Психогигиена разрабатывает и осуществляет мероприятия для сохранения и укрепления психического здоровья.
Психогигиена как направление возникла на рубеже XIX и XX веков. В России ее связывают с состоявшимся в 1887 г. I Съездом отечественных психиатров, на котором прозвучало обращение к врачам, а также ко всем передовым людям страны с идеями и программами предупреждения психических и нервных заболеваний.
Основной целью психогигиены является сохранение психического здоровья, душевного равновесия. Основное место занимают изучение факторов и условий среды, влияющих на психическое развитие и психическое состояние человека, и разработка мероприятий по их устранению или ослаблению.
К таким факторам можно отнести:
· предвзятое отношение к лицам, страдающим психическими расстройствами;
· злоупотребление лекарственными средствами;
· тяжелые условия работы;
· неблагоприятные экологические факторы и т.д.
Психогигиена призвана помочь человеку избегать воздействий, опасных для его психического здоровья, обучать его справляться с теми трудностями, которых не удалось избежать, используя для этого различные ресурсы или изменяя свое отношение к трудностям.
|
|
В психогигиене выделяют несколько разделов:
1. Возрастную психогигиену (психогигиену детства, психогигиенподросткового, юношеского, зрелого, пожилого, старческого возраста)
2. Психогигиену производственного и умственного труда
3. Психогигиену быта
4. Психогигиену семьи и половой жизни
5. Психогигиену больного и т.д.
Психогигиена взаимоотношений сестринского персонала и пациента имеет ведущее значение при лечении и уходе.
На душевное состояние больного влияют все факторы окружающей среды: и физические, и психические, и социальные, и духовные. Окружающая среда должна быть не просто безопасной, она должна способствовать оптимальной жизнедеятельности человека (этические принципы «не навреди» и «делай добро).
К физическим факторам окружающей среды, воздействующим на психику пациента, можно отнести санитарно-гигиеническое состояние ЛПУ, особенно инфекционную безопасность, температуру воздуха в палатах, процедурных и других помещениях, шум, запах, освещенность; цвет стен, белья, мебели, одежды как персонала, так и пациентов; питание и др.
К психическим — психологический микроклимат отделения (стиль отношений между медработниками), а также взаимоотношения пациента с персоналом, другими пациентами, с близкими и т.д.
К социальным — различные материальные проблемы, связанные с возможностью лечения, реабилитации, профилактики осложнений и т.д.
К духовным — возможность чтения, рисования, музицирования, общения с близкими по духу, с представителями религиозных конфессий и др.