Здоровье и счастье как критерии социальной реабилитации

Важнейшим критерием успешности социальной реабилитации являются такие важнейшие человеческие ценности как здоровье и счастье.Только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности.

По своей практической значимости и актуальности проблема здоровья считается одной из самых важных и сложных в современной науке. В последнее время специалисты начали уделять особое внимание вопросам взаимодополнения образования и здравоохранения, поскольку 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье обучающихся, связаны с некомфортными условиями про­цесса обучения. Перед практическими психологами, педагогами, врачами встает задача по освоению междисциплинарного пространства, в котором действуют нормы многообразия, открытости и диалога.

Понятие «здоровье» не имеет общепринятого унифицированного толкования, характеризуется многозначностью и неоднородностью. Человек может быть здоров при определенных условиях жизни (экологические и климатические особенности, качество питания, режим труда и отдыха, социокультурные факторы и др.).

Здоровье – это культурно-историческое, а не узкомедицинское понятие. В разное время, в разных культуpax граница между здоровьем и нездоровьем определялась по-разному. Можно выделить ряд аксиоматических по своей сути положений по проблеме здоровья (А.В. Шувалов, 2004):

· Здоровье – это идеальное состояние. Однако человек не бывает на протяжении всей своей жизни вполне здоровым. Здоровье и болезнь относятся к числу диалектических, взаимодополняющих понятий.

· Здоровье является одной из базовых ценностей в жизни людей.

· Здоровье – это сложный, многомерный феномен, отражающий модусы человеческой реальности: телесное существование, душевную жизнь и духовное бытие. Соответственно, возможна оценка соматического, психического и личностного здоровья человека.

· Здоровье – это одновременно состояние и сложный динамический процесс, включающий созревание и рост физиологических структур и работу организма, развитие и функционирование психической сферы, становление, самоопределение и позиционирование личности.

· На общее состояние здоровья человека безусловно признается эффект взаимовлияний «духа», «души» и «тела».

· Категория «здоровье» изначально коррелятивна полюсу индивидуальности: состояние здоровья персонифицировано и предполагает в каждом конкретном случае специальный анализ.

Согласно определению, которое было приведено в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1948 г., здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только от­сутствие болезней или физических дефек­тов. Имеет две составляющие:

· физическое (физиологическое) здоровье – гармоничное единство об­менных процессов, слаженное функ­ционирование и целостность систем органов, отвечающих условиям ок­ружающей среды и обеспечивающих оптимальную жизнеспособность организма; отсутствие болезни или каких-либо расстройств;

· психическое (психологическое) здоровье – адекватность лич­ностных проявлений (реакций) ок­ружающей среде, внешним воздей­ствиям, критичность и возможность принимать нормы и правила социу­ма, пластичность в отношении из меняющихся жизненных обстоя­тельств и способность выстраивания (планирования) перспективы буду­щего. Условием психического здоровья являетсяблагополучие, ощущаемое человеком на всех уровнях (физическом, психическом, духовном, социаль­ном). Противоположным состоянием психическому здоровью является психическая болезнь. Промежуточным – погра­ничные расстройства

Термин «психологическое здоровье» человека фиксирует два категориальных словосочетания (А.В. Шувалов, 2004): психология здоровья и психология человека – фундаментальные категории для перспектив развития психологии как научно-практической дисциплины.

К основным критериям психического здоровья относят(Г.И. Колесникова, 2006, с. 33):

· саморегуляцию поведения в соответствии с выбран­ными целями;

· адекватность поведенческих реакций силе внешнего раздражителя;

· соответствие эмоционально-волевой и познаватель­ной сфер биологическому возрасту;

· социальную адаптивность;

· наличие здоровой рефлексии.

Выделяются также уровни психического здоровья (Г.И. Колесникова, там же):

· дезадаптивный уровень, на котором внутренние проблемы человека не решаются, а нарушен­ный баланс между внутренним миром и внеш­ним он пытается восстановить при помощи ас­симилятивного стиля поведения (приспособле­ния в ущерб своим интересам) или аккомодативного (агрессивно-наступательного, в ущерб интересам других);

· адаптивный уровень, на котором адаптированность к социуму сопровождается повышенным уровнем тревожности;

· креативный уровень, для которого характерна стойкость к средовым воздействиям, активное творческое отношение к действительности, осознанность и целенаправленность предпри­нимаемых усилий.

Факторы, оказывающие негативное влияние на психическое и физическое здоровье человека могут быть как объективными, не зависящими от его воли и сознания (войны, экономические и политические кризисы, стрессовые факторы профессии, неблагоприятные семейные условия и др.), так и субъективными, обусловленными индивидуальными особенностями его психики (повышенная тревожность, низкий уровень адаптации и др.).

Таким образом, здоровье человека предполагает сохранение и развитие его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Здоровый образ жизни должен включать в следующие важные составляющие:

· богатство и разнообразие положительных эмоций;

· удовлетворенность работой, физический и духовный комфорт;

· физическая и двигательная активность;

· активная жизненная позиция;

· сексуальным здоровьем, отсутствием выраженных вредных привычек;

· высокая медицинская активность;

· психофизиологическая удовлетворенность;

· экономическая и материальная независимость;

· сбалансированное питание;

· полноценный отдых.

Данный список не является исчерпывающим. Согласно недавним исследованиям (Е.А. Кубрак, 2007), здоровый образ жизни должен включать и другие составляющие:

· жить в соответствии с законами природы – первое движение к здоро­вому образу жизни;

· позитивное мышление, позитивное отношение к себе и другим;

· приведение к гармонии телесной оболочки человека;

· возвращение любви к каждому человеку через осмысленную любовь к себе.

Нездоровый образ жизни характеризуется:

· дискомфортом, накоплением отрицательных эмоций и факторов;

· неудовлетворенностью работой, отсутствием ключевой жизненной цели;

· болезнями сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем;

· злоупотреблением алкоголем, курением, наркоманией, токсикоманией;

· семейными проблемами, беспорядочной половой жизнью;

· низкой медицинской активностью;

· несбалансированным питанием, нарушением режима питания;

· переутомлением и (или) социальной пассивностью;

· неудовлетворенностью жизнью в целом и отельными сферами;

· неполноценным отдыхом.

Строгий, ритмичный режим труда и отдыха – одно из важнейших условий высокой работоспособности организма человека. При этом следует учитывать различия условий жизни и труда различных категорий людей, чей труд связан с различными видами деятельности. Например, педагоги и преподаватели работают по расписанию в определенные дни и часы неравномерно, рабочие связаны с работой по сменам. При этом основные положения труда и отдыха должны соблюдаться всеми, независимо от специфики деятельности.

При соблюдении четкого режима вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, т. е. вырабатывается динамический стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь, они облегчают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовки к предстоящей деятельности.

Таким образом, важнейшим условием здорового образа жизни является соблюдение режима труда и отдыха, основные положения которого просты:

· рациональное чередование работы и отдыха;

· выполнение различных видов деятельности в строго определенное время;

· регулярное и полноценное питание, не менее 3 раз в день в одни и те же часы;

· занятия целенаправленной двигательной (физической) нагрузкой, не менее 6 часов в неделю;

· пребывание на свежем воздухе, не менее 2-3 часов в день;

· строгое соблюдение гигиены сна, не менее 8 часов в сутки, желательно, ночной сон в одно и то же время.

Эти простые постулаты способствуют укреплению здоровья, повышают жизненный стимул, продлевают функционирование всех систем на долгие годы.

Однако простого знания о том, что нужно для здорового образа жизни недостаточно. Нужно чтобы человек и в мыслях, и на словах и на деле хотел быть здоровым. На языке психологии, это означает, что у человека должна быть устойчивая положительная мотивация здоровья и здорового образа жизни. Мотивация – это побуждение, вызывающее активность организма, и определяющее направленность этой активности. Какие же мотивации лежат в основе формирования стиля здоровой жизни?

1. Самосохранение. Когда человек знает о том, что то или иное действие впрямую угрожает жизни, он это действие не совершает. Если бы люди более четко и осязаемо осознавали зависимость между курением и конкретной реальной, непосредственной угрозой, наносимой дыхательной системе, то курильщиков было бы значительно меньше. В реальности же курильщик может заявить: «Мой дедушка дожил до ста лет и при этом курил! Значит и мне это не особенно грозит!» В такой ситуации лозунги и надписи «Курение опасно Вашему здоровью!» будут иметь незначительный эффект. Именно поэтому мотивировать на здоровый образ жизни можно и нужно лишь конкретными, наглядными и действенными методами.

2. Справедливость. Бороться за воплощение общественных идеалов, отстаивать свою позицию, соблюдать культурные требования, быть равноправным членом общества может только здоровый человек. М. Горький говорил: «Здоровым место в стаде». Следовательно, больной и немощный человек оказывается вне правил игры, от не может защитить ни себя не других. Поэтому мотивировать человека на ведение здорового образа жизни необходимо путем внушения и убеждения его в том, что от его здорового образа жизни зависит или будет зависеть как его благополучие, так и благополучие других, близких ему людей.

3. Ощущение радости. Здоровье, как известно, наиболее фундаментальная основа для позитивного мироощущения. Особенно это проявляется в случае выздоровления после затяжных или остро протекавших болезней, избавления от мучавших недугов. Поэтому тех, кто еще не утратил здоровья – этой важнейшей ценности человеческой жизни – важно убеждать в том, что здоровье приносит человеку ощущение радости, поэтому имеет смысл делать все, чтобы испытать это ощущение.

4. Возможность самосовершенствования. Только здоровый человек имеет реальную возможность подняться на более высокую ступень общественной лестницы. И не только подняться, но и удерживаться там долгие годы, получая возможность для самосовершенствования, пользуясь многочисленными социальными благами и привилегиями.

5. Повышение социальной мобильности. Только истинно здоровый человек имеет все шансы по своему усмотрению изменять свою роль в обществе и менять свое местонахождение. Только здоровый человек может легко менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую, путешествовать, принимать кардинальные решения в своей жизни и жизни близких ему людей.

6. Сексуальная гармония. Здоровье дает человеку возможность сексуальной гармонии: полноты и богатства интимных отношений, истинность и глубину ощущений, взаимную удовлетворенность и свежесть сексуальных отношений.

7. Счастье. Пожалуй, это главный мотив. Известно, что предпосылкой счастья, является здоровье. Оно является его непременным условием. Именно здоровье обеспечивает возможность почувствовать себя счастливым, ощутить палитру положительных эмоций и удовлетворенность, комфорт и душевное спокойствие.

Кого можно считать счастливым? И что же дает человеку счастье? Возможные ответы можно свести к следующему:

· авторитет среди людей: счастлив тот, кого уважают, с чьим мнением считаются;

· активность: счастлив тот, кто всю жизнь активен, не сидит сложа руки, сам кует свое счастье;

· богатство, деньги: счастлив тот, кто живет богато, всегда имеет деньги, не имеет материальных трудностей, у кого есть все, что нужно;

· дети: счастлив тот, кто имеет ребенка, детей, кто может проявлять о них заботу и получать ответную любовь, кто может продлить свою жизнь в своих детях;

· друзья: счастлив тот, кто имеет много хороших, верных друзей, которые могут помочь в любую минуту;

· здоровье: счастлив тот, кто имеет хорошее здоровье, самочувствие, бодрое настроение;

· здоровый образ жизни: счастлив тот, кто заботится о своем здоровье, ведет здоровый образ жизни;

· любовь: счастлив тот, кто по-настоящему любит и любим;

· мирная обстановка в стране: счастлив тот, кто живет в мирной стране, где нет противостояния одной части населения другой, где люди не используют оружие для выяснения своих отношений;

· мудрость: счастлив тот, кто постиг мудрость, имеет много знаний, все и всех понимает, проникает в суть вещей;

· общественное признание: счастлив тот, кого уважают коллеги по работе, кто имеет авторитет на работе, достиг успеха и признания;

· оптимизм: счастлив тот, кто умеет радоваться жизни, всегда весел, способен понимать шутки, никогда не падает духом;

· работа: счастлив тот, кто имеет интересную, увлекательную работу, с удовольствием отдает ей свое время;

· равенство: счастлив тот, кто живет в стране, в которой осуществляется равенство, представляются равные возможности для всех, независимо от национальности, сословия, веры;

· рационализм: счастлив тот, кто мыслит здраво и логично, принимает обдуманные, рациональные решения, всегда управляет своим поведением;

· родственники: счастлив тот, кто имеет много хороших родственников, которые занимают видное положение в обществе, могут всегда помочь по любому вопросу;

· свобода: счастлив тот, кто свободен и не должен кому-то подчинятся, кто не зависит от других людей, может совершать те поступки, которые он хочет совершить;

· свое мнение: счастлив тот, кто все окружающие события может самостоятельно оценить, имеет свое собственное мнение, не меняет все время взгляды под влиянием окружающих людей;

· семья: счастлив тот, кто удачно вышел замуж (женился), то есть живет в хорошей семье;

· творчество: счастлив тот, кто может заниматься творчеством, стремится к новому, постоянно совершенствует свою работу;

· терпимость: счастлив тот, кто терпим к взглядам и мнениям других людей, умеет понять и простить ошибки и заблуждения другого человека;

· трудолюбие: счастлив тот, кто трудолюбив, умеет много и хорошо работать;

· удовольствия: счастлив тот, кто хорошо проводит свободное время, хорошо отдыхает, имеет много развлечений;

· уверенность в себе: счастлив тот, кто не имеет внутренних сомнений, кто не мучает себя многочисленными вопросами, у кого нет в душе противоречий, кто уверен в себе;

· умение ладить с разными людьми: счастлив тот, кто умеет мирно уживаться, дружить с разными людьми;

· цель в жизни: счастлив тот, кто имеет цель в жизни, стремление чего-то добиться;

· честность: счастлив тот, кто честен по отношению к себе и другим, искренен в своих мыслях и чувствах, не кривит душой;

· эрудиция: счастлив тот, кто стремиться постоянно узнавать что-то новое, расширять свой кругозор, развивать свои умственные способности, иметь высокую умственную культуру.

И данный список, и интуиция почти каждого человека дают ответ на то, что такое, счастье и как быть счастливым. Тем не менее, существует и другие данные, которые менее очевидны для большинства из нас (Аргайл М., 2003):

· Деньги в целом не приносят счастья.

· Выигрыш в лотерее делает людей менее счастливыми.

· В определенном смысле счастье является врожденным.

· Счастливые люди живут дольше.

· Дольше живут и те, кто ходит в церковь.

· Наличие детей не влияет в целом на ощущение счастья (все зависит от стадии жизненного цикла семьи).

· Пожилые люди счастливее молодых.

· Просмотр «мыльных опер» оказывает на людей благотворное воздействие (несмотря на доказательства того, что телезрители при этом активны лишь часть времени).

Для того чтобы быть счастливым, американские психологи советуют следовать следующим практическим рекомендациям (Д. Майерс, 2002):

1. Необходимо осознать, что длительное счастье самому не создать. Людям свойственно адаптироваться к перемене обстоятельств – даже к внезапному богат­ству или инвалидности. Богатство в этом отношении похоже на здоровье: его отсутствие является несчастьем, но присутствие не гарантирует счастья. Это относится к любой благоприятной перемене внешних обстоятельств, к которой мы стремимся.

2. Наслаждайтесь мгновением. «Счастье зависит не столько от грандиозных удач, которые случаются редко, а скорее от приятных моментов, которые бывают каждый день», – сказал Бенджамин Франклин. Остановитесь и почувствуйте очаро­вание мгновения.

3. Планируйте свою жизнь. Счастливые люди не тратят времени напрасно: они планируют свою жизнь, ставят себе глобальные цели и разбивают их на ежедневные задачи. Хотя мы часто переоцениваем, сколько мы можем сделать за день (а потом расстраиваемся), еще чаще мы недооцениваем, насколько многого мы способны дос­тичь за год, трудясь понемногу день за днем.

4. Ведите себя так, как будто вы уже счастливы. Мы способны, хотя бы времен­но, вести себя так, как находим нужным. Когда люди улыбаются, даже через силу, они чувствуют себя лучше; когда хмурятся, мир тоже кажется мрачнее. Так что пусть на вашем лице отражается счастье. В разговоре старайтесь всячески демонстрировать высокую самооценку и оптимистичное отношение к жизни. Положительные действия могут вызывать положительные эмоции.

5. Выбирайте работу и досуг, которые требуют определенных умений. Работа и досуг счастливых людей обычно построены на решении интересных, но посильных задач. Самые дорогие формы досуга (например, морские круизы) часто приносят меньшее удовлетворение, чем работа в саду или рукоделие. Короче говоря, кончайте сидеть на месте и идите сажать картошку.

6. Двигайтесь больше. Множество недавно проведенных исследований доказы­вают, что занятия аэробикой не только способствуют укреплению здоровья, но также помогают избавиться от нетяжелой депрессии и чувства тревоги. В здоровом теле – здоровый дух.

7. Высыпайтесь. Счастливые люди обычно ведут активный образ жизни, но все­гда оставляют время на отдых и нормальный сон. Студенты особенно часто страдают от недосыпания, что приводит к постоянной усталости, снижению активности и подавленному настроению.

8. Отдавайте предпочтение близким отношениям. Нет лучшего средства стать счастливым, чем сердечные отношения с человеком, для которого вы много значите и который заботится о вас. Подобная близость благоприятна и для души, и для тела. Если вы состоите в браке, старайтесь поддерживать добрые отношения, цените своего супруга, ведите себя по отношению к нему по крайней мере не менее приветливо, чем по отношению к другим людям, доверяйте друг другу, разделяйте горе и радости своего партнера. Если вы хотите оживить ваше былое чувство, старайтесь вести себя так, как будто оно уже ожило.

9. Не забывайте о своей душе. По данным множества исследований, истинно ве­рующие люди чаще чувствуют себя счастливыми. Вера дает многим людям смысл жизни, поддержку единомышленников, уверенное ощущение своего места и роли в жизни, повод сосредоточить свои интересы на чем-то большем, чем собственная личность, и помогает легче относиться к превратностям судьбы.

Данные советы в случае следования им на практике действительно могут стать залогом здорового образа жизни и счастливого мироощущения.


Тесты для самоконтроля

1. Под социальной реабилитацией понимается:

а) восстановление утраченных психических образований;

б) переобучение или обучение новой профессии в связи с утратой прежней;

в) восстановление или повышение уровня всех функциональных способностей и общественных связей личности;

г) восстановление человека или группы лиц в правах по суду или в административном порядке.

2. Понятие «реабилитация» в научный оборот впервые ввел;

а) Гордон Уиллард Олпорт;

б) Франц Йозеф Риттер фон Бус;

в) Реймонд Бернард Кеттел;

г) Ханс Юрген Айзенк.

3. Какой принцип социальной реабилитации предполагает вариабельность применяемых форм и методов в зависимости от контингента участников, сложности решаемых проблем, глубины социальной дисфункциональности?

а) принцип гибкости;

б) принцип непрерывности;

в) принцип комплексности;

г) принцип целесообразности.

4. В соответствии с каким принципом реабилитационные мероприятия необходимо проводить еще на этапе лечения?

а) в соответствии с принципом комплексности;

б) в соответствии с принципом непрерывности;

в) в соответствии с принципом преемственности

г) в соответствии с принципом своевременности.

5. Какие реабилитационные учреждения решают вопросы определения реабилитационного потенциала инвалидов и составления индивидуальных программ реабилитации?

а) экспертные;

б) образовательные;

в) медицинские;

г) производственные.

6. Создание безбарьерной среды предполагает:

а) интеграцию лиц, нуждающихся в социальной реабилитации, в социум;

б) совершенствование необходимых технических средств для инвалидов;

в) развитие межведомственного сотрудничества;

г) решение вопросов кадрового обеспечения.

7. Первым и важнейшим этапом процесса социальной реабилитации является:

а) реализация и мониторинг реабилитационных мероприятий;

б) оценка реабилитационного потенциала личности;

в) разработка индивидуальной программы реабилитации;

г) обследование и постановка многомерного диагноза.

8. Под понятием «реабилитационный потенциал» понимается:

а) способность оказывать влияние на события окружающей среды;

б) комплекс биологических, психофизиологических характеристик человека, а также социально-средовых факторов;

в) комплекс морфологических характеристик человека;

г) совокупность социально-психологических особенностей человека.

9. Согласно определению, которое было приведено в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1948 г., здоровье – это…

а) состояние полного физического, душевного и социального благополучия;

б) от­сутствие болезней или физических дефек­тов;

в) адекватность личностных проявлений окружающей среде;

г) гармоничное единство обменных процессов.

10. Счастливые люди отличаются тем, что они:

а) не загадывают, как жить дальше, а просто живут;

б) каждый день решают глобальные задачи;

в) избегают принятия решений, пользуясь защитными механизмами;

г) планируют свою жизнь, ставят себе глобальные цели и разбивают их на ежедневные задачи.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: