Рынок труда - наиболее сложный элемент рыночной экономики. Здесь не только переплетаются интересы работника и работодателя при определении цены труда и условия его функционирования, но и отражаются практически все социально-экономические изменения в обществе.
Поэтому явления, происходящие на рынке труда в России, необходимо изучать с двух сторон: с одной стороны - как проявление общих закономерностей, присущих рыночной экономике; й другой стороны - с учетом российской специфики формирования рыночной среды.
Рынок труда является органической составляющей любой рыночной экономики, выполняющей функции механизма распределения я перераспределения общественного труда по сферам и отраслям хозяйства, видам и формам деятельности по критерию эффективности труда и производства в соответствии со структурой общественных потребностей и форм собственности. В общем виде под рынком труда понимают систему общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы или ее куплей и продажей. В узком понимании это система экономических отношений в области использования рабочей силы (воспроизводства, функционирования, социальной защиты) на различных уровнях хозяйствования. В рыночной экономике система производственных (экономических) отношений базируется на свободной купле и продаже рабочей силы, в силу чего эти отношения называются рыночными.
|
|
Рынок труда характеризуется элементами, аналогичными рынкам других ресурсов, однако именно эти элементы отличают рынок труда от рынков других ресурсов (рис. 10).
От обычных рынков товаров и услуг рынок труда отличается тем, что в нем действуют особые регуляторы.
Структура спроса и предложения рабочей силы зависит от объективных и субъективных факторов, формирующихся вне рынка труда, - НТП, состояния экономической конъюнктуры, демографических процессов, потребностей личности в труде, развития инфраструктуры рынка труда, деятельности на рынке труда правительства, союзов предпринимателей, профсоюзов и др.
Рис. 10. Элементы рынка труда
Рынок труда существует не только во внешней по отношению к организации среде, но и в сфере производства, так как отношения купли-продажи не прекращаются с поступлением работника в организацию: он может искать другую работу как внутри, так и вне организации, а предприниматель подбирает кадры как среди занятых, так и среди незанятых работников.
В отличие от рынка обычных товаров при продаже рабочей силы работник не утрачивает право собственности на нее - он продает лишь право на использование этой рабочей силы. В процессе использования рабочая сила не уничтожается и не преобразовывается в другой вид ресурсов.