Социальная и правовая защита инвалидов в ХХ веке

В XX веке особенностью социальной поддержки инвалидов явилось ее усиление не только на исполнительном уровне, но и на законодательном:

· в 1903 г. появилась и существует в наше время Национальная ассоциация в помощь дефективным детям, которая оказывает влияние на административные учреждения Англии, побуждает их открывать спецшколы, ведет надзор за окончившими специальные школы, помогает в их трудоустройстве;

· в 1913 г. английский парламент принял специальный акт об умственной дефективности – «Закон о дальнейших улучшениях в деле попечения о слабоумных и других умственно дефективных лицах и о некоторых поправках к Закону о душевнобольных», который можно назвать самым полным и тщательно обработанным официальным государственным актом о слабоумных в государствах первой четверти XX в. Касается он главным образом глубоко отсталых. По этому закону умственная дефективность определялась как задержанное или неполное развитие рассудка, возникшее до 18-летнего возраста вследствие наследственных причин или болезней и травм. Этот закон устанавливал четыре категории умственно дефективных: идиоты (лица, у которых врожденные или приобретенные в раннем возрасте умственные дефекты настолько сильны, что они не могут защитить себя от обычной физической опасности), имбецилы (лица с врожденной или появившейся в раннем возрасте умственной недостаточностью, которая хотя и не доходит до степени идиотии, но все же настолько значительна, что они не способны и не могут быть обучены управлению собой или своими делами), слабоумные лица (лица, чья умственная недостаточность не доходит до степени имбецильности, но все же выражена настолько, что они нуждаются в уходе, надзоре и контроле для защиты их собственных или чужих интересов), морально дефективные (лица, чья умственная неполноценность осложняется агрессивностью или преступными наклонностями). Закон 1913 г. ставил целью оградить права личности слабоумных от посягательств, а общество – от антисоциальных действий слабоумных. Закон устанавливал такой порядок помещения слабоумных в специальные учреждения, который исключает возможность злоупотреблений со стороны родственников ради каких-либо имущественных выгод. Закон требует тщательного обследования личности, прежде чем ставится диагноз «слабоумие». Этим обследованием должны заниматься не только врачи, но и судебные органы. Закон возлагал на население ответственность за плохое обращение со слабоумными;

· в 1913 – 1914 годах в России состоялся I Всероссийский съезд по вопросам народного образования, во время которого вопросы воспитания и обучения умственно отсталых получили самое глубокое и всестороннее обсуждение. Резолюция съезда устанавливала всеобщее обязательное обучение умственно отсталых, рассматривала общую организацию вспомогательных школ, состав учащихся, программы и методы обучения, внешкольное воспитание умственно отсталых и подготовку учителей для этого типа школ. Однако, несмотря на полную разработанность программы организации помощи умственно отсталым в России, все попытки сделать эту программу государственной не имели успеха. Таким образом, в России к началу XX в. забота об аномальных осуществлялась благотворительными организациями;

· после Октябрьской революции 1917 года в нашей стране сформировалось новое отношение к детям с нарушениями развития и инвалидам. Забота об этих детях стала государственной: больные и обездоленные дети получили право на воспитание, обучение и лечение. В совокупности все мероприятия государства, направленные на борьбу с беспризорностью, дефективностью, защиту прав, общее оздоровление подрастающего поколения, стали именоваться «охраной детства». Лозунг «Все дети – дети всего государства» определял отношение к детям в первые годы Советской власти. Охрана детства стала обязанностью Нарком проса, Наркомсобеса, Наркомздрава, Наркомюста, ВЧК, детской комиссии при ВЦИКе. В первые годы Советской власти деятельность специальных школ регламентировалась главным образом решениями различных съездов, конференций (например, съезд социально-правовой охраны несовершеннолетних). Единственными официальными документами об учреждениях этого вида были декреты Совнаркома РСФСР: «О согласовании функции Наркомпроса, Наркомздрава и Наркомсобеса» (1919 г.) и «О согласовании функций Наркомздрава и Наркомпроса»;

· в 1926 г. Наркомпрос РСФСР издал распоряжение «Об отборе детей во вспомогательные детские учреждения», которое стало первым официальным указанием о комплектовании вспомогательных школ. Впервые типы учреждений для детей с нарушениями развития были определены в постановлении Совнаркома РСФСР «Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков»;

· в 1928 году вышло положение «О вспомогательной школе и вспомогательных вузах для умственно отсталых детей», в котором обобщались все ранее изданные документы о специальных школах, применительно к школе вспомогательной

· в 1931 году состоялось принятие коллегией Наркомпроса решения о введении всеобщего обязательного обучения дефективных детей в возрасте от 8 до 15 лет. Этим же решением вспомогательная школа была преобразована во вспомогательную фабрично-заводскую семилетку;

· после Второй мировой войны проблема воспитания и обучения лиц с нарушениями развития приобрела особую остроту, так как оставалось мало государств, где бы в той или иной мере не осуществлялась помощь таким детям. Такой толчок в развитии эта проблема получила вследствие ряда факторов. В первую очередь повышение внимания к таким лицам было вызвано прогрессом в развитии экономики, образования, общей культуры и социальной жизни общества. Все это вело к росту требований к интеллектуальным качествам человека и его образовательному цензу. Введение обязательного обучения в развивающихся странах и повышение всеобщего образовательного ценза в развитых странах выдвинули проблему дифференциации детей по их познавательным возможностям и соответственно проблему дифференциации обучения. Кроме того, после Второй мировой войны большое развитие получила проблема прав человека в международном масштабе, так как в отдельных странах Европы, в Америке уже в XIX – XX вв. было провозглашено равенство всех людей перед законом. Однако проблема прав человека привлекает внимание как в рамках внутринациональных отношений, так и на международном уровне;

· в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН утвердила Всеобщую декларацию прав человека – пакет международных документов об экономических, социальных и культурных правах людей; основной международный кодекс поведения в области прав человека. В преамбуле к Декларации подчеркивается, что основой свободы, справедливости и всеобщего мира является признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их. Отмечается, что пренебрежение и презрение к правам человека приводит к варварским актам. В первой статье Декларации сказано, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными в данной Декларации, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, языка, пола, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения (ст. 2). Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст. 3). Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию (ст. 5). Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона (ст. 7). Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь (ст. 12). Каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях (ст. 22). Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее его достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения (ст. 23, пп. 1, 2, 3). Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное право ограничения рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск (ст. 24). Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежу, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой (ст. 25, пп. 1, 2). Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Механическое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть доступным для всех на основе способностей каждого. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам (ст. 26, пп. 1, 2). Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Всеобщая декларация прав человека была провозглашена в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества постоянно имел в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению их всеобщего признания. Для реализации этих положений в этом же году была создана Международная федерация по внесемейному воспитанию ЮНЕСКО – ЮНИСЕФ (ФИЦЕ). Она включала в себя такие организации, как Немецкое патриотическое благотворительное общество (в ФРГ), Международная ассоциация по воспитанию в детских учреждениях (во Франции), Ассоциация социальной заботы (в Великобритании), Центральный союз благополучия детей (в Финляндии). Всего в настоящее время Федерация объединяет порядка 20 национальных секций, действующих в европейских странах. Таким образом, принятие этого документа позволило ФИЦЕ выступить в защиту прав детей независимо от их национальностей, расы;

· в 1950 году в США было введено обязательное специальное обучение для умственно отсталых детей;

· в 1951 году в Германии правительство приняло постановление «Об обучении и воспитании детей и подростков со значительными физическими и психическими дефектами», в соответствии с которым в стране стали создаваться школы и классы, дошкольные группы в учреждениях органов здравоохранения, где проводилось длительное стационарное лечение детей. Затем стали открываться дневные школы, относящиеся к системе народного образования;

· в 1956 году в Японии согласно закону «О специальных мерах по организации государственных школ для аномальных» государство взяло на себя расходы по строительству специальных школ, по оснащению их необходимыми техническими средствами обучения. В то время по всей стране действовали специальные классы для детей с интеллектуальной недостаточностью, для слепых и глухих при начальных школах;

· в 1959 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация прав ребенка, развившая положения Всеобщей декларации прав человека. Декларация прав ребенка основывается на положении, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе. Декларация подчеркивает, что человечество обязано дать ребенку лучшее, что оно имеет. В ней провозглашены 10 принципов предоставления прав и свобод ребенку, причем пятый принцип звучал так: ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или в социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния;

· в 1960 году в Женеве состоялась XXIII Международная конференция по народному образованию, которая приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования. В Конвенции отмечалось, что аномальные дети в зависимости от своих возможностей имеют право на образование в специальных учебных заведениях и в обычных школах среди нормальных сверстников. Достижения в области медицины, психологии и лечебной педагогики позволяют выявить умственно отсталых детей и организовать их обучение при помощи методов, основанных на дифференциации и индивидуализации обучения;

· в 1969 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию социального благосостояния, прогресса и развития, в которую вошли положения Конвенции о пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца. В Декларации говорится о создании и улучшении системы социального обеспечения и услуг социального попечительства для всех лиц, которые ввиду болезни, нетрудоспособности временно или постоянно не могут зарабатывать на жизнь, с целью обеспечения надлежащего уровня жизни для таких лиц. Предусматривались также защита прав и обеспечение благосостояния детей-инвалидов, обеспечение и защита людей с физическими и умственными недостатками, отмечалась необходимость принятия надлежащих мер по восстановлению трудоспособности лиц с умственными и физическими недостатками, особенно детей и молодежи, чтобы помочь им в возможно полной мере стать полезными членами общества. Такие меры должны включать предоставление возможности лечения, обучения, профессиональной и социальной ориентации, льгот при трудоустройстве, создание социальных условий, в которых нетрудоспособные лица не подвергались бы дискриминации;

· в 1971 году была принята Декларация о правах умственно отсталых лиц, которая признает необходимость оказания умственно отсталым лицам помощи в развитии их способностей в различных областях деятельности и содействия по мере возможности включения их в обычную жизнь общества. В ней отмечается также, что некоторые страны на определенных этапах своего развития могут приложить лишь ограниченные усилия в данной области. В Декларации особенно подчеркивается, что умственно отсталое лицо имеет в максимальной степени осуществимости те же права, что и другие люди: право на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которые позволят ему развивать свои способности и максимальные возможности. Умственно отсталое лицо имеет также право на материальное обеспечение и на удовлетворительный жизненный уровень. Оно имеет право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей;

· в 70-х годах в Германии в результате активной деятельности Общества по реабилитации аномальных детей и подростков в Конституции было закреплено право на труд и образование лиц с физическими и психическими недостатками. Ставилась задача обеспечения специальным постоянным наблюдением за аномальными детьми и взрослыми и приобщение их к посильному труду. Для этого в стране были созданы дефектологические консультационные пункты, которые оказывают помощь аномальным детям в лечении, обучении и трудоустройстве;

· в 70-х годах в Дании усилия государства, местных властей, общественных организаций направлены на реабилитацию и интеграцию детей с нарушениями развития. Цель специального образования – в максимальном развитии индивидуальных возможностей каждого ребенка, а своеобразие – в использовании специфических учебных программ индивидуальной и групповой работы, приспособлений при обучении и для облегчения различных видов деятельности этих детей. Такое обучение осуществляется в государственных специальных школах, школах-интернатах, частных школах, в начальных общественных (массовых) школах, где дети с нарушениями развития могут заниматься в специализированных и общих классах с использованием специальных учебных пособий;

· в конце 1971 – 1972 годах в Калифорнии впервые в истории Америки состоялся судебный Пеньсильванский процесс, в результате которого окружной суд принял постановление, в соответствии с которым руководству штата вменялось в обязанность обеспечить каждому умственно отсталому человеку в возрасте от 6 лет до 21 года доступ к общественному образованию и профессиональной подготовке в соответствии с его способностями к обучению и лечение. После принятия этих законов в США начались реформы образования, в ходе которых был провозглашен курс на максимальную подготовку учащихся с отклонениями в интеллектуальном и физическом развитии к жизни и профессиональному труду. Ориентирование таким образом образования было не что иное, как организованный процесс социальной реабилитации;

· в 1975 году в США был издан закон под названием «Мей-нстримминга» об образовании детей с трудностями в обучении, принятием которого американское федеральное правительство поставило проблему интеграции в ранг общенациональных задач. Согласно этому закону каждый ущербный ребенок в возрасте от 3 лет до 21 года имеет право на выбор наиболее оптимальной для него формы бесплатного школьного обучения и благоприятной школьной среды. Закон предусматривал широкую систему контроля, гарантирующую его выполнение;

· в 1975 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию о правах инвалидов – документ, в котором уточнены и расширены права аномальных лиц. Общество понимало, что необходимо предупреждать инвалидность, вызванную физическими и умственными недостатками; оказывать инвалидам помощь в развитии их способностей в различных областях деятельности и содействовать включению их в нормальную жизнь. В Декларации дано определение термину «инвалид», что означает любое лицо, которое в силу недостатка физических или умственных способностей не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и социальной жизни (ст. 1). Инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в настоящей Декларации. Эти права должны быть признаны за всеми инвалидами без каких бы то ни было исключений и без различия и дискриминации по различным признакам, независимо от того, относится ли это к самому инвалиду или к его семье (ст. 2). Инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной (ст. 3). Инвалиды имеют те же гражданские и политические нрава, что и другие лица; пункт 7 Декларации о правах умственно отсталых лиц применяется к любому возможному ограничению или ущемлению этих прав в отношении умственно неполноценных лиц (ст. 4). Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность (ст. 5); на медицинское, психическое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной интеграции (ст. 6). Инвалиды имеют право на экономическое и социальное обеспечение и на удовлетворительный уровень жизни. Они имеют право в соответствии со своими возможностями получить и сохранить за собой рабочее место или заниматься полезной, продуктивной и вознаграждаемой деятельностью (ст. 7). Инвалиды имеют право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования (ст. 8). Инвалиды имеют право жить в кругу своей семьи или в условиях, заменяющих ее, и участвовать во всех видах общественной деятельности, связанных с творчеством или проведением досуга. Что касается его или ее места жительства, то ни один инвалид не может подвергаться какому-либо особому обращению, не требующемуся в силу состояния его или ее здоровья. Если пребывание инвалидов в специальном учреждении является необходимым, то среда и условия жизни в нем должны как можно ближе соответствовать среде и условиям нормальной жизни (ст. 9). Инвалиды должны быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации, от любых видов обращения, носящих дискриминационный, оскорбительный или унижающий характер (ст. 10). Инвалиды должны иметь возможность пользоваться квалифицированной юридической помощью, когда подобная помощь является необходимой для защиты их личности и имущества; если они являются объектом судебного преследования, они должны пользоваться обычной процедурой, полностью учитывающей их физическое или умственное состояние;

· в 1978 году состоялся VII Всемирный конгресс Международной лиги обществ содействия умственно отсталым (МЛОСУО), который был посвящен вопросам соблюдения Декларации прав умственно отсталых (1971 г.) и Декларации о правах инвалидов (1975 г.). Обсуждались проблемы планирования будущего умственно отсталых, их проживания, трудовой подготовки, правовые вопросы;

· в 80-е годы в Германии на основе интегративной педагогики провозглашается отказ от единообразия в организации процессов учения и обучения, от единых требований к успеваемости учащихся, от одинаковых для всех детей темпов усвоения учебного материала, провозглашается курс на большую внутреннюю дифференциацию в рамках школьной жизни. Интегрированная школа призвана обеспечить разным детям возможности для понимания и принятия друг друга, для плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. А это есть не что иное, как практическая реализация статей Декларации о правах умственно отсталых лиц Декларации о правах инвалидов – включение аномальных детей в полнокровную жизнь общества;

· в 80-е годы в США обозначилась тенденция обучения детей со слабо выраженным дефектом либо в массовой школе с оказанием ребенку специальной педагогической помощи, либо в специальном классе при массовой школе. В соответствии с Актом об образовании школа получает денежные средства от государства в расчете на каждого ученика;

· в 1983 г. была провозглашена Конвенция о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, в которой сказано, что 1981 год – год инвалидов – проходил под девизом: «Полное участие и равенство инвалидов в социальной жизни и развитии», а для осуществления этой цели и надо проводить эффективные меры на международном и национальном уровнях. В Конвенции термин «инвалид» определяется как лицо, возможности которого получать, сохранять подходящую работу и продвигаться по службе значительно ограничены в связи с физическими и психическими дефектами, поэтому задача профессиональной реабилитации – способствовать его социальной интеграции. Положения Конвенции распространяются на все категории инвалидов (ст. 5). Отмечается, что каждое государство в соответствии с национальными условиями, практикой и возможностями разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает национальную политику в области профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (ст. 2). Данная политика основана на принципе равенства возможностей инвалидов и трудящихся в целом. Принимаются меры для создания и развития служб профессиональной реабилитации и занятости инвалидов в сельских районах и отдаленных местностях. Каждое государство-член ставит целью обеспечивать подготовку и наличие консультантов по реабилитации и персонала, отвечающего за профессиональную ориентацию, обучение, трудоустройство и занятость инвалидов (ст. 9). Остальные положения Конвенции посвящены традиционным правовым вопросам инвалидов. В качестве подтверждения реализации этих положений приведем примеры некоторых государств-членов ООН. В Германии и Польше на высоком уровне находится система профориентации и профессиональной подготовки инвалидов. В Польше существуют так называемые балансы здоровья, контролирующие развитие детей разных возрастных групп и обеспечивающие в дальнейшем возможность трудоустройства инвалидов в соответствии с их способностями. В Германии активно действуют реабилитационные мастерские для людей с различными дефектами, существует Закон о трудоустройстве и охране прав работающих умственно отсталых лиц, а действующие лечебно-трудовые мастерские находятся под опекой и контролем обществ содействия интеллектуально неполноценным лицам. По Закону каждый ребенок с нарушениями развития должен пройти в той или иной форме специальное обучение. В Дании существуют «покровительствуемые мастерские», где инвалиды могут использовать свои простейшие трудовые навыки; здесь же им обеспечивается постоянное место работы на льготных условиях (например, глубоко умственно отсталые выполняют упаковочные работы, работы по сборке игрушек и электроарматуры и др.).

· в 1985 г. в Гамбурге проходил I Европейский Конгресс по проблеме умственной отсталости, в работе которого принимали участие члены Международной лиги обществ помощи лицам с умственным дефектом, которая насчитывает около 100 обществ из 67 стран всех континентов. Конгресс проходил под девизом «нормализации», которая рассматривалась как общественно политическая концепция, предусматривающая отношение к умственно отсталым в области образования, обслуживания, жилищных условий, трудовой деятельности и образа жизни как к лицам с нормальной психикой. Принцип нормализации для инвалидов означает вовлечение в нормальную жизнь среди здоровых людей, а для общества – помощь инвалидам в продуктивной деятельности. В основе данного принципа лежит подход к умственно отсталому инвалиду как к обычному гражданину, как к человеку, у которого, как и у всех других, есть свои проблемы. Было подчеркнуто, что пребывание инвалидов в изолированных учреждениях в течение длительного времени усугубляет их инвалидность. Отсюда делается правомерный вывод о важности общения со здоровыми окружающими людьми, что обогащает и закрепляет приобретенный инвалидами опыт и дает им уверенность в своей независимости. Освещалось развитие концепции нормализации в США и Канаде. Развитие и внедрение этого принципа привело к ассигнованию на службы для умственно отсталых. Конечная цель нормализации – повышение социальной роли людей, оказавшихся в положении отверженных, предоставление им права участия в социальной жизни;

· в 1989 году была принята Конвенция о правах ребенка – «великая хартия вольностей для детей», «мировая конституция прав ребенка», которая конкретизирует, углубляет положения Декларации прав ребенка, возлагая на принявшие ее государства прежде всего правовую ответственность за их действия в отношении детей. Положения Конвенции сводятся к 4 основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества (ст. 6). В этом акте заложены два основополагающих принципа: 1) ребенок является самостоятельным субъектом права, поэтому, охватывая весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, концепция одновременно признает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других; 2) приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии;

· в 1990 году ООН были приняты Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План Действий по ее осуществлению. Эти документы – главное обязательство, заключающееся в том, чтобы к 2000 году обеспечить гарантии нормального физического и умственного развития детей во всем мире. Положения всех ранее принятых документов ООН будут реальны, когда каждое государство-участник начнет на деле их реализацию;

· в 1991 году была провозглашена Декларация прав и свобод человека и гражданина. В преамбуле отмечается, что права и свободы человека, его честь и достоинство являются высшей Ценностью общества и государства;

· в 1992 году вышел Указ Президента РФ о первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы, в котором сказано, что исходя из исключительной значимости государственных мер по созданию условий для улучшения положения детей и в соответствии с принятыми РФ обязательствами по выполнению данной декларации необходимо признать проблему выживания, защиты и развития детей приоритетной. В этом же году вышел указ Президента «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов».

Таким образом, вы видим, что на протяжении всего ХХ века правовая база и социальная защита инвалидов во всем мире продолжала совершенствоваться. Это процесс развивается и в наши дни, ибо потребность в нем со стороны инвалидов не только не снижается, а все более обостряется в связи с социокультурными изменениями условий современного существования человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: