Ребенок — субъект своего развития

В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельно­го субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие вклю­чает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реали­зацию целей и анализ результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности.

В деятельности целеполагания воспитываются: свобода, целеустремленность, достоинство, честь, гордость, самостоятельность.

При планировании: самостоятельность, воля, творчество, созидание, иници­атива, организованность.

На этапе реализации целей: трудолюбие, мастерство, исполнительность, дисциплинированность, активность.

На этапе анализа формируются: отношения, честность, критерии оценки, со­весть, ответственность, долг.

Позиция ребенка как объекта обучения (ТО) лишает его полностью или час­тично действий целеполагания, планирования, анализа и приводит к деформаци­ям и издержкам развития. Только в полноценной деятельности субъекта достига­ется развитие самостоятельности, положительной Я-концепции, нравственно-во­левой сферы личности, происходит самореализация, самоизменение. Поэтому од­ной из основных целей развивающего обучения является формирование субъекта учения — учащего себя индивида.

Признание за обучаемым роли субъекта знаменует собой смену парадигмы пси­хического развития: традиционные для XX века социологизаторские и биологизаторские теории обучения уступают место способам, основанным на субъектных, психогенных факторах развития.

HI Обобщение 4. В развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятельности.

Чрезвычайно важной проблемой в этой гипотезе является мотивация деятель­ности ребенка-субъекта. По способу ее решения технологии развивающего обуче­ния разделяются на группы, эксплуатирующие в качестве основы мотивации раз­личные потребности, способности и другие качества личности:

- технологии, опирающиеся на познавательный интерес (Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов),

- на потребности самосовершенствования (Г. К. Селевко),

- на индивидуальный опыт личности (технология И. С. Якиманской),

- на творческие потребности (И. П. Волков, Г. С. Альтшуллер),

- на социальные инстинкты (И. П. Иванов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: