Определение потребности в материально-технических ресурсах

В планировании материально–технического снабжения и обеспечении контроля за использованием материальных ресурсов решающее значение имеют нормы расхода на единицу продукции.

Нормы служат основой определения потребности во всех видах материальных ресурсов. При этом учитывается потребность в ресурсах основного производства, капитального строительства, а также выполнения работ по новой технике, проведения экспериментальных работ, ремонтно-эксплуатационные нужды, изготовление технологической оснастки и инструмента, а также создание необходимых материальных запасов. Норма – это максимально допустимый расход ресурсов на производство единицы продукции. Нормы расходов материальных ресурсов ежегодно пересматриваются. Устаревшие нормы заменяются новыми, более прогрессивными, обеспечивающими экономию материальных ресурсов

Потребность в материальных ресурсах, как правило, определяется методом прямого счета планируемый объем выпуска каждого вида продукции или работ умножается на норму расхода.

Потребность в топливе и энергии определяется по направлениям их использования.

Потребность в топливе на технологические нужды и нужды промышленного транспорта обосновывается прямым счетом, исходя из объемов производства и норм расхода топлива.

Для отопления производственных помещений и административных зданий и сооружений потребность в топливе исчисляется с учетом типа зданий, их конструкций, длительности отопительного периода, коэффициента калорийности используемого топлива.

Потребность в электрической и тепловой энергии складывается из потребности в энергии на технологические, энергетические, двигательные и другие производственные и хозяйственные нужды предприятия.

Потребность в оборудовании определяется необходимостью замены физически изношенного и морально устаревшего оборудования; увеличения производственной мощности в связи с изменением производственной программы, механизации и автоматизации производственных процессов, внедрения новой техники и передовой технологии.

Планирование закупок материальных ресурсов.

Обеспечение предприятий материальными ресурсами занимает в деятельности предприятий важное место. Расчеты потребности в материальных ресурсах осуществляются в плане материально-технического обеспечения предприятия. От тщательности его обоснования зависят не только выполнение производственной программы и эффективность работы данного предприятия, но и многих других, так как установленные в нем объемы поставок материальных ресурсов одновременно являются основанием для разработки плана производства и реализации продукции других предприятий и объединений.

План закупки составляется на основе балансов материально- технических ресурсов, в которых сопоставляется потребность в ресурсах с источниками ее удовлетворения и определяется количеством материалов, подлежащих завозу со стороны. Источниками удовлетворения являются:

  • ожидаемые остатки материальных ресурсов на начало планового периода;
  • завоз ресурсов со стороны;
  • мобилизация внутренних резервов;
  • собственное производство.

Важный резерв мат. обеспечения плана производства на п/п — мобилизация внутренних ресурсов.

^ Баланс по каждому виду материального ресурса может быть представлен формулой:

Пр+Пк+Пнт+Прэн+Пти+Пнп+Зпер=Оож+Мр+Пз

Пр - потребность в данном виде ресурса на выполнение плана производства (объема работ); Пк - потребность в соответствующем ресурсе на капитальное строительство; Пнт - потребность в данном виде ресурса на внедрение новой техники; Прэн - потребность в аналогичном ресурсе на ремонтно-эксплуатационные нужды; Пти - потребность в данном виде ресурса на изготовление технологической оснастки и инструмента; Пнп - потребность в рассматриваемом виде ресурса на прирост незавершенного производства; Зпер - величина переходящих запасов; Оож - ожидаемый остаток материала на начало планового периода; Мр - мобилизация внутренних ресурсов; П3 - величина завоза материалов.

План закупки материальных ресурсов составляется с учетом следующих показателей в натуральном измерении:

1. План поступлений текущего года;

2. Ожидаемое выполнение;

3. Остаток на 1.01 (на начало планового периода, фактический или ожидаемый) определяется как разность пунктов 1 и 2;

4. Потребность ресурса по плану;

5. Переходящий запас, учитываемый в плане;

6. План закупки определяется разницей между пунктами 4 и 5.

Составляется на год с разбивкой по кварталам.

План МТО п/п составляется в форме баланса по каждому виду ресурса и плана закупки ресурсов.

