Принципами социальной реабилитации детей инвалидов являются
1. Принцип целенаправленности. Цель как закон определяет характер и способ действий человека. Исходя из общих целей адаптации и реабилитации личности ребенка в ходе коррекционно-педагогической деятельности происходит соотнесение существующего уровня развития подростка с предполагаемым, проектируемым эталоном, что создает основу для формирования программы коррекционной деятельности, определения этапов ее реализации, путей, способов и средств достижения предполагаемого результата.
2. Принцип целостности и системности. Если процесс социальной реабилитации рассматривать как систему, то есть как совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях и связях между собой и образующих соответственную целостность, единство, то адаптационная, коррекционно-педагогическая деятельность будет являться ее элементом, подсистемой, субсистемой.
3. Принцип гуманистической направленности. Определяет необходимость гармонического сочетания целей общества и личности, ориентацию учебно-воспитательного процесса на личностные возможности ребенка, его интересы и потребности. В коррекционно-педагогической деятельности важно понимать то, что всякий нормальный ребенок, как в свое время подчеркивал А.С. Макаренко, оказавшийся «на улице» без помощи, без общества, без коллектива, без друзей, без опыта, с истрепанными нервами, без перспективы, стал бы вести себя как тс дети и подростки, поведение которых мы определяем как отклоняющееся.
|
|
4. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Разумная требовательность предполагает объективную целесообразность, предопределенную потребностями педагогического процесса, направленного на положительное развитие личностных качеств ребенка.
5. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности является естественным продолжением предыдущих принципов. Только гуманное, уважительное отношение к ребенку, педагогическая прозорливость, умение увидеть среди отрицательных черт характера и поведения подростка его незащищенность, стремление быть лучше позволяют более эффективно построить коррекционно-педагогический процесс. Опираясь на положительные качества, усиливая и развивая их, нейтрализуя с их помощью отрицательные черты, воспитатель как бы предвосхищает процесс положительного формирования личности подростка.
6. Принцип сознательности и активности личности. Только понимая и осознавая необходимость проводимых перемен в поведении, активно помогая их осуществлению, желая и стремясь их ускорить и реализовать, можно говорить об успешности и результативности социально-реабилитационного и адаптационного процесса, надеяться на успех.
|
|
7. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, где системность и взаимообусловленность задач отражают взаимосвязанность развития различных сторон личности ребенка и их гетерохронность, то есть неравномерность развития. Закон неравномерности, развития личности подростка свидетельствует о том, что каждый человек находится как бы на разных уровнях развития в различных состояниях в одном и том же возрастном периоде: на уровне благополучия, соответствующего норме развития, на уровне риска, то есть угрозы возникновения потенциальных трудностей развития, и на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в разного рода отклонениях от нормативного хода развития. Необходимо не забывать при этом, что все аспекты развития личности, ее сознания и деятельности также взаимосвязаны и взаимообусловлены.
8. Принцип единства диагностики и коррекции. Обеспечивает целостность социально-реабилитационного процесса. Невозможно вести эффективную и полномасштабную адаптационную и реабилитационную работу, не зная исходных данных об объекте. Трудно подобрать необходимые методы и приемы коррекции отклоняющегося поведения и развития, если у нас нет объективных данных о подростке, о причинах и характере девиации, особенностях его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
9. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Понятие психологический возраст ввел Л.С. Выготский, который видел в этом «новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период». Д.Б. Эльконин, характеризуя психологический возраст, выделяет три его параметра, которые необходимо учитывать при формулировке коррекционных целей и организации коррекционно-педагогического процесса. Первый параметр – это «социальная ситуация развития» (по Л.С. Выготскому), единица анализа динамики развития ребенка, то есть совокупность законов, которыми определяются возникновение и изменение структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе. Второй параметр – уровень сформированности психологических новообразований и их значение на данном этапе возрастного развития. Подростковый возраст, как никакой другой, богат на психологические новообразования (в сфере сознания, деятельности, системы взаимоотношений с окружающими). Третий параметр – уровень развития ведущей деятельности подростка как деятельности, играющей решающую роль в его развитии. Здесь возрастает роль общения подростков, оно становится наиболее значимым явлением, без которого довольно трудно построить коррекционный процесс.
10. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей, подчеркивая, что исходным моментом в их достижении является организация активной деятельности подростка, создание необходимых условий для его ориентировки в сложных конфликтных ситуациях, выработки алгоритма социально приемлемого поведения.
11. Принцип комплексного использования методов и приемов адаптационно-реабилитационной деятельности. Ни в психологии, ни в педагогике не существует универсальных приемов воздействия, способствующих переориентации, изменению направления личности, резкому изменению поведения подростка. Поэтому необходима некая совокупность способов и средств, методов и приемов, учитывающих и индивидуально-психологические особенности личности, и состояние социальной ситуации, и уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, и подготовленность к его проведению учителей. Должны присутствовать при этом и определенная логика и последовательность применения педагогических методов и коррекционных приемов, определенная ступенчатость воздействия на сознание подростка, его эмоционально-чувственную сферу, вовлечения его в активную индивидуальную или групповую деятельность со сверстниками или взрослыми.
|
|
12. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Ребенок не может развиваться вне социального окружения, он активный его компонент, составная часть системы целостных социальных отношений. Отклонение в развитии и поведении ребенка – результат не только его психофизиологического состояния, но и активного воздействия на него родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогического и ученического коллективов школы: то есть сложности в поведении ребенка – следствие его отношений с ближайшим окружением, особенностей их совместной деятельности и общения, характера межличностных контактов с социумом. Следовательно, успех коррекционной работы с подростком без сотрудничества с родителями или другими взрослыми, без опоры на взаимоотношения со сверстниками в зависимости от характера отклонении в развитии и поведении оказывается либо недостаточно эффективным, либо попросту безрезультатным (Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова).
Важнейшим условием социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов является создание естественной, защитной и развивающей среды. По мнению ряда исследователей (Витвар О.И., 2006; Морова Н.С., 1997; Ярская-Смирнова Е.Р., 1997 и др.) такую среду может обеспечить прежде всего семья. Конечно, трудности, испытываемые родителями, имеющие больного ребенка, значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью. Рождение ребенка-инвалида структурно деформирует семью вследствие огромной психологической нагрузки, которую несут члены семьи. Многие родители в подобной ситуации оказываются беспомощными.
|
|
Тем не менее, самые надежные модели социальной работы с детьми-инвалидами и их семьями показывают, что лучшие результаты социальной реабилитации детей-инвалидов достигаются в том случае, если ребенок не изолируется от воспитывающей его семьи, поскольку именно она, имея огромный потенциал, может создать самые оптимальные условия для процесса социальной адаптации и реабилитации. Не случайно на Международной конференции в Дубне в 1992 году, посвященной реабилитации детей с ограниченными возможностями, отмечалось: «Ориентация семьи на внутренние резервы и представляет собой действенность концепции самопомощи, являющейся одной из главных в реабилитационной работе с детьми ограниченных возможностей» (Материалы международной конференции, 1992, С. 66).
Тем не менее, несмотря на огромную роль семьи в социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов, ей одной очень трудно добиться значимых результатов в решении их проблем без помощи извне. Поэтому прогрессивной европейской тенденцией в этой сфере стало открытие частных и государственных школ с дневным пребыванием детей с ограниченными возможностями. В странах Восточной и Центральной Европы также существуют специализированные школы с дневным пребыванием, что позволяет не нарушать связь детско-родительские отношения с социальной средой, что является важнейшим фактором в системе социальной реабилитации ребенка-инвалида (Северный А.А., 1999). Кроме того, как отмечает О.И. Витвар, в Англии местные власти обеспечивают большую часть социальных услуг детям-инвалидам, мобилизовывая все возможности для того, чтобы помочь им жить дома. Тот, кто нуждается в дополнительной поддержке, посещает дневной центр, находящийся в пределах досягаемости их дома, где предоставляются условия, чтобы семьи инвалидов могли обратиться за советом и поддержкой.
Другим подходом, получившим широкое распространение в странах Восточной и Центральной Европы, является организация лечения в частных медицинских учреждениях с непостоянным, курсовым пребыванием. Дети проживают в семьях, а стационарные месячные курсы медицинской реабилитации проходят вместе с членами своей семьи. Подобные программы помогают родителям активно включаться в лечение детей, и не быть отрицательным фактором, как это бывает в отечественной практике, где некоторые элементы такого подхода также присутствуют. Но тем не менее, в России все еще отсутствует социальная готовность оказывать профессиональную помощь семье, существует нехватка информации, в обществе не сформировано гуманное отношение к инвалидам и др.
Стоит обратить внимание и на работу междисциплинарных команд национального развития, занимающихся социальным обслуживанием детей, в том числе детей-инвалидов. Такие команды, как отмечает Н.С. Морозова, существуют в Великобритании. Они состоят из медсестер, психиатров, менеджеров, социальных работников и психологов, работающих в госпиталях, приютах, дневных центрах и в общинах как социальные адвокаты, консультанты, инструктора, учителя, терапевты, специалисты в области социальной политики, в здравоохранении, образовании, сфере социального обслуживания, быта и транспорта. Успешность их деятельности обусловлена взаимодействием всех партнеров социальной реабилитации, что особенно проявляется тогда, когда требуется координированная работа всех заинтересованных служб, учреждений, местных законодательных и исполнительных органов. Центральные звенья в этой структуре – семья и ребенок.
Таким образом, для эффективной социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов необходима комплексная система помощи семьям, воспитывающим ребенка с проблемами в развитии. Считается, что для этого нужно учитывать два направления (Витвар О.И., 2006, С. 27):
1) продуктивное взаимодействие всех социальных институтов, в орбиту деятельности которых попадает каждая такая семья;
2) превращение семьи из объекта социальной работы в ее субъект, где основное внимание должно быть уделено больному ребенку, при этом деятельность семьи предполагает овладение механизмами самопомощи и взаимопомощи.
Однако современная экономическая политика как стран Европы, так и России не в состоянии поставить проблему детей-инвалидов на ведущее место. Для любого государства здоровый ребенок намного важнее больного. И поэтому дети-инвалиды во все времена получают меньше должного внимания со стороны государства. Это проявляется в различных аспектах:
· в ограниченности и разобщенности в организации помощи;
· в отсутствии методической системы реабилитации детей-инвалидов;
· в отсутствии профилактической направленности в работе детьми и т.п.
Все это приводит к тому, что семья ребенка-инвалида в большинстве случаев остается наедине со своими проблемами, поскольку механизм реализации нормативно-правовой базы защиты детства работает неэффективно.
Тем не менее помощь детям инвалидам все же оказывается. Для этого в России созданы специальные центры реабилитации для детей и подростков-инвалидов, где проводится комплекс реабилитационных мероприятий: медицинских, психокоррекционных, профориентационных и др. Данные центры существуют самостоятельно или на базах клиник научно-исследовательских институтов травматологии и ортопедии, городских и областных больниц, ортопедических кабинетов, детских поликлиник. В центрах реабилитации детей-инвалидов наряду с врачами-реабилитологами работают педагоги, логопеды, воспитатели, психологи, кинезотерапевты, специалисты по эрготерапии. Для инвалидов создаются специальные условия: приспосабливаются для их жизни территории, помещения, оборудование.
Кстати, проблемы в социально-бытовой сфере, связанные с обеспечением нормальной жизнедеятельности семей с детьми инвалидами, относятся к наиболее острым. По сравнению с Европой, где этот вопрос решается более успешно, в России до сих пор ситуация остается очень напряженной. В Европе же, например в Швеции, практикуется строительство групповых домов, в которых жильцы имеют общие расходы на питание, транспорт и дежурную помощь. Они уже более сорока лет являются неплохой альтернативой домов-интернатов для инвалидов.
Таким образом, анализ проблемы социальной адаптации и реабилитации детей инвалидов показывает, что несмотря на то, что роль семьи в формировании и развитии личности ребенка-инвалида наиболее важна по сравнению с другими социальными институтами, в современных отечественных условиях она нуждается в комплексной системе социальной поддержки, что должно активизировать поиск новых моделей формирования личности ребенка инвалида в открытой социальной среде.