Первые три года

Теперь давайте разберем поподробнее первые три года жизни. Этот период делится еще на этапы. Первый этап – это действие мочеиспускательного рефлекса. Пока ребенок проходит по родовым путям, он испытывает ощущение боли и страха, у него происходит спазм сфинктеров, и как раз у него формируется мочеиспускательный рефлекс. Поэтому после рождения детеныш, когда писает и какает, плачет. Потому что он тут же вспоминает, как ему было неприятно, и он подает сигнал. Это очень важный сигнал, потому что помогает ему контролировать эту функцию мама. Она здесь, по идее, должна была бы быть на подхвате и должна пользоваться мочеиспускательным рефлексом. Она берет ребеночка, похлопывает по половым органам, он расслабляется и освобождается. Да, и еще сисю дает. Сисю в рот вставляет, похлопывает, и он все делает. Он делает это рефлекторно. На то этот рефлекс и рассчитан – для того чтобы матери было просто этим управлять. И те наши матери, которые у нас дома родили и воткнулись вовремя в действие этого рефлекса, – у них нет никаких проблем с тем, чтобы ребенка высаживать. Он у них очень послушно это делает. И они через некоторое время даже не представляют, что могло быть как-то по-другому. А это очень грамотный момент.

Вот этот мочеиспускательный рефлекс будет действовать до 3 мес. жизни. И нужен он нам для того, чтобы наша мама была чистой. Представляете в пампасах обкаканную маму, которой идти далеко до источника, а тут леопарды кругом бегают, тигры – это же источник запаха очень сильный, приятный такой для тигра. Очень легко обнаружить, если за 3 км шибает. И не будет же мама постоянно сидеть в источнике. Так его и высаживают каждые 15 минут. А какие проблемы, если он лежит у вас на руке с голой попкой – каждые 15 мин его по попке постучать над раковиной? Вообще ребенок, по его мнению, находится в лесу. Это у вас – раковины, ковры, унитазы. Поэтому он считает, что это ваши проблемы. Ковры завели – вам и спасаться.

Эти функции обеспечивает одно нервное окончание. Поэтому когда ребенка прикладывают к груди и похлопывают, он и писает, и какает одновременно. Вообще, по мнению новорожденного, все это у него происходит где-то снизу и в одном месте. Разницы он не видит между мочеиспусканием и дефекацией: усилие-то одно он делает.

Еще давайте скажем о том, что новорожденный ребенок мало того, что думает, что он в лесу и у него земля под ногами, да еще он не знает, что у него тело есть. У него есть только рот. А всего остального у него нет. Рот – это очень важно. Надо же сосать, чтобы спастись от бед всяких разных. А все остальное – это потом.

И следующий этап, который мы переживаем – это привязка к телу. Примерно месяца в 2–2,5 ребенок по мельканию перед глазами начинает понимать, что это мелькание как-то с ним связано. И вдруг он начинает определять, что можно что-то с этим делать, и понимает, что вот то, что моталось, оказывается, это его. Так оно и есть – если помните детей, как они руки рассматривают. Как раз примерно в это время, когда они пукают или какают, у них такой настороженный и сосредоточенный вид. У них мысль такая: «Где это? У меня или не у меня?» Потом они приходят к выводу, что у меня, но где-то там внизу. И начинают себя ощупывать. Когда они начинают захватывать рубашечку – это они живот нашли. Потом они начинают захватывать ногу и гениталии. И потом, когда они начинают переворачиваться на живот – это месяца в 3–4. Мама высаживает ребеночка, он ей выдает три капли, потом переворачивается на живот и дует под себя. Он так делает нерегулярно, а только периодически, из исследовательских соображений. Потому что когда он лежит и прикасается половыми органами к поверхности, он чувствует: «О, это происходит у меня!» Он сделал открытие очень важное и понял, что его тело где-то там, внизу, и этим местом он чего-то делает.

Еще хочу отметить важный момент: на этом этапе, когда мы определяем свое тело и хватаем себя за половые органы, очень важно, чтобы ребенок нашел свои половые органы. Если мы нашли женские половые органы, значит в будущем мы будем девочкой, если мужские – то мальчиком, а если мы нашли памперс или штаны, то у нас всю жизнь будет висеть вопрос: кто мы? А потом, когда мы будем жениться или выходить замуж, перед нами будет вопрос: на ком жениться – на колготках или на памперсе Huggies? Это очень сложный вопрос. Особенно для молодых людей, которые никак не могут определиться. Представьте себе, какой кошмар у одетого ребенка: у него нет не только половых органов, но и рук, ног, живота. Только рот. Так на всю жизнь одним ртом и останется. Вот она психология. А все думали: памперс плохо, памперс неплохо. А ларчик просто открывался. Собака была совершенно в другом месте зарыта.

Мы обнаружили свое тело, нашли свои половые органы и пошли дальше. Мы поняли, что это делали мы, вот этим местом. Но тут у нас встает следующий вопрос: а что же мы такое делаем? Этот вопрос встает у ребенка примерно месяцам к 6. Это третий этап. Здесь как раз начинаются рассказы про размазанные какашки, ровным слоем оштукатуренные стены и т.д. Ребенку на этом этапе нужно определить, что он такое сделал. Это же выливается из него, надо знать, что это такое. В психологии и психиатрии считается, что ребенок, который начал интересоваться тем, какие какашки из него вываливаются, – это очень умный ребенок. Действительно, на полном серьезе ученые мужи говорят, что тот, кто интересуется своими какашками, – это интеллектуально продвинутый товарищ. Причем интересно, что они переносят это на подростков еще. Видимо, кто-то не прошел этот этап в раннем возрасте – надо же его когда-то пройти и, наконец, узнать, что там за тайна скрывается!

В 6–8 месяцев, когда ребенок начинает вертеться и ползать, он может покакать и пописать, потом подползти к этому месту, потрогать, понюхать, попробовать на вкус. Мы даем ребенку познакомиться с этим хозяйством, и лучше это дело не затягивать, потому что в природе так и происходит. Кстати говоря, если ребенку не давать знакомиться, то он все равно найдет возможность, но сделает это за занавеской или под столом, и вы определите содеянное уже по запаху. Поэтому лучше делать все под контролем, при старших товарищах.

Следующий этап – установление визуального контроля. Ребенок задается вопросом: «Как же я это делаю?» Это 7–9 мес., когда мы начинаем наблюдать за процессом мочеиспускания. Это очень увлекательный процесс. Мальчики иногда пытаются ловить струйку.

Следующий этап – овладение контролем над функцией. Этот период начинается примерно в год. Овладение контролем выражается в том, что ребенок начинает изощряться. Он начинает писать на разные поверхности, пытаться попасть в кувшины, бутылки, сковородки, тарелки, кошельки. Весь подручные материал может быть использован. Мы начинаем очень любить писать на мягкие поверхности впитывающие. Ребенок же в лесу, он никак не может понять, где же земля. Поэтому все то, что ему хоть как-то напоминает родную землю, он начинает использовать. Процесс этот очень долгий, он долго переселяется из леса в квартиру.

Следующий этап – социализация функции: нас начинает интересовать, а как же это делают все? Здесь начинаются рассказы про то, как ребенок врывается в туалет ко взрослым. Если у нас ребенок оказывается под рукой, мы залазим к нему в горшок, хотим смотреть, что он там делает. Если старший сильно сопротивляется, младший находит позу, залазит туда, голову подсовывает.

Как раз в интервале между 1,5 и 2 годами дети садятся на горшок регулярно. Возраст, когда на горшок садятся все, если они эти стадии прошли, это год и 8 мес. Япония своих детей исследовала, у них тоже год и 8 – год и 10 – самый оптимальный срок. Самый ранний срок – это год и 4 мес., когда есть множество примеров извне. Раньше года и 4 мес. они не садятся категорически: они другим заняты, они же в лесу. Если ребенок сел на горшок раньше, тревожьтесь, потому что он может с него встать и не сесть до 3 лет. Если ребенок позже этого срока не садится на горшок, это может говорить о неврологии или о недостаточном внешнем примере. Надо регулярно приводить в гости тех, кто сидит на горшке, и говорить: «Вот!»

Следующий этап – ритуализация. Ритуализация – это закрепление. Ритуал возникает тогда, когда нам нужна повышенная степень надежности. Если мы все правильно поняли и правильно делаем, все должно повторяться в определенном порядке, чтобы мы совсем устаканились. Если у нас возникнет ритуал усаживания на горшок и вставания с горшка, не очень хорошо продуманный мамой, можно иметь много всяких неприятностей. Как мы идем на горшок? Сначала нам захотелось какать. После 2 лет мы не просто так идем на горшок. Мы сообщаем всей семье, что идем на горшок. Мы берем с собой игрушки, книжки. Подходим к горшку только с левой ноги. Раскладываем книжки только в этом порядке, потом два притопа, три прихлопа, сели. Посидели строго отведенное время. Потом встали с правой ноги. Ошибки быть не должно. Если встали не с той ноги, вернулись и переделали. Дошли до унитаза. Здесь очень важный момент, кто выливает из горшка. Обязательно, чтобы был строгий порядок, кто выливает из горшка. Потому что если вылил не тот, кто должен был, мы будет три часа плакать над унитазом: «Отдай какашку!» Причем никакие предложения принести какашку с улицы или покакать заново нас не устраивают. «Верните ту какашку, которую отобрали!» Этому очень сложно препятствовать, проще отрехтовать ритуал на стадии становления и хорошо подумать, кому какую роль определить. Я вас специально предупреждаю, потому что это действительно так и есть. Если с ребенком сидят разные люди, значит и ритуал должен быть такой, что они выливают каждый в свою смену.

Дальше у нас идет завершающий этап, ближе к 3 годам, и заключается он в том, что ритуал сильно упрощается и превращается в чисто техническое действие. Например, он минимизируется до того, что ребенок подходит к маме и говорит: «Я пошел какать». Очень важно сообщить. Потом он делает свое дело, приходит и говорит: «Я уже!»

Ребенок идет на горшок с самого начала только по собственному желанию. Если вы где-то пережали, то надо исправлять ошибку путем повторения тех этапов, которые были не пройдены. Потому что пока он этих этапов не пройдет, он не устаканится. И очень нехорошо, когда он в более позднем возрасте это проходит. В этом смысле очень показательны дети в памперсах, когда с них снимают памперсы в 3–4 года. Ребенок проживает все те же самые этапы, которые он должен был прожить еще в том возрасте. Просто они проходят немного в другой форме и чуть побыстрее. Но на некоторых местах, особо интересных, он может очень сильно задерживаться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: