Объекты и субъекты права на служебную тайну. В Советском Союзе сложилась определенная система защиты информации с ограниченным доступом, в которой выделяли три вида такой информации: государственная тайна (информация с грифами "особой важности"; "совершенно секретно"), служебная тайна (информация с грифом "секретно") и информация "для служебного пользования".
Механизм защиты основывался на разрешительном принципе права, когда, по сути, вся информация имела ограниченный доступ. В каждом конкретном случае должностное лицо (чиновник) принимало решение о разрешении (запрете) доступа к информации, что входило в прямое противоречие с нормами международного права и не позволяло успешно реализовать право каждого на получение информации.
С принятием в 1993 году Закона Российской Федерации "О государственной тайне" гриф "секретно" был отнесен к сведениям, составляющим государственную тайну, а новый институт правовой охраны служебной тайны остался до конца не определен.
В действующем законодательстве не определено однозначно понятие служебной тайны, но многочисленные ссылки на нее позволяют выделить основные признаки отнесения информации к служебной тайне.
Во-первых, к служебной тайне могут быть отнесены сведения, содержащие служебную информацию о деятельности государственных органов, подведомственных им предприятий, учреждений и организаций, ограничения на распространение которых установлены законом или диктуются служебной необходимостью.
В Указе Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года № 188 в перечне сведений конфиденциального характера под служебной тайной понимаются служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Федеральными законами.
В действующих законах термин "служебная информация" употребляется неоднократно, в том числе:
– служебная информация государственного служащего (Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации", статьи 10, 11);
- служебная информация Правительства Российской Федерации
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", статьи 11, 27);
– служебная информация сотрудника таможенного органа (Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации", статьи?, 17);
– служебная информация служащих Банка России (Закон РСФСР "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", статья 92);
– служебная информация муниципального служащего (Федеральный закон "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", статья 11) и др.
Во-вторых, к служебной тайне могут быть отнесены сведения, являющиеся конфиденциальной информацией других лиц, но ставшие известными представителям государственных органов и органов местного самоуправления в силу исполнения ими служебных обязанностей.
На основе изложенного можно дать следующее определение служебной тайны: служебная тайна – защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости.
Служебная тайна является видом конфиденциальной информации, и право на служебную тайну выступает самостоятельным объектом права. Для осуществления ее правовой охраны и защиты необходим специальный федеральный закон "О служебной тайне ".
Информация может считаться служебной тайной, если она отвечает следующим требованиям (критерии охраноспособности права):
– отнесена федеральным законом к служебной информации о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен по закону или в силу служебной необходимости (собственная служебная тайна);
– является охраноспособной конфиденциальной информацией ("чужой тайной") другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, тайна частной жизни, профессиональная тайна);
– не является государственной тайной и не подпадает под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен;
– получена представителем государственного органа и органа местного самоуправления только в силу исполнения обязанностей по службе в случаях и порядке, установленных федеральным законом.
Информация, не отвечающая этим требованиям, не может считаться служебной тайной и не подлежит правовой охране.
В действующем законодательстве приводится перечень сведений, которые не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения (постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года № 1233):