Общее положения

1. Порядок осуществления государственной экспертизы условий труда (далее - Порядок) устанавливает требования к проведению в Российской Федерации государственной экспертизы условий труда (далее – экспертиза), осуществляемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда (далее - органы государственной экспертизы условий труда). Экспертиза проводится в целях оценки соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему государственным нормативным требованиям охраны труда.

2. Объектами экспертизы являются: качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; правильность предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда; фактические условия труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве. Экспертиза соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов государственным нормативным требованиям охраны труда осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Оценка соответствия новой техники и технологий требованиям безопасности, в том числе содержащимся в государственных нормативных требованиях охраны труда, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. По отдельному делопроизводству экспертиза может проводиться только в отношении одного из указанных выше объектов экспертизы. При обращении заявителя с просьбой проведения экспертизы по нескольким 2 объектам, в отношении каждого объекта экспертиза проводится отдельно, с оформлением соответствующих документов (заключений).

3. Основаниями для проведения экспертизы являются: определения судебных органов; обращения органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работников, органов Фонда социального страхования Российской Федерации (далее заявитель). Экспертиза проводится исключительно в объеме и в отношении объектов, указанных в обращении заявителя (определении судебных органов). Заявитель, инициировавший обращение о проведении экспертизы, представляет в органы государственной экспертизы условий труда заявление. В заявлении физического лица указываются: фамилия, имя, отчество заявителя; индекс, адрес места жительства (регистрации); телефон, факс, адрес электронной почты; место работы, должность; причина, вызвавшая необходимость проведения экспертизы; объект экспертизы, в отношении которого необходимо провести экспертизу в соответствии с п.2 настоящего Порядка; сведения о проведении экспертизы впервые или повторно, с указанием периодов проведения предыдущих экспертиз; сведения об объекте экспертизы, содержащие информацию о количественных и качественных характеристиках объекта, с указанием конкретных рабочих мест, структурных подразделений или организации в целом, в отношении которых необходимо провести экспертизу. При этом обязательно указывается наименование работодателя, его адрес, индекс, фамилия, имя, отчество руководителя, телефон, факс, адрес электронной почты, ИНН, код по ОКПО, код по ОКОГУ, код по ОКВЭД, код по ОКАТО; при экспертизе качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда дополнительно указываются сведения об аттестующей организации (сведения обо всех аттестующих организациях, привлеченных работодателем). В заявлении юридического лица дополнительно указываются сведения о заявителе: полное и сокращенное, в том числе фирменное (при наличии), наименование юридического лица в соответствии с записью в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), его организационно- правовая форма; индекс, почтовый адрес места нахождения организации; государственный регистрационный номер юридического лица; ИНН, код по ОКПО, код по ОКОГУ, код по ОКВЭД, код по ОКАТО; фамилия, имя, отчество руководителя;3 телефон, факс, адрес электронной почты. Если заявителем является работодатель, к заявлению прилагаются документация и материалы, установленные в Перечне документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объекта экспертизы) согласно приложению № 2 настоящего Порядка (далее Перечень). Документация и материалы, представляются на бумажном носителе. При наличии у Заявителя технической возможности документация и материалы могут представляться также на электронном носителе. При экспертизе качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда заявитель (при условии что объекты, в отношении которых инициировано обращение расположены на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации) вправе самостоятельно определить орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда, в который будут переданы документы для осуществления государственной экспертизы условий труда. Допускается осуществление государственной экспертизы условий труда по месту нахождения аттестующей организации, проводившей аттестацию рабочих на объектах заявителя.

4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет государственную экспертизу условий труда в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда осуществляют государственную экспертизу условий труда у юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) не подведомственных федеральным органам исполнительной власти. Органы государственной экспертизы условий труда запрашивают и безвозмездно получают документацию и материалы, необходимые для осуществления экспертизы по межведомственным запросам, если указанные документация и материалы находятся в распоряжении иных органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, в подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Органы государственной экспертизы условий труда обязаны: разъяснять бесплатно по запросам заинтересованных лиц порядок проведения экспертизы; допускать к проведению экспертизы лиц, обладающих научными и (или) 4 практическими познаниями по рассматриваемому вопросу, прошедших обучение на право проведения государственной экспертизы условий труда и имеющих удостоверения установленного образца (далее эксперт); организовывать в установленном порядке подготовку и повышение квалификации экспертов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в учреждениях, аккредитованных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации; Органы и эксперты, осуществляющие государственную экспертизу условий труда не должны подвергаться коммерческому, финансовому, административному или другому давлению, способному оказать влияние на выводы и оценки экспертизы. Всякое влияние на результаты экспертизы, оказываемое со стороны внешних организаций и лиц, должно быть исключено.

5. Эксперт, осуществляющий проведение государственной экспертизы условий труда имеет право: в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц); запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы; проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчёты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации; формулировать особое мнение по объекту экспертизы, которое прилагается к заключению государственной экспертизы условий труда.

6. Эксперт, осуществляющий проведение государственной экспертизы условий труда обязан: осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на экспертизу документации и материалов, с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда; составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) объектов экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда; направлять заключения экспертизы в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, аттестующие организации, органы Фонда социального страхования Российской Федерации; соблюдать установленные федеральным органом исполнительной 5 власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда порядок и сроки осуществления экспертизы; обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях и иных документах экспертизы; обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений; при экспертизе качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда известить работодателя и аттестующую организацию (аттестующие организации), привлекаемую работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договоров гражданско-правового характера об условиях и сроках проведения экспертизы; Эксперт не вправе участвовать в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и оказании иных услуг, связанных с объектом экспертизы.

7. При экспертизе качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда оценке соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда подлежат материалы аттестации рабочих мест: приказы работодателя в части организации проведения и завершения аттестации рабочих мест по условиям труда, протоколы заседаний аттестационной комиссии; перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием факторов производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности работника специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, которые необходимо измерять и оценивать в процессе аттестации; наименования профессий и должностей работников, указанные в документах аттестации рабочих мест; отчет об аттестации рабочих мест по условиям труда, включая документы по: оценке соответствия условий труда гигиеническим нормативам; оценке травмоопасности рабочих мест; оценке обеспеченности работников СИЗ; комплексной оценке условий труда на рабочих местах. план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Экспертиза качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда проводится в виде проверки материалов аттестации, представленных заявителем (работодателем по запросу органов государственной экспертизы условий труда) на соответствие государственным нормативным требованиям, содержащимся в Порядке1, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке 1 Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»6 государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

8. При экспертизе правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда оценке соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда подлежит уровень и нормативное основание установления компенсаций: сокращенной продолжительности рабочего времени; ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска; повышенной оплаты труда; компенсаций, установленных действующими нормативными правовыми актами отдельным категориям работников, а также при выполнении отдельных видов работ, учитывающих специфику условий труда таких работ, в том числе в районах с особыми климатическими условиями; молока или других равноценных пищевых продуктов; лечебно-профилактического питания; досрочного назначения трудовой пенсии. Экспертиза правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда проводится в виде проверки локальных нормативных актов работодателя, трудовых и коллективных договоров, материалов аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих сведения об установлении компенсаций, представленных заявителем, на соответствие государственным нормативным требованиям.

9. При экспертизе фактических условий труда на рабочих местах работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве оценке соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда подлежат: здания, сооружения, оборудование, технологические процессы, а также применяемые в производстве инструменты, сырье и материалы; средства индивидуальной и коллективной защиты работников; уровни факторов производственной среды и трудового процесса; режимы труда и отдыха работников; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; материалы аттестации рабочих мест по условиям труда и оценки профессиональных рисков; организация и проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), психиатрических освидетельствований, соблюдение требований о медицинских противопоказаниях; предоставление компенсаций работникам за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;7 санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживанию работников; меры по предотвращению аварийных ситуаций и травмирования работников; меры по оказанию пострадавшим первой помощи; обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; ознакомление работников с требованиями охраны труда; локальные нормативные акты и инструкции по охране труда. Экспертиза фактических условий труда на рабочих местах работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве проводится в виде фактической оценки объектов экспертизы по месту их нахождения, включая оценку документации и материалов, относящихся к объекту экспертизы, на соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: