Особенности содержания. В дошкольном периоде главное внимание уделяетсяразвитию органов чувств — осязания, обоняния, слуха, зрения

В дошкольном периоде главное внимание уделяется развитию органов чувств — осязания, обоняния, слуха, зрения, умения владеть собственным телом. В отли­чие от педагогики М. Монтессори условием такого развития признается деятель­ность ребенка в естественной природной и социокультурной среде. В разновоз­растных группах дети вместе с воспитателями «проживают» различные события индивидуальной и коллективной жизни, смену времен года, традиционные празд­ники, играют в ролевые игры, имитирующие занятия взрослых, сюжетные игры в театр, цирк, музей и т. п. Большое внимание уделяется выращиванию растений и наблюдениям за их ростом, приготовлению пищи, обустройству окружающей сре­ды, изобразительному творчеству, занятиям ручным трудом, музыкой, физкуль­турой.

В Школе самоопределения принципиально отказываются от программиро­вания деятельности детей, воспитатель должен угадать их сегодняшнюю потреб­ность в той или иной деятельности, преобладающее настроение группы и отдель­ного ребенка, создать условия для взаимодействия, самовыражения и самодея­тельности.

В начальной школе (трех-, четырех-, пяти или шестилетней) идет освоение общекультурных навыков чтения, письма, счета в индивидуальном для каждого ребенка темпе, при этом особое внимание уделяется средствам самовыражения своего опыта, чувств, интересов. Создаются условия для развития процессов по­нимания и рефлексии, умения выстраивать собственную деятельность.

Важной задачей учителя является не передача общекультурных способов пони­мания, анализа, выстраивания различных деятельностей, а побуждение к выра­щиванию и осознанию собственных, индивидуальных способов работы. Содержа­ние уроков, отбор учебного материала определяются учителем вместе с детьми в процессе коллективного обсуждения целей, смысла и хода предстоящей работы.

Каждому ребенку предоставляется возможность в любое время заняться люби­мым делом, столько, сколько ему необходимо, искать себя, пробовать в любом виде деятельности. Школа разворачивает перед ним сферу возможностей в виде создания отвечающих детским вопросам и заказам содержательных пространств:

самообразовательного, учебного, творческого, социально-правового, трудового, досугового, игрового и т. п.

Один день в неделю посвящается трудовой подготовке - учащиеся сами оп­ределяют виды деятельности, которыми хотят овладеть (изделия из дерева, ме­талла, шитье и конструирование одежды, кулинария, художественные ремесла, программирование, библиотечное дело, воспитание дошкольников и т. п.). Через два месяца мастерскую можно сменить. Таким образом, в течение нескольких лет подросток может попробовать себя в разных видах труда.

В старшей школе (10-е и 11-е классы) за исключением нескольких обязатель­ных предметов обучение ведется по индивидуальным учебным планам, которые составляет сам ученик.

Для желающих освоить все курсы базисного учебного плана введены так назы­ваемые «интенсивы», где за короткое время можно освоить государственный ми­нимум. Особенностью учебного занятия в Школе самоопределения является его версионный характер, когда содержание курса или темы представлено в виде нескольких равноправных гипотез, различных способов работы, предлагаемых учителем и учениками. Не требуется обязательно прийти к единственно правиль­ному ответу или решению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: