Сущность в целом представляет собой совокупность наиболее важных, устойчивых свойств, определяющих природу предмета, явления. Проблема сущности государства - это проблема определения самой важной, определяющей его характеристики.
По вопросу о сущности государства в юридической литературе высказываются разные точки зрения. В большинстве работ, изданных в период советской власти, сущность государства рассматривалась однозначно с классовых позиций как орудие власти господствующего класса. При этом утверждалось: научная мысль не должна останавливаться на восприятии лишь внешних, поверхностных сторон государства, а проникать в глубь познания его природы. Соответственно, под сущностью государства понималась его классовость. Государство трактовалось как машина, орудие для насилия одного класса над другим.
Такое понимание сущности государства было положено в основу деятельности властей в период социализма в нашей стране. Это использование государственного принуждения, насилия для ликвидации предыдущего общественного строя, насильственные формы социалистических преобразований. За рамками рассуждений о сущности государства оставались иные его характеристики. Прежде всего это относится к тому общесоциальному назначению, которое заключено в государственной организации общества, той значимости порядка, стабильности, которое сопряжено с деятельностью государства и др.
В этой связи в рамках современной теории государства актуально не столько раскрытие классовой сущности государства, сколько всестороннее раскрытие его многостороннего социального назначения. Заметим, в западных теориях государство представляется как надклассовое образование, инструмент примирения классовых, социальных противоречий, выражающих интересы всего общества. В отечественной юриспруденции последних лет признается, что наряду с «классовым следом» в природе государства, необходимо рассматривать и его другие характеристики. С этой точки зрения государство рассматривается как большая социальная и культурная ценность, объективная организация современного общества[8].
По-видимому, в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало, сопряженное с реализацией принуждения, либо общесоциальное (компромиссное). Эти два начала сочетаются в сущности государства, без учета этого характеристика сущности государства не будет полной.
Наиболее важной, качественно постоянной сущностной чертой государства является то, что оно всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом. Государство так или иначе регулирует отношения между всеми социальными группами, является выразителем общих интересов населения, выступает в качестве официального представителя общества, обладает монопольным правом издания властных общеобязательных велений, которые распространяются на всех членов общества. На этой основе осуществляется государственное управление обществом.
В последнее время в литературе высказано мнение, что сущность государства многоаспектна и может выражать классовый, общесоциальный, национальный, религиозный и другие аспекты деятельности государства. При этом упускается из вида, что сущностью государства является его роль, то есть в целом назначение в обществе, а не отдельные виды деятельности. Государство служит общему благу и выступает как орган консолидации различных слоев населения.
Содержание государства. В научной и учебной литературе проблеме содержания государства не уделено необходимого внимания. Прежде всего, отметим, «содержание» - понятие философское, означающее единство всех основных элементов целого, его свойств, связей, существующее и выражаемое в форме[9]. В литературе также высказано следующее суждение: «содержание понятия, в противоположность его форме, есть совокупность признаков, характеризующих природу предмета, явления»[10].
Содержание характеризует не только глубинные принципиально значимые черты, но и другие стороны, грани предмета, явления. Сущность, в отличие от содержания, отражает явление, предмет, социальное образование глубже.
В рамках единой сущности, содержание может быть неодинаковым, например, разное сочетание классовых и общесоциальных начал в условиях авторитарных политических режимов.
В юридической литературе по этому поводу высказано следующее суждение: «под содержанием государства следует понимать его разностороннюю деятельность, направленную на реализацию стоящих перед ним задач»[11]. В этой связи можно сказать, что содержание государства проявляется не только в его деятельности (функциях), но и в его механизме, т.е. системе государственных органов (органы законодательной, исполнительной, судебной власти и др.), и функциях, т.е. основных направлениях его деятельности (внутренних и внешних).
Содержание государства многоаспектно, зависит также от степени воздействия различных социальных сил на государственную власть, на различные ее ветви. Например, представители различных партийных объединений (Единая Россия, КПРФ, ЛДПР) занимают решающие позиции в Государственной Думе РФ, оказывают значительное влияние на принимаемые ею решения.
Социальное содержание российского государства зависит и от национальных отношений, состава национальных республик в современной России, взаимоотношений федеральных органов государственной власти и субъектов федерации.
Существенно то, что содержание в философском смысле «наполняет определенную форму». Соответственно говорится о соотношении формы государства и его содержании, обращается внимание на их единство и несовпадение. Действительно, свою определенность содержание государства приобретает благодаря своей форме. Скажем, федеративное государство как государственная форма – такое государство, которое состоит из ряда государственных образований, на территории которых действуют федеральные и республиканские (субъектов федерации) органы власти.
Содержание государства не статичное состояние, оно находится в процессе постоянного изменения, динамизма. С развитием содержания государства может измениться и его форма. Так, усиление более демократических способов организации и осуществления государственной власти, ее ориентация на обеспечение интересов граждан, может способствовать замене авторитарной формы правления на демократическую, более цивилизованную.
Следовательно, содержание и форма – традиционные философские категории, используемые относительно государства, способствуют раскрытию его специфики как важнейшего политического института, осуществляющего управление делами общества, обеспечивающего его стабильность.