double arrow

Г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г

10,6 76,6 237,1 384,9 387,1

Внутренний государственный долг влияет на денежное обращение страны и состояние экономики в целом. Рассмотрим основные последствия накопления внутреннего долга.

Во-первых, государственный долг приводит к перераспределению доходов среди населения. Все граждане страны как налогоплательщики оплачивают проценты по государственному долгу, но эти проценты в свой доход получают лишь кредиторы государства (те, кто купил ГЦБ), а это, как правило, наиболее имущие слои населения.

Во-вторых, возможно переложение долгового бремени на будущие поколения. Очень важно, на какие цели пошли государственные займы. Если они были истрачены на текущее потребление, вместо того чтобы пойти на инвестиции и модернизацию производства, доходы от которых дали бы возможность расплатиться с долгами в будущем, то рост долга и процентов по нему приведет к снижению темпов роста и ограничению потребления в будущем. Иными словами, если рост государственного долга не сопровождается соответствующим ростом инвестиций, то это приводит к тому, что выплата долга перекладывается на следующее поколение, сокращая объем потребления будущих налогоплательщиков.

В-третьих, быстро растущие издержки по процентам все более затрудняют сокращение бюджетного дефицита. Ведь выплаты процентов по государственному долгу оборачиваются новыми расходами государственного бюджета, новыми займами для выплаты процентов по старым долгам. В федеральном бюджете России доля расхода по обслуживанию государственного долга в общей сумме расходов составляла 13,3% (1996 г.) и уже 14,8% (1997 г.). Резкий рост расходов по обслуживанию государственного долга в бюджете 1998 г. вынудил Правительство РФ осенью 1998 г. отказаться от погашения ГЦБ, осуществить реструктуризацию внутреннего долга, отодвинув сроки выполнения своих обязательств.

В-четвертых, наблюдается «эффект вытеснения» (см. выше).

Внешний долг возникает при мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей. Держателями внешнего долга выступают компании, банки, государственные учреждения различных стран, а также международные экономические организации (Международный банк развития и реконструкции, Международный валютный фонд и др.). В РФ условия, размеры внешних заимствований регулируются Бюджетным кодексом, согласно которому «пределы внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждаются Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год...» При этом «предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации».

Бремя внешнего долга отличается от бремени внутреннего долга. Внутренний долг – это отношение между гражданами данной страны, при его возврате нет прямой потерн товаров и услуг.

Внешний же долг погашается путем продажи товаров другим странам. Для того чтобы рассчитаться с внешним долгом, страна должна сокращать импорт и увеличивать экспорт товаров, при этом выручка от экспорта идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы роста, снижает уровень жизни.

Если займы за границей делаются для преходящих потребительских целей, то происходит (как и в случае с внутренним долгом) переложение долгового бремени на потомков, так как погашение этого долга вместе с процентами будет представлять собой вычет из того, что будут производить будущие поколения.

Наконец, не надо забывать о том, что, как правило, кредитор диктует условия, при которых может быть предоставлен заем.

Внешний долг России составляет около 130 млрд. долл. При этом большая часть долга – это обязательства СССР, принятые на себя Россией. Спецификой внешнего долга России является и то, что Россия сама выступает крупным международным кредитором. Задолженность других стран России достигла 160 млрд. долл., в том числе просроченная задолженность – 52 млрд. долл. Ежегодные поступления по долгу должны были бы составлять 6–7 млрд. долл., фактически же они меньше в десятки раз.

Выводы

1. Государственный бюджет – это смета доходов и расходов правительства, или централизованный денежный фонд государства. Основной источник доходов – налоги, обязательные платежи физических и юридических лиц. Функции налогов: фискальная, распределительная, регулирующая и контрольная. Принципы налогообложения: справедливость и равенство, эффективность налогообложения, простота и доступность исчисления. Виды налогов – прямые, которые не могут быть легко переложены на других лиц (подоходный налог, налог на прибыль, на имущество) и косвенные, взимаемые в цене товара (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Всякий налог включает в себя следующие элементы: субъект, объект налогообложения, налоговая ставка, источник налога, налоговые льготы, налоговые санкции. В зависимости от характера изменения налоговой ставки различают пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги.

2. В ходе экономических реформ 90-х годов в России принципиально изменились взаимоотношения предприятий с государственным бюджетом. Эти отношения стали носить налоговый характер. Однако опыт прошедших лет выявил многочисленные изъяны действующей налоговой системы: многочисленность налогов, нестабильность налогового законодательства, наличие большого числа необоснованных налоговых льгот, плохая собираемость налогов. Принятие Налогового кодекса должно сыграть положительную роль в формировании налоговой системы России, адекватной рыночной экономике.

3. Государственный бюджет представляет собой систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа фискального федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Наряду с налогами доходы бюджета могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Государственные расходы по экономическому содержанию подразделяются на: государственные закупки военного и гражданского характера, трансфертные платежи и расходы по обслуживанию государственного долга.

4. В современных условиях типичным для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит – превышение государственных расходов над государственными доходами. Бюджетный дефицит может быть следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры (спад производства снижает налоговые поступления и порождает бюджетный дефицит) или результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики. Для разграничения причин бюджетного дефицита используют понятие структурного бюджетного дефицита – состояние бюджета при данной налоговой системе и данном уровне государственных расходов и потенциальном ВНП. Разность между фактическим бюджетным дефицитом и структурным характеризует циклический бюджетный дефицит, вызванный наличием безработицы выше естественного уровня. Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии денег и займов в центральном банке приводит к увеличению денег в обращении, росту цен, инфляции. Покрытие бюджетного дефицита за счет займов в частном секторе приводит к «эффекту вытеснения» – сокращению частных инвестиций в результате выпуска государственных ценных бумаг.

5. Постоянный бюджетный дефицит приводит к возникновению государственного долга. В зависимости от источников займа государственный долг может быть внутренним и внешним. Внутренний долг – это задолженность правительства владельцам государственных ценных бумаг – резидентам данной страны. Значительная государственная задолженность негативно влияет на экономику: ведет к усилению поляризации населения, отрицательно сказывается на темпах экономического роста, расходы по обслуживанию государственного долга усиливают бюджетный дефицит. Внешний государственный долг (задолженность другим странам и международным экономическим организациям) погашается за счет выручки от экспорта товаров, что также может отрицательно сказываться на темпах экономического развития.

Приложение

11.1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. от 31 июля 1998 г. (СЗ, 1998, № 31, ст. 3824) [ извлечение]

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах

2. Настоящий кодекс устанавливает систему налогов, взимаемых в Федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) определяет виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) устанавливает основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и (или)сборов;

3) определяет основные начала установления налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;

4) устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: