Основная задача социальной реабилитации людей с нарушениями двигательных функций заключается в обучении «жизни с инвалидностью»:
· обучение самопомощи и самообслуживанию;
· соблюдение режима труда и отдыха;
· организация диетического питания;
· обучение пользованию вспомогательными техническими средствам.
Дело в том, что человеку, у которого статические и двигательные нарушения, приходится заново учиться ходить, есть, управлять руками, телом, выполнять ранее привычные и жизненно необходимые действия. В этом огромную роль играет обучение членов семьи решению проблем инвалидности, использованию вспомогательных приспособлений и устройств, помогающих самому инвалиду и уходу за ним.
В зависимости от вида и тяжести ограничений жизнедеятельности подбираются те или иные технические средства реабилитации. Для инвалидов I группы, «лежачих больных» необходимы:
· прикроватный столик и специальная посуда для кормления;
· кресло-коляска;
· подъемник для перемещения в кровати;
|
|
· подъемник для купания и размещения в ванне;
· сиденье для унитаза;
· противопролежневый матрас;
· надкроватный столик с насадками для держания книг, ручек и т.д.
У инвалидов с нарушением двигательных функций конечностей должны быть технические средства реабилитации для тренировки опорно-двигательного аппарата и восстановления двигательной функции:
· костыли, трости, ходунки, кресла-стульчики с колесиками,
· комнатная и прогулочная коляска;
· автомобиль с ручным управлением;
· вспомогательные средства для занятий трудом, домашним хозяйством;
· приспособления для удержания бытовых предметов;
· различные насадки на верхние конечности;
· приспособления для пользования кухонной утварью, столовыми предметами;
· приспособления для выполнения санитарно-гигиенических процедур.
У инвалидов, имеющих поражения нижних конечностей и ограничения передвижения, должно быть соответствующим образом адаптировано жилище:
· расширены дверные проемы для обеспечения передвижения на коляске,
· приспособлен санузел и кухня;
· перепланировано электрооборудование,
· приспособлены для коляски пандусы.
Восстановительной терапией для инвалидов с нарушениями двигательных функций является трудотерапия, которая проводится в двух направлениях:
1) инвалиды с выраженными нарушениями двигательной функции, вестибулярно-мозжечковыми расстройствами после медицинской реабилитации продолжают освоение и тренировку навыков обслуживания в реабилитационных отделениях в блоке социально-бытовой реабилитации. Данный блок представлен имитацией жилой комнаты и кухни, в которых размещены специализированный набор мебели, стол-стенд, настенный стенд с набором бытовых принадлежностей. Занятия с использованием специализированных устройств позволяют больным воспроизводить стереотипы повседневной жизни, что способствует восстановлению их нарушенных функций и приобретению самостоятельности в быту;
|
|
2) инвалиды с незначительными и умеренными нарушениями двигательной функции, у которых способность к самообслуживанию существенно не ограничена, часто нуждаются в отработке координации движений и изолированных двигательных актов на стендах и бытовых приборах. В обучении самообслуживанию и бытовым навыкам применяются тренажеры и специальные стенды различной сложности с набором бытовых приспособлений (выключатели, дверные замки, оконные задвижки, водопроводные и газовые краны, телефонный аппарат, компьютерная клавиатура и т.д.).
Значительную помощь в устранении затруднений при работе (или обучении), обусловленных двигательными нарушениями конечностей, оказывают приспособления, которые можно разделить на три группы:
· рукоятки, насадки, перчатки, одеваемые на руку с помощью манжеты, удлинители ручек, ножные педали, приспособления для работы одной рукой, т.е. приспособления для поврежденной конечности, позволяющие инвалиду пользоваться ею для выполнения работы;
· верстаки, транспортеры, специальные станки, подъемники и другие приспособления малой механизации, письменные или чертежные столы, удобные сиденья, подставки для ног;
· удобные, доступные и безопасные рабочие места.
Но главное, в чем нуждаются инвалиды с нарушениями двигательных функций – это забота и внимание к ним со стороны окружающих, поскольку их мир часто ограничен стенами дома, в котором они находятся, а круг общения – теми людьми, которые к ним приходят. Именно человеческий, а не технический фактор здесь вновь оказывается ключевым.