Разработка балансов МТО является предпосылкой для планирования распределения материальных ресурсов между производственными единицами, входящими в состав производственных объединений, а также установления хозяйственных связей с поставщиками продукции производственно-технического назначения. Производственное объединение устанавливает производственным единицам лимиты на материальные ресурсы и перераспределяет их в установленном порядке с учетом изменения производственной программы.

33. Содержание, задачи и технология планирования персонала.

Планирование потребности фирмы в персонале, необходимом для выполнения плана производства и реализации продукции, осуществляется в плане по труду и персоналу

Значение и роль плана по труду и персоналу фирмы определяются следующим моментами:

· затраты на содержание персонала составляют значительную часть

· издержек предприятия, определяют цену реализации продукции и её

· конкурентоспособность;

· персонал фирмы является важнейшим фактором производства. Именно от него зависит, насколько эффективно используются на предприятии средства и предметы труда, насколько успешно работает предприятие в целом.

· в настоящее время возрастает коллективный и инвестиционный характер труда. Это выражается в разработке и реализации на предприятии значительного числа различных инновационных проектов, в которых задействовано большое количество работников.

Целью разработки плана по труду и персоналу является определение рациональной (экономически обоснованной) потребности фирмы в персонале и обеспечение эффективного его использования в планируемом периоде времени. К числу основных задач, которые решаются в процессе планирования труда, относятся следующие: создание здорового и работоспособного трудового коллектива, способного выполнить намеченные тактическим планом цели; формирование оптимальной половозрастной и квалификационной структуры трудового коллектива фирмы; подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала фирмы; стимулирование; создание благоприятных условий труда и отдыха для персонала; повышение производительности и качества труда; обеспечение оптимального соотношения между численностью персонала, заработной платой и производительностью труда в планируемом периоде; ротация персонала; оптимизация средств на содержание персонала и т.д. Процесс планирования труда является составной частью тактического планирования. Однако, если планирование материально-вещественных факторов производства не представляет собой трудности, то планирование персонала является наиболее сложным. Следовательно, трудовой коллектив как объект тактического планирования не представляет собой сумму работников фирмы, а характеризуется синергетическим эффектом, оценить который чрезвычайно сложно. В соответствии со структурой тактического плана планирование персонала охватывает планирование труда и планирование оплаты труда. Для этого в плане по труду и персоналу выделяются три раздела: - план по труду; - план по численности персонала и план по заработной плате. Содержание и информационные связи плана по труду и персоналу с другими разделами тактического плана фирмы. В плане по труду и численности фирмы рассчитываются показатели производительности труда; определяется трудоёмкость изготовления единицы продукции и планируемого объёма товарного выпуска, численность работающих в разрезе различных категорий персонала, планируемая величина затрат на содержание персонала фирмы и её структурных подразделений, численность высвобождаемых (увольняемых) и принимаемых на работу работников; намечаются мероприятия по совершенствованию организации труда, подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, формированию и использования кадрового резерва; готовятся исходные данные для планирования фонда оплаты труда и фонда заработной платы, средней заработной платы работников фирмы и т.д. План по труду и персоналу связан с основными разделами тактического плана: · планом производства и реализации продукции; нормами и нормативами; планом инноваций; планом по издержкам; финансовым планом; экономической эффективностью производства; планом по фондам и т.д. Технологический процесс планирования труда и численности представляет собой последовательность взаимосвязанных процедур, которые имеют определённый набор исходных данных, алгоритм расчёта показателей и законченный результат в процессе планирования выполняются следующие плановые расчеты: анализирует выполнение плана по труду и численности за предшествующий период; рассчитываются плановые показатели производительности труда; определяется нормативная трудоёмкость изготовления единицы продукции, работ и товарного выпуска; насчитывается плановый баланс рабочего времени одного работающего; рассчитывается потребность в персонале, его плановая структура и движение; планируется развитие персонала.

Виды технологий: информационные – обеспечивают информацию о подготовке кадров; внедренческие – технологии обновления организации; обучающие – технологии подготовки и переподготовки кадров.

Планирование средств на оплату труда

Планирование средств на оплату труда осуществляется на базе разработанного штатного расписания и принятой на предприятии системы материального стимулирования труда персонала.

Планирование размера фонда оплаты труда осуществляется по следующим направлениям:

Основная оплата труда. Потребность в средствах для выплаты основной заработной платы работникам торгового предприятия, труд которых оплачивается повременно, определяется путем умножения штатной численности (четв) персонала на установленный размер должностного оклада (месячной тарифной ставки) (Зв). Дополнительно следует учитывать коэффициент невыхода на работу в связи с временной нетрудоспособностью (КСО), который сложился на предприятии, поскольку расходы на уплату лекарственных писем финансируются за счет социального страхования. Общий расчет производится по формуле:

,

где Д - длительность планового периода в месяцах;

и - категории работников предприятия, для оплаты труда которых используется почасовая форма оплаты труда;

ирование средств для оплаты труда работников-сдельщиков осуществляется исходя из установленных сдельных расценок за единицу реализации товаров и других видов работ и планового объема их осуществления:

,

где Сд - установлены сдельные расценки за единицу работы (объема товарооборота, фасовочных, погрузочно-разгрузочных работ, других операций);

Опл, - плановый объем работ (операций), уплачиваемых командировочное;

j - работы (операции), выполнение которых оплачивается с использованием сдельной формы оплаты труда.

Для рабочих, работающих по контракту, при проведении плановых расчетов учитываются обязательства работодателя, предусмотренные контрактом.

II. Дополнительная оплата труда.

Потребность в средствах для уплаты дополнительной заработной платы осуществляется в разрезе его основных видов.

На уплату премий по текущим результатам хозяйственной деятельности - на основании разработанных размеров и шкалы премирования и планового размера основной заработной платы.

На уплату доплат и надбавок - исходя из размеров их установки и количества рабочих, для которых они установлены.

35. Цели, задачи и содержание издержек. Методы планирования издержек.

Предприятие в процессе производственно-хозяйственной деятельности затрачивает различные ресурсы. Эти затраты в планировании принято делить на единовременные и текущие.

Единовременные затраты осуществляются в форме инвестиций на различные инновационные мероприятия, связанные с расширением производства, заменой выбывающих основных фондов, модернизацией и капитальным ремонтом основных фондов, техническим перевооружением, реконструкцией и новым строительством, пополнением оборотных средств и освоением новых видов деятельности. Текущие затраты связаны с производством и реализацией продукции, работ, услуг и принимают форму издержек. Основная часть издержек — затраты на производство и реализацию продукции.

Составной частью издержек предприятия является себестоимость продукции. Качественно издержки и себестоимость не различаются, поскольку представляют собой текущие затраты. Их различие выражается в следующем. Во-первых, количественно себестоимость представляет собой только часть издержек предприятия. Статьи издержек, которые входят в себестоимость продукции, устанавливает государство. Таким образом, себестоимость продукции — это нормированные издержки предприятия. Во-вторых, издержки, не вошедшие в себестоимость продукции, предприятие вынуждено компенсировать из прибыли. Данный подход ограничивает необоснованный рост цен. В-третьих, часть издержек непосредственно не связана с выпуском продукции. Они существуют даже тогда, когда продукция не выпускается вообще. В то же время себестоимость всегда зависит от количества произведенной и реализованной продукции.

Целью планирования издержек (себестоимости) является оптимизация текущих затрат предприятия, обеспечивающая необходимые темпы роста прибыли и рентабельности на основе рационального использования денежных, трудовых и материальных ресурсов. При разработке плана по себестоимости должны быть решены следующие задачи: • выполнен анализ стоимостных показателей производственной деятельности предприятия в целом и отдельных его подразделений; • выявлены возможности и уточнены размеры снижения себестоимости продукции в планируемом году по сравнению с предшествующим периодом; • составлены калькуляции себестоимости основных видов выпускаемой продукции; • выявлены нецелесообразные затраты и разработаны меры по их ликвидации; • определена рентабельность видов выпускаемой продукции и производства; • оценено влияние на себестоимость, прибыль и рентабельность увеличения затрат на освоение производства новой продукции; • создана база для разработки оптовых или розничных цен;

При составлении плана по издержкам особое внимание необходимо обратить на выявление резервов снижения себестоимости, а также величины и причин возникновения затрат, не обусловленных нормальной организацией производственного процесса: сверхнормативного расхода сырья и материалов, потерь рабочего времени и доплат за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы, потерь от простоев машин и оборудования, аварий, брака, излишних расходов, вызванных нерациональными хозяйственными связями по поставкам сырья и материалов, изменением объема работ по подготовке производства, освоению и внедрению новой техники и технологии и т.д.

План по издержкам предприятия состоит из следующих разделов: 1) расчет снижения себестоимости продукции за счет влияния на нее технико-экономических факторов; 2) калькулирование себестоимости видов продукции (работ и услуг); 3) смета затрат на производство.

При планировании себестоимости продукции применяются следующие методы.

1. Пофакторный метод. Его суть заключается в определении влияния технико-экономических факторов на издержки производства в планируемом году по сравнению с предыдущим годом.

2. Сметный метод, предполагающий обоснование каждой статьи себестоимости с помощью специальной сметы затрат. Смета может составляться как на отдельные комплексные статьи расходов, так и в целом на объем валовой, товарной и реализуемой продукции.

3. Метод калькуляций. С помощью этого метода обосновывается величина затрат на производство единицы продукции, работ, услуг или их структурных элементов, например детали узла. При планировании себестоимости данным методом важно правильно определить объекты калькулирования. Ими могут быть: отдельные изделия, заказы, технологические переделы, марки, сорта, артикулы и т.п.

4. Нормативный метод. Здесь уровень затрат на производство и реализацию продукций, работ, услуг рассчитывается на основе заранее составленных норм и нормативов. Важнейшее достоинство нормативного метода планирования себестоимости продукции — возможность обособленного учета отклонений от действующих (текущих) норм и их причин. При планировании себестоимости продукции указанные методы применяются, как правило, одновременно, в комплексе.

36. Состав затрат, включаемых в плановую себестоимость продукции, работ, услуг.

Затраты, образующие себестоимость, по экономическому содержанию группируются по следующим экономическим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие затраты. Их структура формируется под влиянием различных факторов: характера производимой продукции и потребляемых материально-сырьевых ресурсов, технического уровня производства, форм его организации и размещения, условий снабжения и сбыта продукции и т.д.

По функциям деятельности предприятия в системе управления производством затраты подразделяются на: снабженческо-заготовительные; производственные; коммерческо-сбытовые; организационно-управленческие.

Деление затрат по функциям деятельности позволяет в планировании и учете определять величину затрат в разрезе подразделений каждой сферы, что является одним из важных условий организации внутрихозяйственного расчета.

По экономической роли в процессе производства пр одукции затраты подразделяются на основные и накладные.

Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства: сырье и материалы, топливо и энергия на технологические цели, расходы на оплату труда производственных рабочих и др.

Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им. Они состоят из комплексных общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Величина этих расходов зависит от структуры управления подразделениями, цехами и предприятиями.

По способу включения в себестоимость продукции затраты подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые затраты связаны с производством определенного вида продукции и могут быть, на основании данных первичных документов, прямо и непосредственно отнесены на ее себестоимость.

Косвенные затраты связаны с выпуском нескольких видов продукции, например, затраты по управлению и обслуживанию производства.

На практике затраты предприятия традиционно группируются и учитываются по составу и видам, местам возникновения и носителям.

По составу затраты подразделяются на одноэлементные и комплексные.

Одноэлементными называются затраты, состоящие из одного элемента, – материалы, заработная плата, амортизация и др. Эти затраты независимо от их места возникновения и целевого назначения не делятся на различные компоненты.

Комплексными называются затраты, состоящие из нескольких элементов, например, цеховые и общезаводские расходы, в состав которых входит заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий и другие одноэлементные затраты.

Учет по видам затрат классифицирует и оценивает ресурсы, использованные в процессе производства и реализации продукции. По данному признаку затраты классифицируют по статьям калькуляции и экономическим элементам.

Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, регламентируется соответствующими нормативными актами.

Установлен единый для всех предприятий перечень экономически однородных элементов затрат:

материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты.

Под экономическим элементом затрат принято понимать экономически однородный вид затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), который на уровне предприятия невозможно разложить на отдельные составляющие.

Группировка затрат по экономическим элементам является объектом финансового учета и показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов в общей сумме затрат. Она позволяет определять и анализировать структуру текущих издержек производства и обращения.

Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции производственные предприятия используют группировку затрат по статьям калькуляции.

Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) – это исчисление величины затрат, приходящихся на единицу (выпуск) продукции. Ведомость, в которой производится расчет на единицу продукции, называется калькуляцией.

36. По месту возникновения затраты группируются и учитываются по производствам, цехам, участкам, отделам и другим структурным подразделениям предприятия, т.е. по центрам ответственности.

Важное значение имеет группировка затрат по отношению к объему производства. По данному признаку затраты подразделяются на постоянные и переменные.

Постоянные затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции, то есть не изменяются при изменении объема производства.

Переменные затраты зависят от объема и изменяются прямо пропорционально изменению объема производства (или деловой активности) компании. По мере его повышения растут и переменные затраты, и наоборот (например, заработная плата производственных рабочих, изготавливающих определенный вид продукции, затраты сырья и материалов).

Переменные затраты, рассчитанные на единицу продукции, представляют собой постоянную величину. Кроме того, существуют смешанные затраты.

Разделение затрат на производственные и периодические основано на том, что в себестоимость продукции должны включаться только производственные затраты. Они, как необходимые, формируют производственную себестоимость изделий и используются для расчета себестоимости единицы продукции.

Производственные затраты включают в себя: прямые материальные затраты; прямые расходы по оплате труда с отчислениями на социальные нужды; потери от брака; производственные накладные расходы.

Производственные накладные расходы состоят из расходов по эксплуатации производственных машин и оборудования и цеховых расходов.

Периодические расходы подразделяются на: коммерческие; общие; административные.

К ним относится существенная часть общей массы расходов на управление, обслуживание производства, сбыт продукции, которая, зависит не от объема производства и продаж, а от организации производственно-коммерческой деятельности, деловой политики администрации, продолжительности отчетного периода, структуры предприятия и других факторов.

По технико-экономическому назначению различают основные (технологические) и накладные расходы.

Основные (технологические) расходы – непосредственно связаны с производством и оказанием услуг, к ним относятся первые шесть статей затрат: затраты на оплату труда, стоимость материалов, топлива, электроэнергии, другие расходы, связанные с конкретным объектом калькулирования.

Накладные – связаны с обслуживанием отдельных подразделений (цехов, участков) или организации в целом и управлением ими.

Важное значение при калькулировании себестоимости и оценке готовой продукции имеет группировка затрат в зависимости от времени их возникновения и отнесения на себестоимость продукции. По данному признаку затраты подразделяются на: текущие; будущего отчетного периода; предстоящие.

К текущим относятся расходы по производству и реализации продукции данного периода. Они принесли доход в настоящем и потеряли способность приносить доход в будущем.

Расходы будущего периода – это затраты, произведенные в текущем отчетном периоде, но подлежащие включению в себестоимость продукции, которая будет выпускаться в последующие отчетные периоды

К предстоящим относят затраты, которые в данном отчетном периоде еще не произведены, но для правильного отражения фактической себестоимости подлежат включению в затраты производства за данный отчетный период в плановом размере (расходы на оплату отпусков рабочих, выплату единовременного вознаграждения за выслугу лет и другие затраты, имеющие периодический характер).

В процессе принятия управленческих решений руководитель должен обладать достаточной информацией, которая сулила бы выгоду предприятию от производства того или иного вида товара. В этих условиях особую значимость приобретает разделение затрат на следующие виды: альтернативные (вмененные); дифференциальные; безвозвратные; инкрементные; маржинальные; релевантные.

По степени регулируемости затраты подразделяются на полностью, частично и слабо регулируемые. Степень регулируемости затрат зависит от специфики конкретного предприятия: применяемой технологии; организационной структуры; корпоративной культуры и других факторов. Поэтому универсальной методики классификации затрат по степени регулируемости не существует, ее можно разработать только применительно к конкретному предприятию.

37. Цели, задачи и функции финансового планирования.

Финансовый план предприятия — это документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период.

Финансовое планирование охватывает широкий спектр финансовых отношений. Сюда входят следующие отношения:

· между предприятием и различными субъектами хозяйствования в процессе реализации продукции (работ, услуг) и при коммерческом кредитовании;

· собственниками предприятия, трудовыми коллективами и отдельными работниками при оплате труда персонала предприятия;

· субъектами хозяйствования, входящими в объединение, и самим объединением, а также между субъектами хозяйствования и хозрасчетными подразделениями внутри них при формировании и распределении централизованных фондов финансовых ресурсов, предназначенных для решения общих задач;

· предприятиями, объединениями и государственным бюджетом при внесении платежей в бюджет, внебюджетные фонды и получении ассигнований из бюджета;

· предприятиями и коммерческими банками при получении и погашении ссуд и при уплате процентов за кредит;

· предприятиями и страховыми организациями при страховании имущества предприятий.

Финансовый план упорядочивает эти отношения, позволяет заранее предвидеть финансовые результаты деятельности предприятия и так организовать движение финансовых потоков, чтобы они служили достижению целей, предусмотренных стратегическим и тактическим планами.

Основная цель финансового планирования состоит в том, чтобы сбалансировать намечаемые расходы предприятия с финансовыми возможностями.

В процессе финансового планирования решаются следующие задачи:

· определяются источники и размеры собственных финансовых ресурсов предприятия (прибыль, амортизационные отчисления, устойчивые пассивы и др.);

· принимаются решения о необходимости привлечения внешних финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов, займов;

· определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах, устанавливаются оптимальные для конкретной ситуации пропорции распределения ресурсов на внутрихозяйственные нужды или вложение их в другие предприятия и организации с целью получения дивидендов, процентов, прибыли;

· уточняется целесообразность и экономическая эффективность планируемых инвестиций;

· выявляются резервы рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств в целях максимально возможного повышения эффективности производства, его рентабельности, получения прибыли;

· определяются финансовые взаимоотношения предприятия с государственным бюджетом, банками, вышестоящими организациями.

Финансовое планирование на предприятии осуществляется планово-экономическим и финансовым отделами. Самостоятельные финансовые отделы (управления) создаются, как правило, на крупных и средних предприятиях. В состав отдела могут входить подразделения (сектор, бюро, группа) финансового планирования, анализа финансово-хозяйственной деятельности, организации расчетов, инкассации, кассовых операций и др.

38. Методика разработки финансового плана.

В практике используются следующие методы расчета показателей финансовых планов: экстраполяции, нормативный, индексный, программно-целевой.

Метод экстраполяции. Он используется при определении финансовых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана производится на основе корректировки достигнутого в отчетном периоде уровня показателей на от­носительно устойчивый темп их роста. Этот метод используется, как правило, для первоначальных прикидок, имеет ряд недостатков:

- не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста доходов;

- не способствует экономному использованию средств, так как планирование осуществляется от достигнутого уровня;

- не учитывает изменения отдельных факторов в плановом периоде по сравнению с отчетным периодом.

Нормативный метод. Суть его состоит в том, что плановые показатели рассчитываются на основе установленных прогрессивных норм и финансово-бюджетных нормативов, которые являются качественной основой для финансового планирования с соблюдением режима экономии. Например, в соответствии со ст. 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации с момента введения в действие федерального закона о государственных минимальных социальных стандартах формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации должно базироваться на основе минимальных государственных социальных стандартов, нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг и единых методологических основ расчета минимальной бюджетной обеспеченности.

Индексный метод. Этот метод предполагает широкое использование системы разнообразных индексов при расчете плановых финансовых показателей. Его использование обусловлено наличием инфляции в рыночной экономике. Применяются индексы физических объемов, уровни жизни, потребительских цен (инфляция), дефлятор (индекс цен, используемый при пересчете текущих стоимостных показателей в постоянные цены), деловой активности, производительности труда и многие другие.

Программно-целевой метод. Он позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты производственного, социально-экономического развития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах. Программы являются средством решения, прежде всего, межотраслевых, межтерриториальных принципиально новых проблем. Для программ характерно наличие цели, конкретизируемой в нескольких задачах, сочетание различных источников финансирования ее реализации. Например, федеральная целевая программа рассматривается как увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, орга­низационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых программ в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

39. Понятие бизнес-плана, виды бизнес-планов, их классификация.

Бизнес-планом называется документ, содержащий экономическое обоснование развития предприятия, выпуска новой продукции или реализации других коммерческих идей. Бизнес-план сочетает в себе черты стратегических и текущих планов.

Бизнес-планы классифицируются по следующим основаниям: тип — по основным сферам деятельности, в которых существует проект; класс — по составу, структуре и его предметной области; масштаб — по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир; длительность — по продолжительности периода осуществления проекта; сложность — например, по степени финансовой, технической или другой сложности; вид — по характеру предметной области проекта.

Тип — технический бизнес план, организационный бизнес план, экономический бизнес план, социальный бизнес план, смешанный бизнес план. Класс — монопроект (отдельный проект различного типа, вида и масштаба), мультипроект (комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления), мегапроект (целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов). Масштаб — мелкие, средние, крупные, очень крупные проекты бизнес планы. Такое разделение бизнес планов очень условное. Масштабы проектов можно рассматривать в более конкретной форме — межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия. Длительность — краткосрочные (до 3 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), долгосрочные бизнес планы (свыше 5 лет). Сложность — простые, сложные, очень сложные бизнес планы. Вид — инновационный, организационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный, смешанный бизнес планы.

Преобладающее большинство бизнес-планов носит инвестиционный (затратный) характер. Величина инвестиций, необходимых для осуществления бизнес-плана, зависит от всех перечисленных оснований их классификации (прежде всего, от масштаба, длительности и сложности проекта).

К инвестиционным обычно относят бизнес планы, в которых основной задачей является вложение средств в различные виды бизнеса с целью получения прибыли. Бизнес-планы разрабатываются для инновационных, организационных, экономических, социальных проектов, имеющих свои особенности как по типам проектов, так и по их видам.

Инновационные проекты исследования и развития — разработка нового продукта, исследования в области менеджмента и маркетинга, разработка нового проекта программного обеспечения. Характеризуются следующими особенностями: главная цель бизнес плана четко определена, но отдельные цели должны уточняться по мере достижения частных результатов; срок завершения и продолжительность проекта определены заранее, желательно их точное соблюдение; однако они должны также корректироваться в зависимости от полученных промежуточных результатов и общего прогресса проекта.

Организационные проекты — реформирование предприятия, реализация концепции новой системы управления, создание новой организации или проведение международного форума. Они характеризуются следующим: цели бизнес плана заранее определены, однако результаты проекта количественно и качественно труднее определить, чем в первых двух случаях, так как они связаны, как правило, с организационным улучшением системы; срок и продолжительность проекта задаются предварительно; ресурсы предоставляются по мере возможности; расходы на проект фиксируются.

Экономические проекты — приватизация предприятий, создание аудиторской системы, введение новой системы налогов. Они обладают своими особенностями: главные цели бизнес плана предварительно намечаются, но требуют корректировки по мере прогресса проекта; то же самое относится к срокам проекта; ресурсы для проекта предоставляются по мере необходимости в рамках возможного; расходы определяются предварительно, контролируются на экономичность и уточняются по мере прогресса проекта.

Социальные проекты — реформирование системы социального обеспечения, здравоохранения, социальная защита необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных и социальных потрясений. Социальные проекты имеют свою специфику: цели бизнес плана только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов, количественная и качественная их оценка существенно затруднены; сроки и продолжительность проекта зависят от вероятностных факторов или только намечаются и впоследствии подлежат уточнению; расходы на проект, как правило, зависят от бюджетных ассигнований; ресурсы выделяются по мере потребности в рамках возможного.

40. Цели и приемы разработки бизнес плана

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Этот план дает характеристику процесса функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь выполнения поставленных задач, в первую очередь - повышения прибыльности компании. Хорошо разработанный план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять более глубокие перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.

Бизнес-план как правило, систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и с изменениями на рынке, где действует фирма, и в экономике в целом.

Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Другие цели разработки плана бизнеса могут быть различными, например: * уяснить степень реальности достижения намеченных результатов; * доказать определенному кругу лиц целесообразность реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой; * убедить сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте и др.

Бизнес-план, также, призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы: * определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках; * оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта; * выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей; * проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей; * просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

В современной практике бизнес-план выполняет четыре функции. Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

Вторая функция - планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы. Третья функция позволяет привлекать денежные средства - ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.

Подготовка и эффективное использование бизнес-плана имеет таким образом, первостепенное значение. Этот план может быть разработан менеджером, руководителем, фирмой, группой фирм или консалтинговой организацией. Для определения стратегии развития крупной фирмы составляется развернутый бизнес-план. Нередко уже на стадии его подготовки определяются потенциальные партнеры и инвесторы. Некоторые фирмы составляют планы на срок до 5 лет и лишь крупные компании, твердо стоящие на ногах, планируют на период более пяти лет".

Существуют два основных подход а к разработке бизнес-плана. Перв ый заключается в том, что бизнес-план составляется наемной группой специалистов, а инициаторы проекта участвуют в нем посредством подготовки исходных данных. Другой подход - когда инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности, у возможных инвесторов.

В бизнес-плане оценивается перспективная ситуация как внутри фирмы, так и вне ее. Он особенно необходим руководству для ориентации в условиях акционерной собственности, так как именно при помощи бизнес-плана руководители компании принимают решение о накоплении прибыли и распределении ее части в виде дивидендов между акционерами.

41. Основные разделы бизнес плана и их характеристика

Разработка бизнес-плана является комплексным процессом, требующим объективной оценки всей необходимой информации и составление на её основе документа, который может быть использован для планирования деятельности компании, либо в качестве коммерческого предложения для внешней стороны – партнёров, инвесторов. Структура бизнес-плана и его содержание зависят от специфики проекта и от его масштабности, поэтому, при разработке бизнес-плана обычно придерживаются принципа «разумной достаточности». Основные разделы бизнес-плана и их характеристики следующие:

Титульный лист и оглавление.

Титульный лист – раздел бизнес-плана, создающий первое впечатление о проекте. На титульном листе указывают название организации, юридический и фактический адрес, контактные данные, название проекта, данные руководителей фирмы и разработчиков бизнес-плана и дату составления данного документа.

Титульный лист имеет следующее содержание: – заголовок плана; – дата его подготовки; – кто подготовил план, полное название и адрес фирмы, имя предпринимателя и его домашний телефон; – для кого подготовлен план; – иногда рекомендуют включить в титульный лист заявление о том, что содержащиеся в документе сведения не подлежат разглашению, так фиксируется право предпринимателя на свою идею.

Оглавление – это наиболее читаемая часть бизнес-плана, после титульного листа и резюме. Оно должно дать чёткое представление о всём содержании бизнес-плана. Оглавление не должно быть перенасыщено деталями, однако необходимо выделить подзаголовки наиболее значимых отделов плане и не забить пронумеровать страницы.

Раздел бизнес-плана, посвящённый конфиденциальности.

В этом разделе указывается на запрет разглашения информации, которая содержится в бизнес-плане, её копирование и распространение. Также раздел содержит указания на возврат документа его владельцу, в случае отказа в инвестициях.

Резюме. Этот раздел бизнес-плана направлен на то, чтобы показать будущим инвесторам привлекательность проекта, поэтому к его написанию необходимо отнестись с особым вниманием. Резюме призвано точно и ёмко отразить идею проекта, необходимые ресурсы, предполагаемые результаты и возможные риски.

Резюме пишется в последнюю очередь, после того как бизнес-план в целом составлен. Оно должно включать в себя основные положения и идеи бизнес-плана, выводы, к которым пришёл предприниматель.
Структура резюме должна состоять из 3-х частей:

– введение: включает цели плана, коротко выраженную суть проекта;

– основное содержание: сжатое всех ключевых элементов бизнес-плана и её основных частей: род деятельности, прогноз спроса, источники финансирования и т. д.;

– заключение: суммирует факторы будущего успеха предпринимателя, может включать описание основных способов действий предпринимателя.

Резюме должно быть кратким, обычно в три-четыре страницы, но лучше, если резюме поместится на одной страницы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: