Мышление – это активная форма творческого отражения и преобразования человеком действительности. Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации и ее решением.
Школьное обучение направлено на развитие конвергентного мышления, при котором ведущая роль отводится коре левого полушария мозга, особенно функций, связанных с запоминанием, сохранением и воспроизведением информации. Левое полушарие мозга обрабатывает информацию последовательно и линейно, аналитически и логически. Конвергентное мышление необходимо в таких профессиях, как швея-мотористка, слесарь, учитель, военный, оператор ЭВМ, бухгалтер и т.п. ГИА, ЕГЭ и т. н. тесты достижений рассчитаны на людей с преобладающим конвергентным мышлением.
Дивергентное мышление свойственно творческим людям, которые способны образовывать неожиданные комбинации из обычных элементов или находить и устанавливать связи между элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. В творчестве ведущая роль отводится правому полушарию, которое обрабатывает информацию глобально, синхронно и интуитивно, то есть нелинейно.
|
|
Большинство тестов, используемых для измерения интеллекта, так же имеет одно правильное решение, поэтому они не улавливают людей с нестандартным мышлением.
Методики, включенные в данный раздел, направлены на диагностику типа мышления, интеллектуальной гибкости, вербального (речевого) и невербального интеллекта.
Хотя результаты диагностики познавательной сферы могут учитываться самими подростками при выборе профессии и профиля обучения, не стоит их абсолютизировать, потому что высокий интеллект не гарантирует профессиональной успешности – надо учитывать личностные особенности и систему ценностей. Поэтому при подсчете результатом допускается самопроверка и анализ ошибок и не допускается озвучивание данных диагностики.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА МЫШЛЕНИЯ (методика Дж. Брунера в модификации Г. Резапкиной)
Если бы человек познавал мир только с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния, он никогда бы не сделал открытий, которые возвысили его над миром животных. Наравне с органами чувств у нас есть особое средство познания — мышление.
… Художник Сэмюэль Морзе в 1832 году возвращался в Америку из Европы, где с успехом прошла выставка его картин. Морской путь занимал более месяца. Попутчиками Морзе оказались физики. Наслушавшись их разговоров, Морзе, которому неизвестны были даже азы физики, высказал мысль, что в основу системы передачи информации могут быть положены комбинации сигналов. Вернувшись домой, художник забрасывает живопись и занимается изобретением устройства, которое назовут телеграфом.
|
|
Его демонстрация состоялась в сентябре 1837 года в Нью-Йоркском университете. А через пять лет Морзе получает правительственный заказ на строительство 40-мильной телеграфной линии Балтимор-Вашингтон. Сначала Морзе хотел прокладывать провод в земле, но это было сложно и дорого, поэтому он решил заменить подземный кабель более экономичной и надежной воздушной линией. Вместо изоляторов на столбах он использовал бутылки. Сейчас поверхность Земли покрывают миллионы километров воздушных телеграфных линий. [2]
· Какие качества помогли Морзе сделать его открытие?
Тип мышления – это индивидуальный способ преобразования информации, который накладывает отпечаток на стиль работы, склонности, интересы и профессиональную направленность. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в определенных видах профессиональной деятельности.
Методика состоит из 32 утверждений и позволяет узнать ведущий тип мышления, т.е. индивидуальный способ обработки информации.
Инструкция
Если согласны с высказыванием, в бланке рядом с его номером поставьте «+», если нет «–».
1 | 5 | 9 | 13 | 17 | 21 | 25 | 29 | П-Д |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 | 22 | 26 | 30 | А-С |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 | 23 | 27 | 31 | С-Л |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 | 28 | 32 | Н-О |
1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому
2. Мне интересно было бы составлять компьютерные программы
3. Я люблю читать книги
4. Мне нравятся произведения живописи, скульптуры, архитектуры
5. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках
6. Я люблю играть в шахматы
7. Я легко излагаю свои мысли в устной и в письменной форме
8. Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев
9. Мне нравится все делать своими руками
10. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями
11. Я придаю большое значение сказанному слову
12. Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспоминания
13. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок
14. Мне интересно разбираться в природе физических явлений
15. Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста.
16. Я могу представить предмет или животное, которого нет в природе.
17. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей
18. Я люблю точные науки (математику, физику)
19. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихотворений
20. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события
21. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать
22. Я понимаю красоту математических формул
23. Мне легко выступать перед аудиторией
24. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты
25. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить
26. Мне интересно было бы расшифровать тайные знаки
27. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка
28. Я понимаю красоту природы и искусства
29. Мне нравится работа, требующая физической активности
30. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения
31. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю
32. Мне легко представить в образах содержание рассказа или фильма