основой познания служит чувственное восприятие и что чувственные представления, в силу их очевидности, являются критерием истинности знания.

Эпикур выдвигает свои аргументы в то время, когда философия уже поставила чувства ниже разума в иерархии уровней познания и выработала убедительные доказательства этого. И дело не в том, что чувства могут обманывать, разум тоже может, а в том, что они не углубляются в «сущность», касаются только поверхности.

Главнейшим достижением античной гносеологии следует считать то, что знание нельзя рассматривать как нечто однородное, что есть различные виды знания. Пифагорейцы, а также Гераклит, Демокрит выявили многогранность истины и познания. В стройную систему эти идеи превратил Платон.

Ступени познания: мнение и наука. В диалоге «Государство» Платон отталкивается от положения, что познание пропорционально бытию так, что лишь максимальным образом существующее познаваемо наисовершеннейшим образом; ясно, что небытие абсолютно непознаваемо. Но поскольку между бытием и небытием есть промежуточная реальность – сфера чувственного (смесь бытия и небытия), постольку есть промежуточное знание между наукой и невежеством – мнение, "doxa".

Мнение разделяется на простое воображение ("eikasia") и на верование ("pistis").

Наука бывает рассуждением ("dianoia") и чистой мудростью ("noesis").

Двум ступеням чувственного познания соответствуют тени и образы вещей и сами вещи.

Двум ступеням интеллигибельного (умопостигаемого) - математико-геометрические познания и чистая диалектика идей.

Математико-геометрическое познание – медиум, так как использует зрительные элементы, например, фигуры. "Ноэзис" есть начало высшее и абсолютное, чистое созерцание, гармоническим завершением которого выступает идея Блага.

В повседневном обиходе люди ограничиваются двумя первыми формами познания, доверяясь мнениям. Математики поднимаются к дианойе. Но лишь философы достигают ноэтического знания. Оставив ощущения и все связанное с чувственным, они в процессе дискурса и интуитивного проникновения собирают чистые идеи, их позитивные и негативные отношения, восходят от идеи к идее, пока не достигнут вершины – Безусловного. Этот процесс восхождения и есть "диалектика", а философ есть "диалектик".

Ясно, что основные понятия эпикурейской физики, такие как "атомы", "пустота", "отклонение атомов", также не очевидны сами по себе. Но, по Эпикуру, именно они предпосланы всем прочим феноменам, более того, призваны делать их осмысленными и внятными нашему разуму. Неясно, каким образом эти и другие принципы и понятия могут обнаружить недостаток опытного подтверждения. Эпикур не применяет диалектику Платона к своему миру атомов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: