Упражнения. В процессе обучения практически все зависит от упражнений. В упражнении, как солнце в капле воды, отражается вся концепция обучения. При коммуникативном обучении все упражнения должны быть по характеру речевыми, т. е. упражнениями в общении. Е. И. Пассов выстраивает 2 ряда упражнений:
условно-речевые и речевые.
Условно-речевые упражнения — это упражнения, специально организованные для формирования навыка. Для них характерна однотипная повторяемость лексических единиц, неразорванность во времени.
Речевые упражнения - пересказ текста своими словами (разных в классе), описание картины, серии картин, лиц, предметов, комментирование.
Соотношение обоих типов упражнений подбирается индивидуально.
Ошибки. При партнерских отношениях учеников и учителя возникает вопрос, как исправлять их ошибки. Это зависит от вида работы.
Фонетические ошибки рекомендуется исправлять не одновременно, а взять какой-то один звук и отрабатывать его в течение 1—2 недель (другие искаженные звуки пока не замечать); затем так поступить со 2-м, 3-м звуком и т. д. К грамматическим ошибкам надо привлекать внимание класса, но длительное объяснение правил не должно отвлекать ученика от речевой задачи. При высказывании в ситуации ошибки исправлять вообще нецелесообразно. Достаточно исправить лишь те, которые мешают пониманию.
Пространство общения. Методика «интенсива» требует иной, отличной от традиционней, организации учебного пространства. Ребята сидят не в затылок друг к другу, а полукругом или произвольно. В такой импровизированной маленькой гостиной удобнее общаться, снимается официальная атмосфера класса, чувство скованности, идет обучающее общение. Это пространство, по Г. Лозанову, должно иметь и достаточную временную продолжительность, имитировать •«погружением в данную языковую среду.
Литература
1. Доля Г. Счастливый английский. - М., 1992.
2. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М., 1991.
3. Китайгородская Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. -М., 1986.
4. Коммуникативное обучение иноязычной культуре: Сборник научных трудов. Выпуск 4. - Липецк, 1993.
5. Коммуникативность обучения - в практику школы / Под ред. Е. И. Пассова. - М., 1985.
6. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе: Пособие для учителя / Под ред. Е. И. Пассова, В. В. Царьковой. - М.: Просвещение, 1993.
7. Пассов Е. И. ы др. Учитель иностранного языка, мастерство и личность. - М.: Просвещение, 1983.
8. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному языку. - М.: Просвещение, 1991.
9. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.
10. Скалкин В. Л. Коммуникативные упражнения на английском языке. - М., 1983.