double arrow

Урок 72


Хумс из полезных ископаемых – Выплата хумса при нахождении клада – Выплата хумса при смешивании дозволенного и запретного имущества – Как распределяется хумс? – Разные положения по поводу хумса

1. Хумс из полезных ископаемых.

Полезные ископаемые, добываемые физическим лицом или группой акционеров, облагаются хумсом при условии, если доля физического лица или доля каждого из акционеров после вычета расходов на добычу и очистку будет превышать 20 динаров золотом или 200 дерхемов серебром, или составит сумму, равную одному из двух.

Внимание!

● При условии, что доля каждого из добывающих достигает определенного исламским законом размера (насаб), и добытое становится их собственностью – выплата хумса с полезных ископаемых становится обязательной. А те ископаемые, что добываются государством, так как не являются ни частной, ни коллективной собственностью, то не отвечают обязательным условиям для выплаты хумса, следовательно, нет необходимости в выплате хумса с полезных ископаемых со стороны государства.

2. Выплата хумса при нахождении клада.

Доля клада, который человек находит в земле, принадлежащей ему, определяется законами исламской республики. Таким образом, если в земле под зданием, принадлежащем определенному человеку, будет найдено некоторое количество серебряных монет примерно столетней давности, то в этом случае следует обратиться к законам исламской республики.[30]




3. Выплата хумса при смешивании дозволенного и запретного имущества.

Если человек уверен в том, что в его имуществе есть доля запретных средств, но не знает ни ее размера, ни хозяина, и чтобы все эти средства стали для него дозволенными, нужно выдать с них хумс. Если же он сомневается в том, смешались ли его средства с запретными или нет, то от него ничего не требуется.

Внимание!

● Если человек живет в такой семье, члены которой не выплачивают ни хумс, ни закят (обязательный налог в пользу неимущих), и в их имуществе есть средства, полученные путем ростовщичества, то до тех пор, пока он не убедился в запретности этого имущества, он может использовать его. (Даже если он уверен, что они не выплачивают ни хумс, ни закят и что в их имуществе есть средства, полученные путем ростовщичества, то из этого не вытекает убежденность в запретности используемого им имущества.) Однако, если он будет уверен в запретности используемого им имущества, то запрещается пользоваться им, разве что отделение от семьи и разрыв родственных отношений для него будет слишком затруднителен. В таком случае не будет предосудительным использование имущества, смешанного с запретным, но за ним останется обязанность выплатить с него хумс, закят и чужое имущество, находящееся в составе используемого им.



4. Как распределяется хумс?

1. Доля Имама (мир ему!) и доля потомков Пророка (сейидов).

1) Хумс следует делить на две равные части: одна часть – это доля имама (мир ему!), а другая – доля потомков Пророка ((с)).

2) Под словом «Имам (мир ему!)» подразумевается непорочный имам каждой эпохи и в данное время им является двенадцатый имам – Махди (да ускорит Аллах его благословенный приход!). Под словом «потомки Пророка (сейиды)» подразумеваются те, кто по отцовской линии восходят к Хашиму, прадеду Пророка Мухаммада ((с)). Далее об этом будет сказано подробнее.

3) Доля Имама (мир ему!) в наше время, когда нет к его светлости доступа, в целом, находится в распоряжении лидера мусульман, который использует ее в целях, угодных Имаму (мир ему!), в интересах мусульман, в особенности, для благоустройства духовных семинарий и т.п. Доля потомков Пророка ((с)) также, как и доля Имама (мир ему), находится в распоряжении лидера мусульман. Таким образом, если кто-то обязан выплатить хумс или в его имуществе есть средства, которые нужно выплатить в качестве хумса, будь то доля Имама или потомков Пророка, он должен дать его распорядителю (валий аль-амр) хумса или его представителю, у которого есть от него соответствующее разрешение. Если он захочет использовать хумс, который обязан выплатить, в благотворительных целях, например, для покупки и распространения полезных и необходимых религиозных книг, или для содействия заключения браков, чтобы женить нуждающихся потомков Пророка, заплатить вместо них коммунальные платежи и т.п., он должен получить на это разрешение.



4) Если мукаллиды (последователи муджтахида) в вопросе выплаты хумса будут действовать согласно фетве муджтахида, которому они следуют, то они будут считаться выполнившими свою обязанность.

Внимание!

● Нельзя прощать выплату хумса (доли Имама и потомков Пророка) тому, кто должен его выплатить.

● Ведение коммерческой деятельности, капитал которой собран из религиозных налогов (как хумс и закят), необходимо тратить на определенные исламским законом цели и отказ от использования их, пусть даже с намерением использовать доходы на нужды культурной организации, без разрешения распорядителя хумса не дозволяется. В случае, если на эти деньги будет вестись коммерческая деятельность и полученная прибыль зависит от капитала, то ее необходимо использовать в тех же обстоятельствах, что и сам капитал, и она не облагается хумсом.

● Те, кто выплачивают религиозные налоги через представителей распорядителя хумса или других лиц с целью, чтобы эти средства дошли в офис распорядителя хумса, могут потребовать у них квитанцию, заверенную его печатью.

● Если человек сомневается, есть ли в действительности разрешение у человека, утверждающего, что у него есть разрешение собирать хумс от распорядителя хумса, то следует вежливо попросить у него показать свое письменное разрешение, или же попросить его показать квитанцию о получении хумса, заверенную печатью распорядителя хумса. Если он поступает согласно разрешению, данному ему распорядителем хумса, то его действие подтверждается и считается правильным.

● Не дозволяется отдавать долю Имама или потомков Пророка тем, кому с точки зрения исламского закона не полагается ее давать и тем, кто не попадает под действующие в исламском центре обучения правила относительно стипендии.







Сейчас читают про: