это история развития взглядов на соотношение психических и физиологических явлений.
Суть проблемы: как соотносится психическое и физиологическое.
Исторически предполагалось 2 варианта ее решения:
Психофизическое взаимодействие | Психофизический параллелизм |
Р. Декарт (17 в.): спихофизическое непосредственно влияет на y-ое. Примеры: травма или опухоль мозга, алкоголь и наркотики нарушают протекание психических реакций; пс. явления (стрессы, воображение, внушение) вызывают язвы, инфаркты, а могут их излечивать. Нет ответа на?: как материальные процессы превр-ся в идеальные, как образ может вызывать биохим-ие процессы. | В. Вундт (1879 г.): психические процессы протекают параллельно физиологическим и независимо друг от друга. Есть некий мозговой процесс, к-рый запускает психические процессы. Если бы это было так, всю психику м.б. объяснить только физиологией (работой головного мозга). |
В решение психофиз. проблемы внесли вклад Павлов, Бернштейн, Анохин, Ухтомский, Леонтьев, Шадриков.
|
|
Современное решение психофизиологической проблемы.
Псих-ое и физиол-ое – 2 стороны сложного процесса жизнедея-ти. Промежуточным звеном м/у пс-им и физиол-им стали системные процессы. Их назначение – организовывать элементарные мех-змы в сложную функциональную с/му (Анохин). Сов-ть функц. с/м образует функц. орган индивида. Наша психика – это особый функц. орган.
Функциональный орган (по Ухтомскому) – это некое временное сочетание сил. Примером явл-ся доминанта – это временно господствующий набор рефлексов, к-рый направляет в данный момент поведение индивида на решение задач.
Леонтьев отмечал: функц. органы – это прижизненные образования. Они формируются в дея-ти ч-ка и одновременно с ними формируются мозговые стр-ры.
Т.О. это особая реальность, к-рая имеет собственные закономерности становления и формирования.
Функц. орган сущ-ет лишь в исполнении, виртуально. Он актуализируется в нужное время, затем вновь скрывается, уступая место другому.
Поэтому к психическим реалиям нужно подходить как к особым органам, организованным в сложные с/мы. Они развиваются, функционируют и распадаются по особым законам.
Тема 6. Возникновение и развитие психики в филогенезе.
Точки зрения на возн-ие и развитие психики.
1. Анторопопсихизм (Декарт: y-ое отражение возникло у ч-ка).
2. Панпсихизм (Робине и Фехнер: вся материя – одушевленная).
3. Биопсихизм (Гоббс и Вундт: вся живая природа обладает y-им отражением).
4. Нейропсихизм (Дарвин и Спенсер: y-ое отражение у существ, обладающих н.с.).