Спрос – желание и возможность купить определенное количество товара по определенной цене.
Спрос — это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание его купить. Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене. Исходя из этого, следует говорить не об абсолютном, а о платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос характеризует не только желание, но и возможность купить товар.
Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену и в определенный промежуток времени.
Различают следующие виды спроса:
Отрицательный - покупатели избегают покупки этого товара, они не заинтересованы и безразличны к нему.
Скрытый - потребность может существовать, но ее невозможно удовлетворить на рынке товаров и услуг.
Падающий - уменьшение спроса на один или несколько товаров, производимых предприятием.
Нерегулярный - сезонный спрос.
Полноценный - уровень спроса, который полностью удовлетворяет предприятие.
Чрезмерный - уровень спроса превышает количество предлагаемого товара.
Нерациональный - спрос на товары, вредные для здоровья.
На величину спроса, его структуру и динамику влияют многочисленные факторы экономического, социального и технологического характера, но основными являются
- цены на товары-субституты (товары-заменители)
- уровень дохода потребителя
- вкусы и предпочтения покупателя
- накопленное богатство
- количество товаров
Ожидания (ценовые и дефицитные)
- количество покупателей
Эластичность спроса позволяет измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент элластичности.
Объем спроса – количество товаров, которое покупатели готовы купить на определенных условиях.
Закон спроса - закон, устанавливающий, что при прочих равных условиях величина спроса прямо пропорциональна изменению цены данного товара.
Закон спроса - величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Эластичность этого спроса определяют три фактора. Первый — эластичность спроса на готовую продукцию: чем она выше, тем более эластичным будет и спрос на ресурс. Когда повышение цены на товар вызывает значительное падение спроса на него, потребность в ресурсах уменьшается. В случае, когда, напротив, спрос на изготовляемую с помощью данных ресурсов продукцию неэластичен, неэластичен и спрос на ресурсы. Второй фактор — замещаемость ресурсов. Эластичность спроса на них высока, если в случае повышения цены существует возможность их замены другими ресурсами (например. бензина — дизельным топливом) или внедрения более совершенной технологии (благодаря которой, к примеру, уменьшается потребность в бензине). Третий фактор, определяющий эластичность спроса на ресурсы, — их доля в общих издержках. Эластичность спроса зависит от удельного веса данных ресурсов в общих издержках производства готовой продукции. Если такой удельный вес велик, а цена на ресурсы растет. это приводит к падению спроса на денные ресурсы. Чем больше доля последних в общих издержках производства, тем выше эластичность спроса.