1. Метод – это путь научного исследования, способ орг-ции исследования в сов-ти приемов и операций.
Метод + предмет = научный подход.
Особ-ти научного подхода выражаются в принципах исследования или в методологических принципах (исп-ся в отечественной y).
Метод конкретизируется в методике, к-рая сод-ит описания процедур изучения.
Научный подход ð методол. принципы ð метод ðметодика.
Методология – учение о методе, с/ма принципов орг-ции научного исследования.
Подходы к познанию человека.
Естественно-научный подход | Гуманитарный подход |
цель: изучить, объяснить ч-к как объект изучения, как ист. инф-ции, он пассивен и следует инструкции способ познания: наблюдение, эксперимент исследователь занимает позицию извне, он беспристрастен итог: выявление общего, типичного + ориентация на объективность и измерение – негуманность, нельзя познать ч-ка как безмерно изменяющееся существо | цель: понять внутр. мир ч-к как субъект (распорядитель активности) способ познания: взаимодействие, диалог, понимание исследователь сопереживает итог: выявление уникального, индивидуального + рассм-ся внутр. мир – субъективен, трудности в интерпретации |
Классификация методов по Слободчикову В.И.
|
|
Объективные методы исследования: | Субъективные методы исследования: |
1. Наблюдение (выборочное, сплошное) 2. Эксперимент 3. Тест 4. Анализ рисунка 5. Графология 6. Контент-анализ (анализ текста с помощью матем. моделей и ЭВМ) 7. Опрос (устный, анкета) 8. Математические методы (лонгитюдный, сравн., эксперим.-генет., м. срезов) | 1. Интроспекция (самонаблюдение) 2. Самоотчет (дневники, письма) 3. Включенное наблюдение 4. Эмпатическое слушание 5. Идентификация 6. Беседа как диалог 7. Биографический метод 8. Интуиция 9. Интерпретация внутр. мира др. человека |
Классификация методов по Ананьеву Б.Г.
1. Организационные методы:
~ сравнительный м. (по возрасту, дея-ти)
~ лонгитюдный (многократные обследования одних и тех же лиц длит. время)
~ комплексный (представители разных наук изучают один объект разными средствами)
2. Эмпирические методы:
~ наблюдение и самонаблюдение
~ экспериментальные методы
~ психодиагностические методы (тесты, анкеты, социометрия, беседа, интервью)
~ анализ продуктов дея-ти
~ биографические методы
3. Методы обработки данных:
~ количественный (статистический)
~ качественный (дифференциация материала по группам, его анализ)
4. Интерпретационные методы:
~ генетический
~ структурный (связи между всеми хар-ками личности)