Классификационная характеристика технологий творчества

По уровню применения: общепедагогические.

По основному фактору развития: психогенные.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторные + развивающие.

По ориентации на личностные структуры: эвристические (развитие творчес­ких способностей).

По характеру содержания: обучающе-воспитательные, светские, гуманитар­ные + технократические, общеобразовательные + профессиональные.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + индивидуальные.

По организационным формам: клубные, групповые + индивидуальные.

По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.

По преобладающему методу: творческие.

По направлению модернизации: альтернативные.

По категории обучающихся: массовые + продвинутые.

Акценты целей

По И. П. Волкову:

• Выявить, учесть и развить творческие способности;

• Фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельно­сти с выходом на конкретный продукт. По Г. С. Альтшуллеру:

• Обучить творческой деятельности.

• Ознакомить с приемами творческого воображения.

• Научить решать изобретательские задачи. По И. П. Иванову:

• Воспитать общественно-активную творческую личность, способную приумно­жить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократи­ческого общества.

Концептуальные положения

Гипотеза: творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных способностей (Я. А. Пономарев).

Школа творчества И. П. Волкова

• Компьютерный подход к обучению: детям даются алгоритмы решения конк­ретных задач, в первую очередь творческих; к ним прилагается информационное и исполнительское обеспечение.

• Обучение по двум равноценным направлениям: 1) единая базовая програм­ма; 2) творческая деятельность.

• Блочно-параллельная структура учебного материала.

• Выявление, учет и развитие индивидуальных творческих способностей (твор­ческие книжки и дневники).

• Начальный период формирования талантливости в рамках массовой школы.

• Включение важнейших для данной сферы методов науки и обобщенных спо­собов решения проблем.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г. С. Альтшуллера

• Теория - катализатор творческого решения проблем.

• Знания - инструмент, основа творческой интуиции.

• Творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все).

• Творчеству, как любой деятельности, можно учиться.

• Включить основные и доступные школьникам типы проблем, характерные для данной сферы науки или практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: