double arrow

Зона ближайшего развития


Л. С. Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Он выделял два уровня в развитии ребенка: 1) сферу (уровень) актуального развития - уже сформировавшиеся ка­чества и то, что ребенок может делать самостоятельно; 2) зону ближайшего разви­тия - те виды деятельности, которые ребенок пока еще не в состоянии самостоя­тельно выполнить, но с которыми может справиться с помощью взрослых.

Зона ближайшего развития - большая иди меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве.

Для развития чрезвычайно эффективно постоянно преодолевать грань между сферой актуального развития и зоной ближайшего развития - областью неведо­мой, но потенциально доступной для познания.

Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутрен­ние процессы психических новообразований.

HI Обобщение 6. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.

Определить внешние границы зоны ближайшего развития, отличить ее от акту­альной и недоступной зоны - задача, которая решается пока только на интуитив­ном уровне, зависящем от опыта и мастерства учителя.

Литература

1. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М. , 1974.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М. , 1991.

3. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие. - М. , 1985.

4. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий /. / Исследования мышления в советской психологии. - М. , 1966.

5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М. , 1986.

6. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М. , 1996.

7. Занков Л. В. Дидактика и жизнь. - М. , 1968.

8. Ильенков Э. В. Диалектическая логика. - М. , 1984.

9. Лебедева В. П. и др. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагоги­ка. - 1996. - № 6.

10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. , 1975.

11. Лернер И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. - 1996. - № 2.

12. Петровский В. А. Субъектность: новая парадигма в образовании //Психологическая наука и образование. — 1996. — № 3.

13. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. - М. , 1974.


Сейчас читают про: