Объекты и субъекты права на служебную тайну

Объекты и субъекты права на служебную тайну. В Советском Союзе сложилась определенная система защиты ин­формации с ограниченным доступом, в которой выделяли три вида такой информации: государственная тайна (информация с грифами "особой важности"; "совершенно секретно"), служебная тайна (информация с грифом "секретно") и информация "для служебного пользования".

Механизм защиты основывался на разрешительном принципе пра­ва, когда, по сути, вся информация имела ограниченный доступ. В каж­дом конкретном случае должностное лицо (чиновник) принимало реше­ние о разрешении (запрете) доступа к информации, что входило в пря­мое противоречие с нормами международного права и не позволяло ус­пешно реализовать право каждого на получение информации.

С принятием в 1993 году Закона Российской Федерации "О госу­дарственной тайне" гриф "секретно" был отнесен к сведениям, состав­ляющим государственную тайну, а новый институт правовой охраны слу­жебной тайны остался до конца не определен.

В действующем законодательстве не определено однозначно понятие служебной тайны, но многочисленные ссылки на нее позво­ляют выделить основные признаки отнесения информации к служеб­ной тайне.

Во-первых, к служебной тайне могут быть отнесены сведения, содержащие служебную информацию о деятельности государственных органов, подведомственных им предприятий, учреждений и организаций, ограничения на распространение которых установлены законом или дик­туются служебной необходимостью.

В Указе Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года № 188 в перечне сведений конфиденциального характера под служебной тайной понимаются служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Федеральными за­конами.

В действующих законах термин "служебная информация" упот­ребляется неоднократно, в том числе:

– служебная информация государственного служащего (Федераль­ный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации", статьи 10, 11);

- служебная информация Правительства Российской Федерации

Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", статьи 11, 27);

– служебная информация сотрудника таможенного органа (Феде­ральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации", статьи?, 17);

– служебная информация служащих Банка России (Закон РСФСР "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", статья 92);

– служебная информация муниципального служащего (Федераль­ный закон "Об основах муниципальной службы в Российской Федера­ции", статья 11) и др.

Во-вторых, к служебной тайне могут быть отнесены сведения, являющиеся конфиденциальной информацией других лиц, но ставшие известными представителям государственных органов и органов мест­ного самоуправления в силу исполнения ими служебных обязанностей.

На основе изложенного можно дать следующее определение слу­жебной тайны: служебная тайна – защищаемая по закону конфиденциаль­ная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости.

Служебная тайна является видом конфиденциальной информации, и право на служебную тайну выступает самостоятельным объектом пра­ва. Для осуществления ее правовой охраны и защиты необходим специ­альный федеральный закон "О служебной тайне ".

Информация может считаться служебной тайной, если она отве­чает следующим требованиям (критерии охраноспособности права):

– отнесена федеральным законом к служебной информации о дея­тельности государственных органов, доступ к которой ограничен по зако­ну или в силу служебной необходимости (собственная служебная тайна);

– является охраноспособной конфиденциальной информацией ("чу­жой тайной") другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, тай­на частной жизни, профессиональная тайна);

– не является государственной тайной и не подпадает под пере­чень сведений, доступ к которым не может быть ограничен;

– получена представителем государственного органа и органа ме­стного самоуправления только в силу исполнения обязанностей по служ­бе в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Информация, не отвечающая этим требованиям, не может считать­ся служебной тайной и не подлежит правовой охране.

В действующем законодательстве приводится перечень сведений, которые не могут быть отнесены к служебной информации ограничен­ного распространения (постановление Правительства Российской Феде­рации от 3 ноября 1994 года № 1233):


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: