Принципы и условия социальной реабилитации детей-инвалидов

Принципами социальной реабилитации детей инвалидов являются

1. Принцип целенаправленности. Цель как закон определяет характер и способ действий человека. Исходя из общих целей адаптации и реабилитации личности ребенка в ходе коррекционно-педагогической деятельности происходит соотнесение существующего уровня развития подростка с предполагаемым, проектируемым эталоном, что создает основу для формирования программы коррекционной деятельности, определения этапов ее реализации, путей, способов и средств достижения предполагаемого результата.

2. Принцип целостности и системности. Если процесс социальной реабилитации рассматривать как систему, то есть как совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях и связях между собой и образующих соответственную целостность, единство, то адаптационная, коррекционно-педагогическая деятельность будет являться ее элементом, подсистемой, субсистемой.

3. Принцип гуманистической направленности. Определяет необходимость гармонического сочетания целей общества и личности, ориентацию учебно-воспитательного процесса на личностные возможности ребенка, его интересы и потребности. В коррекционно-педагогической деятельности важно понимать то, что всякий нормальный ребенок, как в свое время подчеркивал А.С. Макаренко, оказавшийся «на улице» без помощи, без общества, без коллектива, без друзей, без опыта, с истрепанными нервами, без перспективы, стал бы вести себя как тс дети и подростки, поведение которых мы определяем как отклоняющееся.

4. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Разумная требовательность предполагает объективную целесообразность, предопределенную потребностями педагогического процесса, направленного на положительное развитие личностных качеств ребенка.

5. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности является естественным продолжением предыдущих принципов. Только гуманное, уважительное отношение к ребенку, педагогическая прозорливость, умение увидеть среди отрицательных черт характера и поведения подростка его незащищенность, стремление быть лучше позволяют более эффективно построить коррекционно-педагогический процесс. Опираясь на положительные качества, усиливая и развивая их, нейтрализуя с их помощью отрицательные черты, воспитатель как бы предвосхищает процесс положительного формирования личности подростка.

6. Принцип сознательности и активности личности. Только понимая и осознавая необходимость проводимых перемен в поведении, активно помогая их осуществлению, желая и стремясь их ускорить и реализовать, можно говорить об успешности и результативности социально-реабилитационного и адаптационного процесса, надеяться на успех.

7. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, где системность и взаимообусловленность задач отражают взаимосвязанность развития различных сторон личности ребенка и их гетерохронность, то есть неравномерность развития. Закон неравномерности, развития личности подростка свидетельствует о том, что каждый человек находится как бы на разных уровнях развития в различных состояниях в одном и том же возрастном периоде: на уровне благополучия, соответствующего норме развития, на уровне риска, то есть угрозы возникновения потенциальных трудностей развития, и на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в разного рода отклонениях от нормативного хода развития. Необходимо не забывать при этом, что все аспекты развития личности, ее сознания и деятельности также взаимосвязаны и взаимообусловлены.

8. Принцип единства диагностики и коррекции. Обеспечивает целостность социально-реабилитационного процесса. Невозможно вести эффективную и полномасштабную адаптационную и реабилитационную работу, не зная исходных данных об объекте. Трудно подобрать необходимые методы и приемы коррекции отклоняющегося поведения и развития, если у нас нет объективных данных о подростке, о причинах и характере девиации, особенностях его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

9. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Понятие психологический возраст ввел Л.С. Выготский, который видел в этом «новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период». Д.Б. Эльконин, характеризуя психологический возраст, выделяет три его параметра, которые необходимо учитывать при формулировке коррекционных целей и организации коррекционно-педагогического процесса. Первый параметр – это «социальная ситуация развития» (по Л.С. Выготскому), единица анализа динамики развития ребенка, то есть совокупность законов, которыми определяются возникновение и изменение структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе. Второй параметр – уровень сформированности психологических новообразований и их значение на данном этапе возрастного развития. Подростковый возраст, как никакой другой, богат на психологические новообразования (в сфере сознания, деятельности, системы взаимоотношений с окружающими). Третий параметр – уровень развития ведущей деятельности подростка как деятельности, играющей решающую роль в его развитии. Здесь возрастает роль общения подростков, оно становится наиболее значимым явлением, без которого довольно трудно построить коррекционный процесс.

10. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей, подчеркивая, что исходным моментом в их достижении является организация активной деятельности подростка, создание необходимых условий для его ориентировки в сложных конфликтных ситуациях, выработки алгоритма социально приемлемого поведения.

11. Принцип комплексного использования методов и приемов адаптационно-реабилитационной деятельности. Ни в психологии, ни в педагогике не существует универсальных приемов воздействия, способствующих переориентации, изменению направления личности, резкому изменению поведения подростка. Поэтому необходима некая совокупность способов и средств, методов и приемов, учитывающих и индивидуально-психологические особенности личности, и состояние социальной ситуации, и уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, и подготовленность к его проведению учителей. Должны присутствовать при этом и определенная логика и последовательность применения педагогических методов и коррекционных приемов, определенная ступенчатость воздействия на сознание подростка, его эмоционально-чувственную сферу, вовлечения его в активную индивидуальную или групповую деятельность со сверстниками или взрослыми.

12. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Ребенок не может развиваться вне социального окружения, он активный его компонент, составная часть системы целостных социальных отношений. Отклонение в развитии и поведении ребенка – результат не только его психофизиологического состояния, но и активного воздействия на него родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогического и ученического коллективов школы: то есть сложности в поведении ребенка – следствие его отношений с ближайшим окружением, особенностей их совместной деятельности и общения, характера межличностных контактов с социумом. Следовательно, успех коррекционной работы с подростком без сотрудничества с родителями или другими взрослыми, без опоры на взаимоотношения со сверстниками в зависимости от характера отклонении в развитии и поведении оказывается либо недостаточно эффективным, либо попросту безрезультатным (Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова).

Важнейшим условием социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов является создание естественной, защитной и развивающей среды. По мнению ряда исследователей (Витвар О.И., 2006; Морова Н.С., 1997; Ярская-Смирнова Е.Р., 1997 и др.) такую среду может обеспечить прежде всего семья. Конечно, трудности, испытываемые родителями, имеющие больного ребенка, значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью. Рождение ребенка-инвалида структурно деформирует семью вследствие огромной психологической нагрузки, которую несут члены семьи. Многие родители в подобной ситуации оказываются беспомощными.

Тем не менее, самые надежные модели социальной работы с детьми-инвалидами и их семьями показывают, что лучшие результаты социальной реабилитации детей-инвалидов достигаются в том случае, если ребенок не изолируется от воспитывающей его семьи, поскольку именно она, имея огромный потенциал, может создать самые оптимальные условия для процесса социальной адаптации и реабилитации. Не случайно на Международной конференции в Дубне в 1992 году, посвященной реабилитации детей с ограниченными возможностями, отмечалось: «Ориентация семьи на внутренние резервы и представляет собой действенность концепции самопомощи, являющейся одной из главных в реабилитационной работе с детьми ограниченных возможностей» (Материалы международной конференции, 1992, С. 66).

Тем не менее, несмотря на огромную роль семьи в социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов, ей одной очень трудно добиться значимых результатов в решении их проблем без помощи извне. Поэтому прогрессивной европейской тенденцией в этой сфере стало открытие частных и государственных школ с дневным пребыванием детей с ограниченными возможностями. В странах Восточной и Центральной Европы также существуют специализированные школы с дневным пребыванием, что позволяет не нарушать связь детско-родительские отношения с социальной средой, что является важнейшим фактором в системе социальной реабилитации ребенка-инвалида (Северный А.А., 1999). Кроме того, как отмечает О.И. Витвар, в Англии местные власти обеспечивают большую часть социальных услуг детям-инвалидам, мобилизовывая все возможности для того, чтобы помочь им жить дома. Тот, кто нуждается в дополнительной поддержке, посещает дневной центр, находящийся в пределах досягаемости их дома, где предоставляются условия, чтобы семьи инвалидов могли обратиться за советом и поддержкой.

Другим подходом, получившим широкое распространение в странах Восточной и Центральной Европы, является организация лечения в частных медицинских учреждениях с непостоянным, курсовым пребыванием. Дети проживают в семьях, а стационарные месячные курсы медицинской реабилитации проходят вместе с членами своей семьи. Подобные программы помогают родителям активно включаться в лечение детей, и не быть отрицательным фактором, как это бывает в отечественной практике, где некоторые элементы такого подхода также присутствуют. Но тем не менее, в России все еще отсутствует социальная готовность оказывать профессиональную помощь семье, существует нехватка информации, в обществе не сформировано гуманное отношение к инвалидам и др.

Стоит обратить внимание и на работу междисциплинарных команд национального развития, занимающихся социальным обслуживанием детей, в том числе детей-инвалидов. Такие команды, как отмечает Н.С. Морозова, существуют в Великобритании. Они состоят из медсестер, психиатров, менеджеров, социальных работников и психологов, работающих в госпиталях, приютах, дневных центрах и в общинах как социальные адвокаты, консультанты, инструктора, учителя, терапевты, специалисты в области социальной политики, в здравоохранении, образовании, сфере социального обслуживания, быта и транспорта. Успешность их деятельности обусловлена взаимодействием всех партнеров социальной реабилитации, что особенно проявляется тогда, когда требуется координированная работа всех заинтересованных служб, учреждений, местных законодательных и исполнительных органов. Центральные звенья в этой структуре – семья и ребенок.

Таким образом, для эффективной социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов необходима комплексная система помощи семьям, воспитывающим ребенка с проблемами в развитии. Считается, что для этого нужно учитывать два направления (Витвар О.И., 2006, С. 27):

1) продуктивное взаимодействие всех социальных институтов, в орбиту деятельности которых попадает каждая такая семья;

2) превращение семьи из объекта социальной работы в ее субъект, где основное внимание должно быть уделено больному ребенку, при этом деятельность семьи предполагает овладение механизмами самопомощи и взаимопомощи.

Однако современная экономическая политика как стран Европы, так и России не в состоянии поставить проблему детей-инвалидов на ведущее место. Для любого государства здоровый ребенок намного важнее больного. И поэтому дети-инвалиды во все времена получают меньше должного внимания со стороны государства. Это проявляется в различных аспектах:

· в ограниченности и разобщенности в организации помощи;

· в отсутствии методической системы реабилитации детей-инвалидов;

· в отсутствии профилактической направленности в работе детьми и т.п.

Все это приводит к тому, что семья ребенка-инвалида в большинстве случаев остается наедине со своими проблемами, поскольку механизм реализации нормативно-правовой базы защиты детства работает неэффективно.

Тем не менее помощь детям инвалидам все же оказывается. Для этого в России созданы специальные центры реабилитации для детей и подростков-инвалидов, где проводится комплекс реабилитационных мероприятий: медицинских, психокоррекционных, профориентационных и др. Данные центры существуют самостоятельно или на базах клиник научно-исследовательских институтов травматологии и ортопедии, городских и областных больниц, ортопедических кабинетов, детских поликлиник. В центрах реабилитации детей-инвалидов наряду с врачами-реабилитологами работают педагоги, логопеды, воспитатели, психологи, кинезотерапевты, специалисты по эрготерапии. Для инвалидов создаются специальные условия: приспосабливаются для их жизни территории, помещения, оборудование.

Кстати, проблемы в социально-бытовой сфере, связанные с обеспечением нормальной жизнедеятельности семей с детьми инвалидами, относятся к наиболее острым. По сравнению с Европой, где этот вопрос решается более успешно, в России до сих пор ситуация остается очень напряженной. В Европе же, например в Швеции, практикуется строительство групповых домов, в которых жильцы имеют общие расходы на питание, транспорт и дежурную помощь. Они уже более сорока лет являются неплохой альтернативой домов-интернатов для инвалидов.

Таким образом, анализ проблемы социальной адаптации и реабилитации детей инвалидов показывает, что несмотря на то, что роль семьи в формировании и развитии личности ребенка-инвалида наиболее важна по сравнению с другими социальными институтами, в современных отечественных условиях она нуждается в комплексной системе социальной поддержки, что должно активизировать поиск новых моделей формирования личности ребенка инвалида в открытой социальной среде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: