Социальная реабилитация глухих людей – важнейшее направление социальной реабилитации. Сегодня примерно 7 – 8 % всего населения планеты (около 300 млн человек, из которых 90 млн человек абсолютно глухих) страдают тяжелыми нарушениями слуха. В России на сегодняшний день более 20 тысяч человек являются инвалидами по слуху, 12 млн человек имеют нарушения слуха. Растет число детей и стариков с дефектами слуха.
Основным средством межличностной коммуникации большинства глухих и многих слабослышащих россиян является русский жестовой язык, причем различные группы инвалидов по слуху по-разному используют жестовый язык. К инвалидам по слуху, для которых первичным языком служит жестовый язык, относятся в основном дети глухих родителей, выпускники школ для глухих детей. Для другой части инвалидов по слуху первична русская словесная речь. Жестовый язык они используют как вспомогательное средство. К группе инвалидов по слуху, которые свободно владеют двумя языками – русской словесной речью и жестовым языком, – относятся выпускники школ для глухих и слабослышащих детей, дети слышащих или глухих родителей.
|
|
К причинам возникновения заболевания по слуху относят следующие:
· поражение центральных отделов слухового анализатора, возникающее в результате повреждений или заболеваний головного мозга (энцефалита, черепно-мозговой травмы, кровоизлияния, опухоли).
· осложения воспалительных и инфекционных заболеваний (менингита, тифа, гриппа, свинки, скарлатины и др.);
· последствия токсических поражений в результате приема ототоксических препаратов (гентамицина, канамицина, линкамицина, мономицина, неомицина, стрептомицина и других препаратов аминогликозидного ряда),
· последствия механических травм и контузий;
Группа инвалидности по слуху определяется с учетом ряда показателей:
· социальная недостаточность;
· требования по социальной защите или помощи;
· степень нарушения здоровья и расстройства функций организма;
· характер последствий травм или дефектов;
· степень ограничений жизнедеятельности или их сочетание.
· нарушения сенсорных функций (зрения, слуха);
· нарушение способности к общению – установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации;
· ограничение самообслуживания;
· способность к обучению в учебных заведениях общего типа, потребность в специальном режиме учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала);
· способность к выполнению трудовой деятельности: уровень квалификации или объем производственной деятельности, невозможность выполнения работы по своей профессии.
|
|
Глухие люди сталкиваются со следующими социальными проблемами:
· затрудненность в общении со слышащими людьми в повседневной жизни («Слепые оторваны от предметов, глухие – от людей», – писала всемирно известная слепоглухая американская писательница Элен Келлер);
· трудности в получении информации;
· затруднения при просмотре телевизионных передач;
· трудности при посещении зрелищных массовых мероприятий;
· отсутствие возможности участия в обычной социокультурной жизни;
· нахождение в положении меньшинства, права и интересы которого игнорируются обществом;
· трудности в пользовании объектами социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, которые не приспособлены для свободного доступа инвалидов к информации (автобусы, троллейбусы, поезда пригородного сообщения не оборудованы табло с бегущими строками);
· отсутствие сервиса переводческих услуг в различных регионах РФ;
· отсутствие синхронных субтитров в общественно-публицистических, познавательных, молодежных и других массовых передачах на телевидении;
Социальная реабилитация глухих – это комплекс социальных, медицинских, технических, образовательных, культурных и других мероприятий, целью которых является реализация равных прав и возможностей глухих во всех сферах жизни и изменение отношения общества к глухим, развенчание мифа об их ограниченных умственных и физических способностях.
Социальная модель реабилитации предполагает использование соответствующей корректной терминологии при обозначении группы людей, имеющих потерю слуха: глухой, слабослышащий, инвалид с детства по слуху, позднооглохший, человек с нарушением слуха. Не желательно использование слов и понятий, создающих негативные стереотипы: глухонемой, тугоухий.
Большое значение имеет утвержденный на правительственном уровне гарантированный перечень реабилитационных мероприятий и услуг, которые должны предоставляться инвалидам по слуху (Зозуля Т.В., Свистунова Е.Г., Чешихина и др., 2005, С. 268 – 269):
· бесплатные переводческие услуги при обращении глухих в различные организации, при обучении глухих в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования;
· оборудование объектов городской среды техническими средствами связи и коммуникаций (уличные текстофоны, телефоны с возможностями телекоммуникаций и др.);
· обеспечение инвалидов по слуху специальными средствами коммуникационной поддержки (будильник с вибратором, беспроводные оптические сигнализаторы, текстовые телефонные аппараты и др.);
· организация телевизионных передач с субтитрами;
· создание центров реабилитации инвалидов по слуху на базе центров социального обслуживания или учреждений государственных органов социальной защиты;
· выдача денежных компенсаций на приобретение телефонных аппаратов (факс, текстофон, сотовый телефон для передачи текстовых сообщений, телефон с усилителем звука, телефон с бегущей строкой, пейджер, телеавтограф, факс-модем);
· оборудование транспортных средств табло с бегущей строкой для оповещения об остановках и других мерах предосторожности;
· гарантии доступности качественного образования (общего и профессионального), при расширении круга специальностей на всех уровнях и изменении общественного отношения к данной группе лиц с особыми возможностями и потребностями.
Итак, социальная реабилитация людей с нарушениями слуха – это также важнейшая социальная проблема, ибо, как писал Л.С. Выготский, глухонемота – это по преимуществу социальный недостаток, который оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому что она изолирует его от общения с людьми и прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности.