Понятие, признаки и структура информации с ограниченным доступом

   
     
 
 
 
пределяя право на информацию в качестве самостоятельного объекта защиты, было бы безнадежно пытаться защищать всю информацию. Для более эффективного решения задач нормотворчества и правовой защиты информации предлагается в качестве объекта защиты избрать лишь информацию с ограниченным доступом и прав на нее. Оценка действующего законодательства. В современном законодательстве (только в федеральных законах) упоминается свыше 30 видов тайны, которые по сути дела, прямо ограничивают реализацию информационных прав и свобод. Если проанализировать подзаконные нормативные правовые акты, то перечень видов тайны будет пополнен и составит уже более 40 видов. Например, в ст. 23 Типового соглашения (приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 г. № 352 "О заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества" говорится о невозможности ни в каком случае при обмене информацией обязать договаривающиеся государства предоставлять информацию, которая раскрывает не только коммерческую или профессиональную тайну, но и торговую, промышленную, а также торговый процесс или информацию, раскрытие которой противоречило бы государственной политике. В двусторонних межправительственных соглашениях (более 30), принятых в соответствии с указанным постановлением, этот перечень продублирован, но уже с новыми вариациями: секретный торговый процесс; информация, противоречащая государственным интересам; информация, раскрытие которой противоречит национальному законодательству; информация, которую нельзя получить в ходе обычной административной практики и т. д. В последние годы предпринимались попытки упорядочить этот вопрос. Так, в 1995 г. в Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации" (ст. 8 и 10) вся информация с ограниченным доступом была подразделена на государственную тайну и конфиденциальную информацию. При этом из многочисленных видов конфиденциальной информации в законе упомянуты лишь личная и семейная тайна, персональные данные, тайна переписки, телефонных, почтовых, телеграфных и иных сообщений.- Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 был утвержден перечень сведений "конфиденциального характера", где указаны шесть видов такой информации: 1) персональные данные - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях; 2) тайна следствия и судопроизводства; 3) служебная тайна - служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФи федеральными законами; 4) профессиональная тайна - сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и т. д.); 5) 6) коммерческая тайна - сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФи федеральными законами; 7) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации оних.- Очевидно, что для упорядочения работы с конфиденциальной информацией необходимо законодательно закрепить единый перечень видов такой информации (скажем, в законах "О праве на доступ к информации", "О защите конфиденциальной информации"), определив их соотношения, механизм реализации и установления ответственности за нарушение режима ограничения доступа к информации, а также механизмов изменения режимов ограниченного доступа к ней (в том числе замены одного режима другим).- Под информацией с ограниченным доступом понимается информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законом с целью защиты прав и законных интересов субъектов права на тайну. Она состоит из государственной тайны и конфиденциальной информации. Слово "конфиденциальность" происходит от латинского confidentio, что в переводе означает доверие. Так, передавая информацию, мы доверяем носителю определенные данные, надеясь, что мы четко знаем степень их сохранности и круг лиц, имеющих возможность получить к ней доступ. При этом классической задачей является определение того, какая информация является закрытой и какие способы защиты следует выбрать. Долгое время проблема конфиденциальности сводилась к проблеме защиты только государственных и промышленных секретов, причем последние возводились также в ранг государственных. Это предполагало разделение информации на открытую, свободный доступ к которой не приносил вреда, и закрытую, разглашение которой могло нанести сторонам определенный ущерб. В настоящее время конфиденциальная информация, в свою очередь, включает множество видов тайн, которое предлагается свести к пяти основным видам: тайна частной жизни, коммерческая тайна, банковская тайна, профессиональная тайна и служебная тайна. Законодательство Российской Федерации устанавливает ряд обязательных признаков и условий охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом-. Первым признаком охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом в соответствии с законодательством является то, что охране подлежит лишь документированная информация (зафиксированная на материальном носителе). Под документом понимается материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования (ст. 1 Федерального закона "Об обязательном экземпляре документов", ст. 1 Федерального закона "О библиотечном деле"). Вторым признаком охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом б является ее соответствие ограничениям, установленным в законодательстве.- Третъим обязательным признаком, при котором возможна правовая охрана информации с ограниченным доступом, должна быть ее защита. При этом называются следующие цели защиты информации с ограниченным доступом: • предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки такой информации; • предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; • реализация прав на государственную тайну и конфиденциальную информацию. В Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации" (ст. 21) указывается, что режим защиты информации устанавливается: • в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, -уполномоченными органами на основании Закона Российской Федерации "О государственной тайне"; в отношении конфиденциальной информации - собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации"; • в отношении персональных данных - федеральным законом. Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, которая является собственностью государства, создают специальные службы, обеспечивающие защиту информации. Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных программно-технических средств защиты, а также обеспечение организационных мер защиты информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах, возложены на органы государственной власти. Собственник информации или уполномоченные им лица имеют право осуществлять контроль за выполнением требований по защите информации и запрещать или приостанавливать обработку информации в случае невыполнения этих требований. Последние два положения, указанные в законе, противоречат не только друг другу, но и 7 нормам других законов, а также не соответствуют реальным возможностям государства-. При подготовке специального закона "О защите конфиденциальной информации" потребуется устранение этого противоречия с одновременным исключением гл. 5 из Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации". Наряду с этим в каждом конкретном случае закон устанавливает специальные перечни сведений, которые не могут быть отнесены к конкретному виду информации с ограниченным доступом (например, в ст. 7 Закона Российской Федерации "О государственной тайне"). Такой подход в целом соответствует принципу приоритетности установления правовых запретов перед разрешительной практикой нормотворчества. В Декларации прав и свобод человека и гражданина (п. 2 ст. 13), установлено, что право искать, получать и свободно распространять информацию может ограничиваться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности. При этом только перечень сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с требованием Декларации должен быть установлен законом, что позже было закреплено в Конституции Российской Федерации (ч. 4 ст. 29). В то же время в каждом случае необходимо указывать дополнительные критерии охраноспособности объекта правоотношений, отличительные признаки субъектов права, а также особенности правовой охраны и защиты каждого из видов объектов права-. - Лопатин В. Н. Концептуальные основы развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности // Управление защитой информации. Минск-М. 1999. Т. 3. № 1. С. 27-35. - Но уже в 1996 г. в Федеральном законе "Об участии в международном информационном обмене" (ст. 8) государственная тайна определена как один из видов конфиденциальной информации. Эта путаница наблюдается во многих законах, где ссылки "на иные охраняемые секреты", "иные охраняемые законом тайны" предполагают продолжение перечня видов информации с ограниченным доступом и делают его открытым. Так, в Таможенном кодексе Российской Федерации (ст. 16) сказано: "Государственная, коммерческая, банковская или иная охраняемая законом тайна, а также конфиденциальная информация", т. е. получается, что любая тайна вообще не подпадает под понятие конфиденциальной информации. Нет единого понятийного аппарата. В том же Кодексе дается понятие конфиденциальной информации как информации, "не являющейся общедоступной и могущей нанести ущерб правам и охраняемым законом интересам предоставившего ее лица". В Федеральных законах "Об информации, информатизации и защите информации" (ст. 2) и "Об участии в международном информационном обмене" (ст. 2) конфиденциальная информация определена как документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом словосочетание "конфиденциальная информация" употребляется минимум в 15 законах. Аналогичное использование в законах понятий без четкого определения характерно и для других случаев: коммерческая тайна (более 30 законов), служебная тайна (минимум 12 законов), личная тайна (5), семейная тайна (3), персональные данные (6), тайна голосования (6) и т. д. Это приводит к произвольному толкованию данных понятий и затрудняет реализацию законов. - Эту попытку упорядочить состав конфиденциальной информации нельзя признать удачной, так как данный перечень может быть утвержден только законом в соответствии с нормами международного права и Конституции Российской Федерации. При отсутствии в законах четких определений видов информации с ограниченным доступом (за исключением государственной тайны) и установленного соотношения между ними данный указ вступает в определенное противоречие с законами и еще более затрудняет их исполнение. Так, в действующих кодексах нет понятия "персональные данные", но есть понятия личной, семейной тайны и неприкосновенности частной жизни. В действующих законах нет понятия "тайна следствия и судопроизводства", но есть понятия "данные предварительного расследования", "данные предварительного следствия", "тайна совещания судей", "тайна совещания присяжных заседателей". В законах не дается понятие служебной тайны и в то же время применяется понятие "служебная информация". Соотношение между ними не установлено, а в указе вводится категория только служебной тайны. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений объединены указом в категорию сведений, связанных с профессиональной деятельностью, хотя в соответствии с нормами международного права тайна корреспонденции - одна из разновидностей права на неприкосновенность частной жизни. Если гражданин передает информацию о своей частной жизни адвокату, врачу, нотариусу добровольно, то право на тайну переписки и переговоров может быть ограничено в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 23) только на основании судебного решения. О декларативности действующих законов в области информации с ограниченным доступом говорит то обстоятельство, что уголовная ответственность может наступить в случаях нарушения правил обращения с такой информацией лишь для 12 видов из 40, а административная ответственность - только в одном случае. Это также делает маловероятной реализуемость данных законов. ~ По оценке руководителей ФАПСИ, "в нашей стране пока еще отсутствуют необходимые законодательные акты, в полной мере регулирующие принципы надежной защиты взаимоотношений личности, общества и государства в информационной сфере", тогда как в США действует не менее шести федеральных законов, направленных на борьбу с преступностью в информационной сфере и защиту информационных и телекоммуникационных систем, в Великобритании - пять, в Германии - четыре. Так, согласно Федеральному закону США "Об экономическом шпионаже и сохранности экономической информации" предусматривается уголовное наказание в виде лишения свободы на срок до 25 лет или штрафа до 1 млн долл. в отношении лиц, которые путем хищения или другими незаконными способами добыли конфиденциальную коммерческую, экономическую или финансовую информацию. Указанный закон отражает общую тенденцию в США к усилению контроля за хранением и использованием сведений закрытого характера, к ускоренному созданию необходимой правовой базы, регламентирующей методологию их комплексной защиты. -Лопатин В. Н. Право на тайну в России // Управление защитой информации. Минск-М. 1998. Т. 2. № 4. С. 342-375. -Здесь, на наш взгляд, следует признать, что не все ограничения носят правовой характер а продиктованы порой, ведомственными интересами, что требует внесения соответствующих изменений в законодательстве. Так, например, в статье 9 Федерального закона "Об участии в международном информационном обмене" предусматривается, что "защита конфиденциальной информации государством распространяется только на ту деятельность по международному информационному обмену, которую осуществляют физические и юридические лица, обладающие лицензией на работу с конфиденциальной информацией и использующие сертифицированные средства международного информационного обмена". В соответствии с логикой данной статьи пользователь информационной системы не может надеяться на помощь государства, если не получил лицензию на работу с информацией, составляющей его персональные данные, т. е. отнесенной к конфиденциальной информации. -

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: