Культурно-цивилизационная. 2 страница


8. Возвышение Москвы. Формирование Московского государства в 14 – 15 в.в. Государственная деятельность Ивана III.

Возвышение Московского княжества началось в конце XIII в. Первым московским князем по завещанию отца стал младший сын Александра Невского Даниил Александрович (1263-1303 гг.). Этот правитель сумел несколько расширить земли своего княжества. В начале 90-х гг. Даниил присоединил к Ростовскому княжеству Можайск, а в 1300 г. отвоевал у Рязани Коломну. Сын Даниила Юрий Данилович с 1304 г. повел борьбу за великое владимирское княжение с Михаилом Ярославичем Тверским, получившим в 1305 г. в Орде ярлык на великое княжение. Поддержку московскому князю оказывал митрополит всея Руси Петр. В 1317 г. Юрий добился получения ярлыка на великокняжеский престол из рук хана Узбека, а спустя год в Орде главный враг Юрия - Михаил Тверской - был убит. После смерти последнего в 1332 г. ярлык на великое княжение почти постоянно находился в руках московских князей. Ивану Калите удалось упрочить свое влияние в Новгороде, приобретя в Орде ярлыки на удельные княжества с центрами в Угличе, Галиче и Белоозере. Помимо этого, Иван I покупал в других княжествах села, становившиеся опорными пунктами "собирания" русских земель вокруг Москвы. Калита первым использовал передачу земли в качестве платы за службу. За годы правления Ивана Калиты территория княжества увеличилась в четыре раза. Политику Ивана по укреплению Московского княжества продолжили его сыновья - Семен Гордый и Иван II Красный. В правление этих князей прекратились опустошительные набеги ордынцев и литовцев. После смерти Ивана II Красного московским князем стал его 9-летний сын Дмитрий (1359-1389 гг.). Великий князь Дмитрий Иванович продолжал политику укрепления Московского княжества. В 1367 г. был возведен белокаменный Московский Кремль. В 1371 г. Москва нанесла сильное поражение рязанскому великому князю Олегу. Продолжалась борьба и с Тверью. Когда в 1371 г. Михаил Александрович Тверской, получив ярлык на великое княжение Владимирское, попытался занять Владимир, Дмитрий Иванович отказался повиноваться ханской воле. В 1375 г. Михаил Тверской вновь получил ярлык на владимирский стол. Тогда против него выступили почти все князья Северо-Восточной Руси, поддержав московского князя в его походе на Тверь. После месячной осады город капитулировал, по заключенному между московским и тверским князем договору Михаил признавал Дмитрия своим "братом старейшим", т.е. становился в подчиненное положение. В результате внутриполитической борьбы в северо-восточных русских землях Московское княжество добилось первенствующего положения в "собирании" русских земель и превратилось в реальную силу, способную противостоять Орде и Литве. С 1374 г. Дмитрий Иванович прекратил выплату дани Золотой Орде.

Причинами усиления Московского княжества были: 1).выгодное экономико-географическое положение. Москва находилась на оживленном торговом пути Прибалтика - Поволжье - Средняя Азия и прибыльная хлебная торговля приносила в княжескую казну немалые доходы; 2).выгодное стратегическое положение. Москва, контролировавшая поставки хлеба в Новгород из Поволжья, в кризисных ситуациях перекрывала торговые пути, что делало новгородцев более сговорчивыми. С XIV в. в Новгороде выбирались подконтрольные Москве князья; 3).захват Владимирского великого княжения, что давало Москве экономический (сбор "выхода") и политический (в случае неповиновения против местных князей применяли ордынские отряды) контроль над всеми княжествами Северо-Восточной Руси; 4).понимание московскими князьями особой роли православия в период монголо-татарского ига. Московские князья поддерживали добрые отношения с митрополитом Петром. Резиденция митрополитов вскоре была перенесена в Москву; 5). исключительный прагматизм московских князей. Одними из первых они пошли на тесное сотрудничество с Ордой. Это позволило подчинить Москве практически все княжества Северо-Восточной Руси и обеспечить прекращение ордынских погромов, а также сдерживать натиск Литвы.

