История возникновения восстановительных поездов, как структурных подразделений в системе Российских железных дорог (РЖД) существует практически столько же, сколько и сама железнодорожная сеть страны. Они относятся к специальным формированиям Министерства путей сообщения Российской Федерации, которые предназначаются для ликвидации последствий сходов с рельсов и столкновений подвижного состава, а также оказания помощи при стихийных бедствиях и ликвидации чрезвычайных ситуаций в качестве аварийно - восстановительных сил и средств.
Пункты постоянной дислокации восстановительных поездов утверждаются Главным управлением по безопасности движения и экологии Министерства путей сообщения РФ по представлению железных дорог и размещаются на крупных железнодорожных станциях, на которых имеется рабочий локомотивный парк.
По инвестиционной программе развития эксплуатационного локомотивного комплекса в 2013 году в г.Твери построено и введено в эксплуатацию локомотивное депо Санкт-Петербург-Пассажирский-Московский Октябрьской дирекции тяги. В настоящее время на полигоне железной дороги в постоянной готовности находятся 6 восстановительных поездов. Это обеспечивает одно из требований чтобы расстояние между пунктами постоянной дислокации восстановительных поездов должно быть не более 200 км.
Основными нормативно-правовыми документами регулирующими проведение ремонтно-восстановительных работ, требования безопасности и порядок формирования ремонтно-восстановительного состава являются: ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, межотраслевые правила, постановления Министерства путей и сообщения.
Восстановительный поезд — специальное формирование, предназначенное для ликвидации последствий сходов с рельсов подвижного состава, а также оказания помощи в пределах своих тактико-технических возможностей при ликвидации последствий происшествий природного и техногенного характера
В состав восстановительного поезда входят: мощный грузоподъемный кран типа ЕДК; вагон-гараж для тракторов и бульдозеров; вагон-электростанция; платформа для тягачей и бульдозеров большой мощности; грузовой крытый вагон для размещения оснастки, накаточных башмаков, домкратов и другого оборудования; пассажирский вагон для перевозки и отдыха крановых бригад; пассажирский вагон со столовой, штабным и медицинским отсеками; платформа для запасных вагонных тележек; платформа под стрелу крана; грузовой крытый вагон под такелажное оборудование. На рисунке 1 представлена схема формирования восстановительного поезда, на рисунке 2 обозначено место дислокации восстановительного поезда относительно главных путей.
Рисунок 1. Состав восстановительного поезда.
1. Кран СМ-515 г.п. - 80 тн. (телескопический) №002
2. Вагон: электростанция.
3. Вагон ЦМВ для перевозки крановых бригад
4. Вагон ЦМВ для перевозки крановых бригад.
5. Вагон: электростанция
6. Платформа для перевозки бульдозера Т-330.
7. Платформа для перевозки бульдозера Т-330.
8. Платформа для перевозки трактора ТДТ-55А.
9. Подстреловая платформа крана ЕДК-300/2.
10. Кран ЕДК-300/2 г.п. – 60 тн.