double arrow

Просвітництво в європейський літературі

Просветители видели в литературе важнейшее, а некоторые чуть ли не единственное оружие в борьбе за идеалы; величие искусства — в его организующей, воспитательной и мобилизующей силе.

Особенно энергично выступали французские просветители. «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближавшейся революции, сами выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов какого бы то ни было рода они по признавали. Религия, понимание природы, общество, государственный строй —все было подвергнуто самой беспощадной критике; все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него»

Разум и природа были основными критериями для просветителей. Они не хотели думать, что феодальный строй, существовавший целое тысячелетие, бывший: в свое время исторически закономерной стадией в развитии общества, теперь закономерно подлежит замене.

Просветителям казалось, что старые отношения между людьми были просто неразумны и неестественны. Например, неестественно и неразумно, чтобы дворянин кичился своей «голубой кровью», ведь на самом деле кровь у всех людей одинакова. И элементарный разум, и сама природа, по мнению просветителей, подсказывают, что все люди равны от рождения.

В XVIII в. стала очень популярной идея «естественного человека». Ликвидацию феодальных отношений (и установления буржуазного строя) просветители рассматривали как возврат к природе, как раскрытие в человеке его нормальных, естественных качеств. Естественный человек, нормальный человек противопоставлялся дворянину, с его извращенным представлением о себе, о своих правах.

Большие исторические задачи стояли перед обществом в XVIII в., острой и напряженной была идейная борьба.

Социальные процессы переходной эпохи нашли отражение в разных художественных направлениях и стилях.

Еще живут и продолжают развиваться направления, господствовавшие в XVII столетии. В изобразительном искусстве, особенно в архитектуре, во внутреннем убранстве дворцов и церквей в ряде стран еще заметную роль играет барокко. Так, в Германии именно в XVIII в. создается знаменитый ансамбль в Дрездене и строится в Потсдаме дворец Сан-Суси.

В литературе XVIII в. черты барокко проявляются слабо, но характерные признаки рококо легко обнаружить в лирике, в особенности в светских мадригалах, стихотворениях на случай, в поэмах, изображающих с большой откровенностью любовные приключения. Во Франции рококо получает большое распространение, и мотивы его встречаются у некоторых просветителей (например, в «Орлеанской девственнице» Вольтера).

Просвещение, как уже ясно из сказанного выше, не является литературным направлением. Это — идеология, нашедшая свое воплощение в произведениях разных жанров и разных направлений. Классицизм в это время не утрачивает своего значения, но обретает новое качество. Жанр классицистической трагедии давал возможность просветителям ставить острые проблемы современности, используя античные или восточные сюжеты. Так, в трагедии «Заира» и «Магомет» Вольтер обнажил опасную, антигуманистическую роль религиозного фанатизма. Гете в «Ифигении в Тавриде» демонстрирует победу духа гуманности и цивилизации над силами варварства.

Классицизм XVIII в. называют обычно просветительским классицизмом, а в конце века во Франции можно говорить о революционном классицизме.

Выдающимся завоеванием XVIIIв. является формирование просветительского реализма. Новаторским был роман XVIII в. Особенно велика в этом заслуга английских писателей Дефо, Ричардсона, Фильдинга, Смоллета.

Наряду с романом складывается и новый, реалистический жанр. в драматургии. Возникает так называемая «мещанская драма» Мещанская драма возникла в борьбе против классицизма. В ней не соблюдались единства, изображались события из жизни третьего сословия, трагические сцепы не исключали комических ситуаций (эстетика классицизма придерживалась строгого разделения жанров).

В мещанской драме можно отметить черты сентиментализма, художественного направления второй половины XVIII в. При этом грани между реализмом и сентиментализмом не всегда отчетливы.

Писатели-реалисты XVIII в. правдиво воспроизводят обстановку, детали быта, но в эту реальную среду они вписывают своего главного героя — естественного человека, носителя просветительского идеала. Такова особенность всей просветительской литературы, В пей очень трезвая, суровая критика неразумия феодального мира сочетается с иллюзиями в отношении будущего царства разума и справедливости, которое, по мнению просветителей, неизбежно должно было наступить и во имя которого они так мужественно и неутомимо сражались. Но эти иллюзии прогрессивны — они были выражением огромной веры в человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: