double arrow

Г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г


6,9 9,9 3,0 3,3 3,6

Как свидетельствуют приведенные данные, наблюдается явная тенденция к снижению бюджетного дефицита. Необходимо обратить внимание также на принципиальное изменение источников финансирования бюджетных дефицитов.

Источники финансирования бюджетного дефицита России были следующими (в трлн. руб.):

  1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г.
Дефицит Внутреннее финансирование В том числе кредиты Центробанка ценные бумаги Внешнее финансирование 11,7   10,2     10,0 0,2   1,4 68,5   66,3     48,1 14,1   6,0 53,2   45,2     – 30,6   42,6 88,5   55,8     – 55,8   44,2 93,2   39,7     – 39,7   53,5

До 1995 г. займы в центробанке были основным внутренним источником финансирования бюджетного дефицита, однако начиная с 1995 г., бюджетный дефицит финансируется только за счет выпуска и продажи государственных ценных бумаг и зарубежных кредитов.

Устойчивый бюджетный дефицит, финансируемый за счет займов, приводит к возникновению государственного долга.

Государственный долг – это то, что государство взяло взаймы, чтобы покрыть дефицит бюджета. Государственный долг представляет собой сумму бюджетных дефицитов прошлых лет за вычетом бюджетных излишков. Государственные займы существенно отличаются от частных займов. Последние используются, как правило, для целей производственного назначения. Выплата процентов по такому кредиту производится за счет прироста дохода. Государственный кредит, используемый для покрытия бюджетного дефицита, не связан в преобладающей своей части с производственной деятельностью. Государство погашает свою задолженность и выплачивает проценты по обязательствам за счет налогов.

Поскольку для большинства стран рыночной экономики типичен бюджетный дефицит, постольку и государственный долг существует практически во всех странах.

С учетом сферы размещения государственный долг подразделяют на внутренний и внешний.

Внутренний долг образуется обычно за счет займов, оформленных путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг (ГЦБ).

ГЦБ подразделяются на: краткосрочные казначейские обязательства (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные – ноты (до 5 лет) и долгосрочные облигации (свыше 5 лет). Вопрос о соотношении между различными видами задолженности по их срочности имеет большое значение для управления государственным долгом. В условиях инфляции возрастает удельный вес краткосрочной задолженности, поскольку инвесторы избегают вкладывать средства в долгосрочные правительственные обязательства.

Основными держателями ГЦБ являются правительственные учреждения и фонды, центральные и коммерческие банки, небанковские финансовые институты, население. На долю ГЦБ приходится до 90% всей суммы государственного долга развитых стран.

Финансирование бюджетного дефицита посредством выпуска и продажи государственных ценных бумаг в России началось с 1993 г., когда впервые были выпущены государственные краткосрочные обязательства (ГКО), а затем и облигации федерального займа (ОФЗ). Динамика государственного внутреннего долга России по ГКО и ОФЗ (на конец года, в млрд. деноминированных руб.) выглядит следующим образом:


Сейчас читают про: