Внешняя торговля России (в млрд. долл. США)

  1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г.
Торговый оборот            
Экспорт            
Импорт            
Чистый экспорт            

Таблица 16.2

Структура внешней торговли России в 1997 г. (в %)

  Экспорт Импорт
Всего    
В том числе    
Продовольствие, сельскохозяйственное сырье   1,5   26,4
Минеральная продукция 47,4 2,7
Машины, оборудование 8,1 38,1
Металлы и драгоценные камни   27,9   4,5
Продукция химической промышленности   8,3   15,7

Сегодня на долю России приходится менее 3% внешнеторгового оборота мира, что, конечно, не соответствует ее экономическому потенциалу.

Как свидетельствуют приведенные данные, в России в последние годы наблюдается рост внешнеторгового оборота, 79% которого приходится на страны дальнего зарубежья и 21 % на страны СНГ. Географическая структура внешнеторгового оборота характеризуется увеличением торговли со странами Западной Европы и относительным сокращением доли азиатских стран. Усиление ориентации российской внешней торговли на страны Запада связано с возможностью получения кредитов, высоких технологий, новых машин и оборудования.

В товарной структуре экспорта России сохраняется сырьевая ориентация. Доля экспорта в производстве важнейших сырьевых товаров составляла в 1997 г.: нефть сырая – 42,7%, газ – 36%. минеральные удобрения – 72%, круглый лес – 23% и т.д. Отсюда очевидна основная задача развития внешней торговли России – повышение конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности и увеличение ее экспорта. Вывоз за рубеж готовой продукции дает в 10 раз больше экспортного дохода, чем продажа на мировом рынке сырья и энергоносителей.

В российском импорте преобладают машины, оборудование и продовольствие. Однако следует отметить некоторое снижение в последний год доли продовольствия и сельскохозяйственного сырья в импорте.

Организация внешней торговли в России базируется на двух основных законах: Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (Приложение 16.1), который «определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности» и Федеральном законе «О таможенном тарифе» (Приложение 16.2), который устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации – инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

Основными целями таможенного тарифа являются:

• рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию;

• поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;

• создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;

• защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

• обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

Выводы

1. Мировая торговля – исторически первая форма международных экономических связей. Именно развитие торговли привело к формированию мирового рынка и мирового хозяйства. Мировая торговля позволяет расширить производственные возможности общества, более эффективно использовать ограниченные ресурсы. Внешняя торговля любой страны характеризуется такими показателями как: внешнеторговый оборот, экспорт, импорт, внешнеторговое сальдо, экспортная, импортная доля в ВНП, экспортный потенциал, структура внешней торговли и др.

2. Теория сравнительных преимуществ объясняет, какие товары странам выгодно вывозить, а какие ввозить. Согласно этой теории, если страна специализируется на производстве и вывозе тех товаров, издержки производства которых относительно ниже издержек производства других товаров, то от такой специализации выигрывает и сама страна и мировая торговля в целом.

3. В отношении внешней торговли государство может проводить либо протекционистскую политику, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов, либо полностью отказаться от каких-либо внешнеторговых ограничений (политика «свободной торговли»). Протекционистская политика может осуществляться тарифными методами, предполагающим введение разного рода пошлин на ввозимый и/или вывозимый товар, а также путем установления разного рода барьеров нетарифного характера (квотирование, лицензирование, введение технических и санитарных стандартов и т.п.)

4. Внешнеторговый оборот России характеризуется высокими темпами роста: за. 1993–1997 гг. он увеличился более чем в 1,5 раза, при этом экспорт почти на четверть превышает импорт. В структуре экспорта абсолютно преобладают энергоносители (нефть, газ) и металлы, в импорте же превалируют машины, оборудование и продовольственные товары. Необходимым условием развития внешней торговли в России является повышение конкурентоспособности продукции обрабатывающих отраслей и сокращение торговли товарами первичной переработки.

Приложение

16.1. Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. (СЗ, 1995, № 42, ст. 3923) с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 8 июля 1997 г. (СЗ, 1997, № 28, ст. 3305) [извлечение]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: