Мыслительные способности

Мышление – это активная форма творческого отражения и преобразования человеком действительности. Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации и ее решением.

Школьное обучение направлено на развитие конвергентного мышления, при котором ведущая роль отводится коре левого полушария мозга, особенно функций, связанных с запоминанием, сохранением и воспроизведением информации. Левое полушарие мозга обрабатывает информацию последовательно и линейно, аналитически и логически. Конвергентное мышление необходимо в таких профессиях, как швея-мотористка, слесарь, учитель, военный, оператор ЭВМ, бухгалтер и т.п. ГИА, ЕГЭ и т. н. тесты достижений рассчитаны на людей с преобладающим конвергентным мышлением.

Дивергентное мышление свойственно творческим людям, которые способны образовывать неожиданные комбинации из обычных элементов или находить и устанавливать связи между элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. В творчестве ведущая роль отводится правому полушарию, которое обрабатывает информацию глобально, синхронно и интуитивно, то есть нелинейно.

Большинство тестов, используемых для измерения интеллекта, так же имеет одно правильное решение, поэтому они не улавливают людей с нестандартным мышлением.

Методики, включенные в данный раздел, направлены на диагностику типа мышления, интеллектуальной гибкости, вербального (речевого) и невербального интеллекта.

Хотя результаты диагностики познавательной сферы могут учитываться самими подростками при выборе профессии и профиля обучения, не стоит их абсолютизировать, потому что высокий интеллект не гарантирует профессиональной успешности – надо учитывать личностные особенности и систему ценностей. Поэтому при подсчете результатом допускается самопроверка и анализ ошибок и не допускается озвучивание данных диагностики.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА МЫШЛЕНИЯ (методика Дж. Брунера в модификации Г. Резапкиной)

Если бы человек познавал мир только с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния, он никогда бы не сделал открытий, которые возвысили его над миром животных. Наравне с органами чувств у нас есть особое средство познания — мышление.

… Художник Сэмюэль Морзе в 1832 году возвращался в Америку из Европы, где с успехом прошла выставка его картин. Морской путь занимал более месяца. Попутчиками Морзе оказались физики. Наслушавшись их разговоров, Морзе, которому неизвестны были даже азы физики, высказал мысль, что в основу системы передачи информации могут быть положены комбинации сигналов. Вернувшись домой, художник забрасывает живопись и занимается изобретением устройства, которое назовут телеграфом.

Его демонстрация состоялась в сентябре 1837 года в Нью-Йоркском университете. А через пять лет Морзе получает правительственный заказ на строительство 40-мильной телеграфной линии Балтимор-Вашингтон. Сначала Морзе хотел прокладывать провод в земле, но это было сложно и дорого, поэтому он решил заменить подземный кабель более экономичной и надежной воздушной линией. Вместо изоляторов на столбах он использовал бутылки. Сейчас поверхность Земли покрывают миллионы километров воздушных телеграфных линий. [2]

· Какие качества помогли Морзе сделать его открытие?

Тип мышления – это индивидуальный способ преобразования информации, который накладывает отпечаток на стиль работы, склонности, интересы и профессиональную направленность. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в определенных видах профессиональной деятельности.

Методика состоит из 32 утверждений и позволяет узнать ведущий тип мышления, т.е. индивидуальный способ обработки информации.


Инструкция

Если согласны с высказыванием, в бланке рядом с его номером поставьте «+», если нет «–».

1 5 9 13 17 21 25 29 П-Д
2 6 10 14 18 22 26 30 А-С
3 7 11 15 19 23 27 31 С-Л
4 8 12 16 20 24 28 32 Н-О

1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому

2. Мне интересно было бы составлять компьютерные программы

3. Я люблю читать книги

4. Мне нравятся произведения живописи, скульптуры, архитектуры

5. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках

6. Я люблю играть в шахматы

7. Я легко излагаю свои мысли в устной и в письменной форме

8. Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев

9. Мне нравится все делать своими руками

10. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями

11. Я придаю большое значение сказанному слову

12. Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспоминания

13. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок

14. Мне интересно разбираться в природе физических явлений

15. Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста.

16. Я могу представить предмет или животное, которого нет в природе.

17. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей

18. Я люблю точные науки (математику, физику)

19. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихотворений

20. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события

21. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать

22. Я понимаю красоту математических формул

23. Мне легко выступать перед аудиторией

24. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты

25. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить

26. Мне интересно было бы расшифровать тайные знаки

27. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка

28. Я понимаю красоту природы и искусства

29. Мне нравится работа, требующая физической активности

30. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения

31. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю

32. Мне легко представить в образах содержание рассказа или фильма


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: