Редкая интеллектуальная игра обходится без вопросов, поэтому качественный подбор и составление вопросов – серьезная проблема для организаторов подобной деятельности.
Рассмотрим классификацию вопросов и заданий для интеллектуальных игр. (см. Таблицу №3)
Таблица №3
Продуктивные | Условно допустимые | Недопустимые | |||||||||||
На сообразительность | «Известное об известном» | На логическое и ассоциативное мышление | На «удачу» | На «приближение» | Воспроизводящие | Воспроизводящие «с уловкой» | Перечисление | Вопросы - лекции | Вопросы – розыгрыши | Неэтичные вопросы | |||
«Ответ в вопросе» | Вопросы – шутки | «Оригинально о банальном» | Вопрос – подсказка | ||||||||||
Примеры вопросов и заданий разных типов для интеллектуальных игр.
I. Продуктивные.
1. Вопросы на сообразительность.
Позволяют создать интригу, приковывают внимание. Эти вопросы строятся на базовом уровне знаний человека, но несколько зашифровываются, чтобы игрок в полной мере проявил свои мыслительные способности. Во время обсуждения подобных вопросов возникают занимательные и неожиданные версии и доводы, что усиливает интерес к игре.
|
|
Примеры:
- Английский король Георг I, начиная с 54-летнего возраста и до конца жизни, был вынужден постоянно пользоваться услугами переводчика. Что же с ним случилось в этом возрасте? (Он стал английским королём, а т.к. был немцем, не знал английского языка и не хотел его учить, то пользовался услугами переводчиков.)
- В начале 90-х годов XX века в Национальной хоккейной лиге появилась новая команда – «Могучие утки» из города Анахайм. Как в переводе на русский язык звучит название ледовой арены, построенной в этом городе? («Пруд»)
Ответ в вопросе».
Интересная вариация вопросов на сообразительность, где ответ содержится в самом вопросе. Эти вопросы великолепно тренируют чутье игроков на верный ответ и умение вычленять необходимые сведения из представленной информации.
Примеры:
- В Древней Руси, чтобы расплатиться, могли отрубить часть слитка серебра. Как мы сейчас называем отрубленную часть? (Рубль)
- Представьте, что вы капитан космического корабля. В вашей команде 5 человек, им по 20 лет. Сколько лет всему экипажу? (5х20=100 + число лет капитана, т.е. человека, которому задан вопрос)