27 февраля 1462 г. Василий II умер, на престол взошел его сын Иван III (1462-1505), который должен был окончательно закончить объединение земель вокруг Москвы. При нем продолжается активное объединение русских земель под властью Москвы. В 1463-1468 гг. к Москве было присоединено Ярославское, а в 1474г. - Ростовское княжество, частью которого московское князья владели и прежде. Настало время Новгорода. Он обладал большими финансовыми и материальными средствами и вел упорную борьбу против подчинения Москвы. Попытка Новгорода войти в состав Речи Посполитой вызвала войну 1471 г., закончившуюся победой московского оружия на р.Шелони и Коростынским договором того же года. После успешного похода на Новгород в 1477 г. Этот город окончательно превратился в протекторат Москвы. Как символ падения независимости Новгорода, из него был вывезен вечевой колокол (1478г.). В 1485г. потеряло независимость и Тверское княжество. Тверской князь Михаил Борисович, вопреки договору с Иваном III, продолжал сношения с Литвой. Московские рати, покорив Тверь, вынудили бежать Михаила в Литву.

Династический брак Ивана III и Софьи Палеолог (племянницы последнего византийского императора) подчеркивал преемственность Руси от Византии (в первую очередь религиозную: теория «Москва-Третий Рим», была сформулирована монахом Филофеем Псковским в 1520-х гг.). С этого времени Иван III говорит о себе как о «государе всея Руси», гербом становится двухглавый орел (византийский герб), атрибутами власти становится: шапка Мономаха, скипетр и держава.

Основным внешнеполитическим противником Московского государства в XVв. Остается Золотая Орда. В этот период из нее стали выделяться самостоятельные ханства, например, Казанское – в 1445г., Астраханское –в 1459-1460 гг. Орда уже не имела никаких возможностей вмешиваться как во внутренние дела Руси, так и влиять на ее внешнеполитическую ориентацию. Однако, несмотря на постоянное понижние размера дани, она все-таки выплачивалась. В 1478 г. Иван III полностью отказался выплачивать дань, что привело к противостоянию войск хана Ахмата и войск Ивана III на реке Угре в октябре-ноябре 1480г. Казимир Литовский, занятый внутренними усобицами и отражением крымского набега, помощи Ахмату не оказал. Иван III же заручился поддержкой врага Ахмата крымского хана Менгли-Гирея. Однако, видя силу московского войска, Ахмат ушел в степь. Конец «стояния на Угре» считается окончательным падением ордынского ига на Руси.


9. Московское царство: система власти и управления (16 – 17 вв).

Особенности политической системы Московского царства:

а) внутренней: 1) деспотический характер власти, обусловленный особенностями централизации; 2) идеология национально-религиозной исключительности, выраженная в девизе «Москва – Третий Рим», как следствие обретения Русью с XV века роли оплота мирового православия (единственное в мире независимое православное государство), отсюда – 3) усиление изоляции и отставания от Европы;

б) внешней: 1) огромная территория государства; 2) ее дальнейший непрерывный рост в ходе колонизации и внешнеполитической экспансии; 3) превращение Руси в многонациональное государство уже в XVI веке. 1547-1584 – правление Ивана Грозного (первым на Руси принял в 1547 г. титул царя. Позднее это было дополнено присвоением главе Русской православной церкви с 1589 г. титула патриарха).

1549-1560 – период реформ «Избранной рады» (ближайших советников молодого Ивана Грозного).

Основные реформы:

1) учреждение Земских соборов (с 1549) – выборных съездов от представителей различных сословий, созывавшихся для совещания с царем по важнейшим вопросам, как результат – формирование на Руси 3-го, наиболее классического этапа традиционного общества – сословно-представительной монархии (то же самое происходило в Западной Европе);

2) новый Судебник 1550 с ответственностью за должностные преступления;

3) введение административно-территориального деления на уезды во главе с воеводами и замена системы поборов воевод с местного населения должностными окладами;

4) учреждение отраслевых органов государственного управления – приказов (прообраз современных министерств) с профессиональным аппаратом чиновников;

5) создание стрелецкого войска, впервые вооруженного огнестрельным оружием;

6) унификация денежной системы, святых, мер и весов.

Итог – завершение централизации страны и формирование основ профессионального государственного аппарата.

1560 – переход Ивана Грозного к единоличному правлению и репрессиям.

Характеристика личности Ивана Грозного, его окружения и поступков (7 жен, Сильвестр и Адашев, Курбский, Колычев, Федоров, Басмановы, погром Новгорода, убийство сына). 1565-1572опричнина Ивана Грозного (во главе с Малютой Скуратовым) – «государство в государстве» с системой массового террора, переселений и конфискаций имущества.

2 концепции опричнины: С.Ф. Платонов – считал направленной против сепаратизма бояр; С.Б. Веселовский и В.Б. Кобрин – доказывали ее всеобщий характер, поскольку бояре (в отличие от бывших удельных князей) сами были заинтересованы в централизации, имея владения не компактные, а рассеянные по различным уездам.

Итоги: 1) утверждение самодержавия – единоличной власти царя;

2) разорение хозяйства страны, и как результат – введение крепостного права1581) – закрепление крестьян за помещиками без права перехода от одного к другому (ранее существовало право перехода в Юрьев день).

Внешняя политика Ивана Грозного: 1552 – покорение Казанского ханства; 1556 – покорение Астраханского ханства; 1558-1583 – Ливонская война за выход к Балтийскому морю (первоначально – против Ливонского ордена), успешно начатая, но после вступления в войну против Руси блока европейских государств во главе с Польшей и Швецией сменившаяся серией неудач и закончившаяся поражением; 1571 – нашествие крымского хана Девлет-Гирея на Москву; 1581 – покорение Сибирского ханства казачьим атаманом Ермаком и начало присоединения и освоения Сибири; во весь период – начало интенсивной внешней торговли с Англией.

Хроника событий, предшествовавших Смутному времени, и самого Смутного времени: 1598 – пресечение династии Рюриковичей со смертью царя Федора Ивановича (сына Ивана Грозного) и избрание Земским собором на царский престол боярина Бориса Годунова. 1604 – начало Смуты – средневековой гражданской войны, как следствие; а) нарастания социальных противоречий (особенно в результате закрепощения крестьян), б) династического кризиса после прерывания династии Рюриковичей, в) неурожая и голода 1600-1603 гг. Первое крупное событие Смуты – выступление самозванца Лжедмитрия (беглого монаха Григория Отрепьева, присвоившего себе имя младшего сына Ивана Грозного, убитого по тайному приказу Бориса Годунова в борьбе за власть) во главе недовольной части крестьян, казаков, посадских и дворян при поддержке наемников Польши и Ватикана. 1605 – смерть Бориса Годунова и захват престола Лжедмитрием. 1606 – восстание в Москве против Лжедмитрия и его убийство. Избрание Земским собором на царский престол князя Василия Шуйского. 1607-1609 – осада Москвы самозванцем Лжедмитрием II по прозвищу «Тушинский вор» и его убийство. 1609 – начало открытой польской интервенции на Русь. 1610 – свержение боярами с престола Василия Шуйского, вступление в Москву поляков и присяга боярского правительства польскому королевичу Владиславу. 1612 – освобождение Москвы народным ополчением под предводительством Минина и Пожарского. 1613 – избрание Земским собором на царский престол династии Романовых (первый царь – Михаил Федорович). Конец Смуты. Аналоги русской Смуты в средневековой Европе – война Алой и Белой розы в Англии, гугенотские войны во Франции, Тридцатилетняя война в Германии.

Итоги Смуты: 1) разорение страны; 2) внешнеполитическое ослабление.

Новые черты политической системы в XVII веке – при первых Романовых (Михаил Федорович, его сын Алексей Михайлович и его старшие дети): 1) укрепление царской власти; 2) отмена местничества (с 1682) – средневекового принципа старшинства бояр по знатности рода, с заменой принципом выдвижения только по заслугам и личным способностям.

Основные события внешней политики первых Романовых: 1-я половина XVII века – освоение и присоединение всей Сибири и большей части Дальнего Востока (до Тихого океана) русскими казачьими отрядами С. Дежнева, Е. Хабарова и др. 1654-1667 – присоединение Левобережной Украины в результате добровольного волеизъявления ее народа во главе с гетманом Богданом Хмельницким и последующей войны Руси с Польшей.


10. Московское царство: эволюция сословного строя (16 – 17 вв).

Особенности сословного строя Русского государства: 1) формирование сословий не столько под влиянием социально-экономических причин (как на Западе), сколько под воздействием потребностей быстро растущего государства, с распределением обязанностей между ними;2) возможность оттока недовольных на окраины, отсюда – сдерживание социальных противоречий;3) огромный фонд государственных земель (из конфискованных земель бывших удельных князей), почти равный частному и служивший опорой экономической мощи государства.

Основные сословия:

бояре – крупные феодалы, владевшие землей по наследству (вотчины) и входившие в состав совещательного органа при царе – Боярской думы;

дворяне – небогатые феодалы, получавшие землю в условное владение за службу;

духовенство (белое – с правом жениться, но без возможности карьеры, и черное – без права жениться, но с перспективой карьеры);

купечество;

посадские (впоследствии мещане) – горожане (ремесленники и прочие);

стрельцы – войсковое сословие (постоянная, но нерегулярная армия);

казаки – войсковое сословие вольных общинников на окраинах государства, первоначально строившееся на началах военной демократии во главе с выборными атаманами и нередко служившее ядром бунтов и мятежей (Лжедмитрия, «Тушинского вора», Стеньки Разина, Пугачева), а впоследствии превращенное царями в полностью подчиненное, регулярное военно-земледельческое сословие с рядом привилегий, ставшее надежное опорой престола; исторический феномен России;

крестьяне – помещичьи (крепостные), государственные (тогда назывались «черносошными»), дворцовые (принадлежавшие царской семье) и монастырские (церковные).

Этапы складывания и усиления крепостного права:

1581 – закрепощение (первоначально – как временная мера);в дальнейшем – последовательное возрастание сроков закрепощения и розыска беглых крестьян; 1649 (по Соборному уложению царя Алексея Михайловича) – окончательное закрепощение с правом бессрочного возврата беглых; 1718 (при Петре Великом) – введение личной крепостной зависимости от помещиков с правом продажи крестьян без земли (после установления подушной подати);2-я половина XVIII века (при Екатерине Великой) – закрепление юридической власти помещиков над крестьянами с запрещением им жаловаться на помещиков.

В отличие от Западной Европы, где крепостное право отмерло еще в средние века, в России и др. странах Центральной и Восточной Европы (Германии, Польше) оно складывалось позднее и приобрело более тяжелый характер, близкий к рабству.Стимулы усиления крепостного права в России:

1) быстрый рост дворянского сословия;2) относительно малая плодородность земли.

Последствия крепостного права Смута, церковный раскол, бунты XVIIвека.

Новые черты в экономике и социальных отношениях в XVII веке (при первых Романовых):

1) развитие хозяйственной специализации регионов и связей между ними;

2) появление мануфактур – первых промышленных предприятий с разделением труда;

3) усиление эксплуатации крестьян и крепостного права (окончательно – с Соборного уложения царя Алексея Михайловича 1649 г.), отсюда – серия народных восстаний (Соляной и Медный бунты в Москве, восстания в Новгороде и Пскове, крупнейший казацко-крестьянский бунт Стеньки Разина на Волге и Дону 1670-1671 гг.).

1654 – раскол Русской православной церкви в результате обрядовой реформы патриарха Никона.

Результаты:

1) присоединение недовольной властью и усилением крепостного права части народа к старообрядцам (раскольникам), преследуемым властью; фанатизм раскольников (вплоть до самосожжений; их идеолог протопоп Аввакум сожжен на костре по приговору церкви в 1681 г.);

2) ослабление церкви и еще большая ее зависимость ее от государства (яркий показатель – неудачная попытка Никона в 1658 г. подчинить государственную власть церковной по образцу папы римского, закончившаяся его лишением сана и ссылкой в 1666 г.).

Религиозная окраска социального протеста имела место и в странах Западной Европы в позднее средневековье, но в обратной разновидности протестантской Реформации; на Руси же она приобрела консервативную форму старообрядчества, поскольку власть сама поддержала церковную реформу – народу же важен был повод.


11. Культура Московского государства в 16 -17 в.в.

17 век был началом нового периода в области культуры. Произошли изменения в социально-экономической и политической жизни русского общества, которые вызвали оживление общественно-политической мысли передовой части народа. Активизация городской жизни, развитие промышленности, ремесла и торговли в значительной степени повысили роль посадского населения, его тягу к знаниям и просвещению. Обстановка “бунташного века”, решительные действия против угнетателей укрепляли веру в людей в свои силы, будили в них тягу к новому и осмысленному существованию. Раскол еще больше ослабил влияние церкви. Русское искусство делало первые шаги, чтобы стать светским, свободным в своем выражении. Этому способствовало еще и расширение связей с Западом. Наряду с греко-славянским просвещением в Россию пришла западно-латинская культура, отвергавшаяся ранее православной церковью. Но русская культура в основе своей оставалась феодальной, доступной только высшей прослойке господствующего класса. Сами центры культуры формировались в наиболее крупных городах с промышленностью, ремеслом, торговлей, и прежде всего в Москве, при царском дворе. Социальный протест широких народных масс против засилья крепостников нашел свое отражение в устном народном творчестве. Одно из центральных мест занимали в нем пословицы и поговорки. В 17 веке наступил новый этап в развитии русского языка. Центральные районы во главе с Москвой сыграли в нем ведущую роль. Московский говор стал доминирующим, превратившись в общевеликорусский язык. Образованию и просвещению придавалось большое значение. В Москве в 80-х годах 17в. около 24% посадского населения было грамотным. Большим спросом пользовались печатные буквари. Продолжали распространяться и рукописные книги. Но все большее развитие получала типографская печать.17 в. явился новой страницей в истории книгопечатания в России. Появились частные библиотеки. В17в. в России впервые появилась рукописная газета, которая называлась “Куранты”. Продолжалось дальнейшее распространение практических и естественнонаучных знаний, совершенствовались медицинские знания. В связи с освоением новых территорий и расширением связей с другими странами в России происходило накопление географических знаний. Крупным событием было издание “Синопсиса” (по-гречески — обозрение, описание). Автором его был ученый монах Киево-Могилевской академии Иннокентий Гизель. В “Синопсисе” излагались история Руси с древнейших времен. Распространение грамотности в среди городского посада и появление значительной прослойки образованных людей в разросшейся системе государственных приказов способствовали проникновению в литературу XVII в. демократических начал. Для архитектуры XVII век тоже был временем появления новых веяний, вкусов и форм. Монументальные храмы, которые в предшествующий период строили государство и влиятельное духовенство, уступают теперь место небольшим, но нарядным, узорчатым посадским церквам. В этом сказалось народное стремление к красоте, уход от церковного фанатизма и аскетизма. Стремление это встретило суровое сопротивление церкви, но преодолеть общее движение к новому она уже не могла. В Москве к выдающимся произведениям зодчества XVII столетия относятся храм Рождества Богородицы в Путниках, церковь Троицы в Никитниках, церковь в Останкине, церковь Николы в Хамовниках. Каменное зодчество постепенно от церковного строительства перешло к жилым и хозяйственным постройкам светской знати, духовных владык и богатых посадских людей. Новых успехов достигло деревянное зодчество, широко распространенное на севере страны. Борьба нового со старым, характерная для развития русской культуры в XVII столетии, не могла, конечно, не затронуть живопись. Здесь церковь всеми доступными ей мерами боролась против светских тенденций. Стремлением к реализму отличались работы живописцев Ярославля, Костромы и других городов. Оживленные связи России с Западом во второй половине XVII в. способствовали возникновению в Москве придворного театра. Церковь враждебно относилась к светскому народному театру. Развитие русской культуры XVII в отразило важнейший процесс формирования русской нации. С ним связывается начавшееся разрушение средневековой религиозно-феодальной идеологии и утверждение светских начал в духовной культуре. Несмотря на противодействие церковников, боявшихся проникновения в Россию “латынства”, в XVII в. расширялись культурные связи с Западной Европой. Однако, все эти новые культурные веяния коснулись только верхушки общества. Основная масса населения оставалась неграмотной и суеверной. Для дальнейшего развития русской культуры стране требовались более решительные и широкие преобразования, которые были позже осуществлены Петром.


12. Понятие о модернизации традиционного общества. Начало модернизации в России. Реформы Петра I.

Основные предпосылки реформ Петра Великого:

1) тупик изолированного пути развития, выраженного в девизе «Москва – Третий Рим», как следствие – усиление отставания от Европы, необходимость перенимания ее опыта;

2) необходимость выхода к морям для нормального развития экономики.

Модернизация традиционного общества – его эволюция в направлении к индустриальному. Петровские реформы – 1-й этап модернизации в России, прежде всего исчез 3-й признак прежнего общества в его верхнем слое – господство религии, церкви и этнических традиций в культуре и сознании людей.

Годы правления Петра Великого – 1689-1725 (после свержения его старшей сестры, правительницы царевны Софьи). Реальное начало реформ – 1698 (после поездки по Европе в составе «Великого посольства» и подавления стрелецкого бунта).

Содержание петровских реформ:

а)Экономика: - усиленное строительство мануфактур на крепостном труде (из-за нехватки свободных рабочих рук) и первых в России каналов, как следствие – развитие промышленности (самый яркий пример – Демидовы) и ее новых отраслей (судостроение и др.) с усилением роли государства в экономике.

б)Социальные отношения: - консолидация сословий (слияние боярства с дворянством путем закрепления за дворянами наследственной собственности на землю в 1714 г. и упразднения Боярской думы в 1711 г., упразднение сословия холопов и т.п.); - усиление зависимости всех сословий от государства (обязательная гос. служба для дворян, повышение налогов на др. сословия) и, с др. стороны, крестьянства – от дворян (замена подворной подати подушной в 1718, как следствие – личная крепостная зависимость вместо поземельной), отсюда – народные восстания (стрелецкий бунт, Астраханское восстание, восстание Булавина на Дону).

в)Государственное управление: - модернизация гос. аппарата на профессиональной основе – как центрального (вместо узкосословной наследственной Боярской думы с 1711 – Сенат, по назначению и из любых дворян), отраслевого (вместо громоздкой и путаной системы приказов с 1718 - коллегии), так и местного (наряду с многочисленными уездами с 1708 – губернии во главе с губернаторами); - введение прокуратуры как органа надзора (с 1722); - закрепление чиновно-бюрократической иерархии единой системой чинов – Табелью о рангах 1722 г. (просуществовавшей до революции 1917) с доступом к получению дворянства по выслуге чинов; - окончательное формирование самодержавия (без Земских соборов, последний из которых созывался в 1686 г.), причем с тоталитарным оттенком (всеобщая зависимость от государства);- разграничение понятий государя и государства как Отечества (яркий пример – дело царевича Алексея 1718 г.), с заменой права престолонаследия по старшинству назначением наследника царем.

г) Церковь: - подчинение церкви государству с упразднением патриаршества (1700) и заменой его Синодом во главе с назначаемым царем гражданским чиновником – обер-прокурором (1721), как результат – окончательная утрата церковью духовной независимости (по приказу царя священники даже нарушали тайну исповеди) и падение ее авторитета и влияния.

д) Культура и просвещение: - поворот от тупикового лозунга «Москва – Третий Рим» к курсу «учиться у Европы» с прагматическим содержанием (в противоположность современным западникам и Б. Ельцину, Петр учился у Запада не для подчинения ему, а для победы над ним его же оружием); как символ этого – перенос столицы России из патриархальной Москвы в новую блестящую европейскую столицу на берегу Балтики, построенную на народных костях – Санкт-Петербург (основан в 1703, столица с 1712); - светский характер образования и мировоззрения, упразднение культурной монополии церкви (отчего еще более упала ее роль); - развитие просвещения (Академия наук с 1725, первые в России СМИ с 1703 – газеты, первые библиотеки, театры и музеи, сеть средних и средних специальных школ); - обязательное образование для дворян (нельзя жениться без экзамена); - внедрение европейских обычаев и моды, обучения иностранным языкам; - раскрепощение женщин по европейскому образцу.

е) Военное дело: - создание регулярной, первоклассно вооруженной и обученной профессиональной армии на базе рекрутской воинской повинности (с 1705); - создание флота (впервые в истории России) и превращение его в один из сильнейших в мире.

Внешняя политика Петра Великого, основные события: 1700-1721 – Северная война со Швецией, ее кульминационное событие – 1709 – Полтавская битва – разгром шведской армии короля Карла XII лично Петром Великим; с этой даты ведется отсчет истории России как великой державы, с которой стал реально считаться Запад. 1721 – окончание войны с присоединением к России устья Невы и северной Прибалтики (современные Латвия и Эстония). Превращение России в великую и морскую державу, что символизировало принятие Петром Великим наследственного императорского титула – начало Российской империи (помимо этого, Сенат присвоил ему персональный титул «отец Отечества»). Общие итоги реформ и деятельности Петра Великого: 1) всеобщая модернизация страны и ускорение ее развития; 2) духовное, научно-техническое и культурное сближение с Западом («прорубил в окно в Европу»); 3) превращение России в великую державу; 4) превращение России в морскую державу; 5) мощный стимул для дальнейшего территориального роста и внешнеполитического усиления; 6) переход от церковного средневековья к новому времени в области культуры; далее – негативы: 7) дальнейшее усиление роли государства и деспотизма власти; 8) усиление крепостного права, тупиковый путь развития промышленности на крепостной основе под опекой государства (как следствие зависимости реформ от военных потребностей); 9) общее усиление эксплуатации всех сословий; 10) чрезмерный упадок религии, ее нравственного влияния на народ; 11) полный отрыв дворянства (основного объекта просветительных реформ Петра) от народа, имевший далеко идущим последствием взаимное непонимание между народом и интеллигенцией, выросшей из дворянства в XIX веке, что в дальнейшем сыграло трагическую роль в революции 1917 г. Противоречия и масштабы личности Петра Великого, поражавшей иностранцев (широта и глубина ума, разносторонние таланты (владел множеством профессий), исключительная воля – и бешеная жестокость, особенно при усмирении стрелецкого бунта и в деле царевича Алексея; простота в быту, храбрость, чувство долга перед Отечеством – и крайний деспотизм, пренебрежение к человеческой жизни; тяга к просвещению – и варварское глумление над национальными обычаями, пьянство).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: