Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.
Признаками несовершенной конкуренции являются:
1. демпинговые цены
2. создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров
3. ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)
4. использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации
5. распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров
6. замалчивание важной для потребителя информации
Потери от несовершенной конкуренции:
1. неоправданный рост цен
2. увеличение издержек производства и обращения
3. замедление научно-технического прогресса
4. снижение конкурентоспособности на мировых рынках
5. падение эффективности экономики.
Монополия — исключительное право на что-либо. Применительно к экономике — исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.
|
|
Модель монополии:
единственный продавец;
отсутствие близких продуктов-заменителей;
диктуемая цена.
Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.
Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее:
1. товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами;
2. на рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками;
3. продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают какую цену установить на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж;
4. на рынке есть условия для входа и выхода
Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами, а на рынке существует свободный вход и выход.
|
|
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - деятельность государства, направленная на защиту прав потребителей, на предотвращение монополизации отдельными производителями тех или иных видов производств.
Антимонопольное регулирование - комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.