double arrow

Практическая работа № 4. ТОРМОЖЕНИЕ УСЛОВНОГО СЛОВЕСНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕФЛЕКСА У ЧЕЛОВЕКА

Необходимы: прибор ИПР-1или полиграф МР-30 БИОПАК.

Цель работы: ознакомиться с видами торможения условных рефлексов у человека.

Ход работы:

1. У испытуемого вырабатывают условный словесно-двига­тельный рефлекс на свет белой лампочки.

2. Угасание условного рефлекса вырабатывают неоднократ­ным предъявлением условного раздражителя без подкрепления командой «Нажмите»

3. Исследуют обобщение, или генерализацию, условного рефлекса. Для этого проверяют реакцию на свет красной лампочки. Как правило, предъявление родственного раздражителя приводит к осуществлению условно-рефлекторной реакции.

4. Дифференцировочное торможение. Проверяют реакцию на условный (белая лампочка) и родственные раздражители (красная лампочка). При этом условный раздражитель подкрепляют, а родственные не подкрепляют. Через некоторое время реакция на родственные раздражители тормозится, но на условный остается. Если у испытуемого плохо вы­ражена дифференцировка, то возможно отрицание реакции на родственные раздражители (команда «Не нажимать» или «Плохо»).

5. Условный тормоз. Испытуемому с выработанным услов­ным рефлексом на свет белой лампочки предъявляют одновре­менно два раздражителя, сочетание которых не подкрепляется (например, белая лампочка и красная лампочка). При этом один из раздражителей является условным, а другой индифферентным. При неоднократном неподкреплении этого сочетания условно-рефлекторная реакция на него тормозится, но сохраняется на ус­ловный раздражитель (белая лампочка).

6. В отчетах необходимо дать описательную характеристику видов исследованного торможения и назвать их основные механизмы.

Практическая работа №5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБНОСТИ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА К ДИФФЕРЕНЦИРОВКЕ. (УИРС)

За счет подвижности нервных процессов в клетках коры головного мозга, способности их иррадиировать и концентрироваться, осуществляется дифференцировка раздражения. Это дает возможность организму выделять из явлений окружающего мира то, что имеет для него существенный смысл. С развитием у человека речи и формированием второй сигнальной системы способность клеток коры головного мозга к дифференцировке приобрела высшую форму.

Ход работы: Предложить испытуемому вычеркнуть из нижеприведенной последовательности слов только те, которые относятся к медицине, ботанике или зоологии (разным испытуемым следует дать различные задания).

Воробей, малярия, вокзал, эфир, астра, роза, ангина, лошадь, рыба, хризантема, оспа, сульфидин, рыбий жир, спидометр, петуния, море, гриб, картофель, облака, тетрадь, грипп, пенициллин, левкой, аспирин, каштан, верблюд, витамин, озеро, хлороформ, хинин, осетр, ромашка, морфин.

Зафиксировать время, в течение которого испытуемый выполнит данную задачу, и обратить внимание на точность выполнения условия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: