1. Грамотно запущенный слух может быть эффективнее рекламной кампании, прославляющей образ жизни или какого-то политика и его политику. По своей природе человек склонен верить слухам. Сообщения с негарантированной достоверностью гораздо чаще становятся основанием для принятия конкретных решений, чем серьезные аналитические выкладки. Например, о покупке или отдаче голоса за определенного кандидата на выборах, Более того, технология производства и передачи слухов постоянно совершенствуется. В чем секрет эффективности слухов и как их возможности были использованы во время психологической войны
1. Одна из особенностей слуха – в некритичности его восприятия.
2. Распространение слухов основано на доверии между партнерами по общению. Сообщение, полученное от «надежного человека», воспринимается не как слух, а как факт. Да и сами люди, принимающие участие в распространении слуха, абсолютно уверены в том, что говорят.
Есть и другая причина, по которой слух может действовать эффективнее рекламного сообщения. Рекламный «месседж» зачастую не достигает цели, поскольку в момент его трансляции потребность целевой аудитории в рекламируемом продукте не была актуальной. Слух же всегда бывает «во-время», так как обсуждает то, что важно для человека именно сейчас.
Кроме того, никакая другая форма коммуникации не несет в себе такого эмоционального заряда, как слух. А эмоционально окрашенные сообщения воспринимаются и запоминаются гораздо легче.
Слух «говорит» на простом и понятном языке, что способствует его распространению с большой быстротой во всех направлениях. При этом, как правило, сохраняется возможность распространения информации без точного указания на ее источник (конкретное лицо, организацию, государство).
3. Сенсационность и эксклюзивность - характерные черты транслируемой по каналу слухов информации. Сенсации не могут быть проигнорированы индивидом, он спешит поделиться ими с окружающими. И не замечает, как становится не только «жертвой слуха», но и ею проводником.
4. Самое главное: доверие к источнику слуха – более сильный фактор, чем «установки аудитории». Специалистам психологических диверсий достаточно было подобрать соответствующую авторитетную фигуру - и любые стереотипы поведения людей могли быть сломаны или надломлены.
Технологии распространения слухов. Д остаточно четко проявили себя пять основных технологий распространения слухов.
1. «Случайные» разговоры. Рекламные пособия начала XX века описывали классические примеры якобы стихийно возникающих диалогов, посвященных какой-либо партии, политику в общественном транспорте и других людных местах.
Прогрессивной модификацией этого метода является привлечение в качестве агентов по распространению слухов «материально» или как-либо иначе заинтересованных лиц с последующим их инструктажем. Допустим, слухмейкер от имени политика организовывает угощение для наиболее активной части районной пенсионерии, а затем предлагает бабушкам и дедушкам поучаствовать в распространении какой-либо информации.
2. Славимся незаурядными действиями. Неожиданно высокий уровень политических суждений, неожиданно доступный язык, небольшие конкретные дела, подарки школам и прочие приятные сюрпризы – самый простой и удачный повод для распространения позитивных слухов. Главное - удивить, не соответствовать ожиданиям.
3. Дружим с лидерами мнений. «Влиятели», «агенты влияния» - действительно влиятельные люди, которые во многом определяют и мнение, и поведение общественности. Информирование лидеров мнений и ориентирование их в нужном направлении происходило при помощи специально организованных фокус-групп, «профессиональных тусовок» (семинаров, выставок, конференций), интернет-форумов, прямых почтовых рассылок, телефонных обращений от имени различных лиц, предоставления политических материалов бесплатно и т.д.
4. Еще один эффективный метод - инсценирование утечки информации: предоставление сведений под завесой «большой секретности» при личном контакте с лидерами мнений в советском обществе.
5. Воздействие через СМИ. Наиболее типичные примеры этой стратегии - интервью лидеров мнений, выступления представителей политических партий, «новости с политического рынка», статьи о деятельности политиков, партий, скандалы и др.
Эффективность данной стратегии демонстрирует уже упомянутый хрестоматийный пример, когда радиотрансляция романа Герберта Уэллса «Война миров» спровоцировала настоящую панику в одном из американских штатов(люди поверили в прилет марсиан!).
Словом, арсенал в руках диверсантов-слухмейкеров самый разнообразный (при этом сами они считали важным самому не стать жертвой слуха, запущенного противником).
Демократия - это гарантия того, что вами не будут управлять лучше, чем вы заслуживаете.
(Бернард Шоу)
I V. Современная информационно-психологическая война






